|
Вахитова Г. Х. «Зимующие птицы» Вахитова Г.Х.
«Зимующие птицы»
(занятие русского языка в подготовительной к школе группе)
Программное содержание:
Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменшительно-ласкательной форме.
Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.
Воспитательные задачи: воспитание любви к птицам, желания помочь им.
Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.
Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.
Ход занятия:
Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.
- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.
Звучит аудиозапись пения птиц.
- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)
- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)
-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать.(синица, воробей, сорока.)
-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)
- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.
Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»
- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?
Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц. (голова, крылья, туловище, клюв.)
- Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково». ( голова –головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.
Игра «Дятел».
Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):
Я по дереву стучу,
Хоть он скрылся под корой,–
Червячка добыть хочу,
Все равно он будет мой.
- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.
Появляется иллюстрация дятла.
Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.
Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.
Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.
- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? ( Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.
Пальчиковая игра
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
- Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.
Проводится игра «Один – много».
(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)
- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.
– Кто это?
– Строение.
– Чем питается?
– Как передвигается?
– Как голос подает?
– Кто и как заботится о птицах зимой?
Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какое полезное дело для леса делают дятлы?
- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?
- Почему дятлов надо охранять?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания! |
|
|