Главная страница


«Как построен текст» 1 класс, 2-ая часть, с. 42-43



Скачать 49.55 Kb.
Название«Как построен текст» 1 класс, 2-ая часть, с. 42-43
Фирсова Ольга Андреевна
Дата20.02.2016
Размер49.55 Kb.
ТипКонспект

Практическое задание по курсу

«Риторика как учебный предмет в начальной школе»

выполнила Фирсова Ольга Андреевна.
Конспект факультативного занятия по риторике.

Тема: «Как построен текст» 1 класс, 2-ая часть, с.42-43.

Цель: научить учащихся выделять начало, основную часть, конец текста.

Личностные результаты:

  • осознавать роль речи в жизни людей;

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;

  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника;

  • учиться договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметные результаты:




Этап

занятия

Ход занятия

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Рада вас всех сегодня видеть. Садитесь, пожалуйста.

Учащиеся приветствуют учителя и садятся на свои места.

Речевая разминка

Начнем мы наше занятие сегодня с речевой разминки. Вспомните, для чего нам нужна речевая разминка?

Совершенно верно, начнем с дыхания.

Дыхание: «Математик».

Счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; добрать воздух –  счет до 5; добрать воздух  от 5 до 1.




  • Речевая разминка нужна нам для того, чтобы разработать наш речевой аппарат.

  • Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.




Следующие упражнения помогут нам разогреть наш речевой аппарат.

Артикуляция:

«Дудочка»

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.




  • Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения.




Чтение блоков:

На доске надпись:

Ха-Ха-Ха

Да-Да-Да

Прочитайте слоги сначала с ударением на первый слог, потом на второй слог, потом на третий слог.

  • Учащиеся читают слоги в соответствии с заданием.

А теперь потренируемся в произнесении чистоговорок:

На доске надпись:

Ча-ча-ча – вот так удача.

Чу-чу-чу – кулича хочу.

Чи-чи-чи – пеки куличи.

Сначала я вам прочитаю так, как нужно, а потом мы все вместе хором попробуем очень чисто проговорить.

  • Учащиеся проговаривают чистоговорки хором.

Объяснение нового

Прочитайте рассказ.

Можно ли его назвать текстом? Почему?

О ком этот текст?

Что делала собака вначале?

Кого увидела собака в речке?

Почему собака бросила свой кусок мяса?

Удалось ли собаке отнять чужое мясо? Почему?

Что произошло со «своим» мясом?

С чем осталась собака?

Каждый текст состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка.

В данном тексте начало - это первое предложение: «Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо».

Основная часть: «Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло».

Концовка: «И осталась собака ни с чем».

Чтение текста вслух одним из учащихся.

Текст о собачке.

Собака шла через реку и несла в зубах мясо.

Собака увидела в речке другую собаку с куском мяса.

Потому что ей захотелось еще один кусок мяса.

Нет. Потому что другого мяса «вовсе не было».

«А свое волной унесло».

И осталась собака ни с чем.

Первичное закрепление

с.42 «Собери текст» (работа в парах)

Текст из учебника напечатан на листочках и разрезан на три части.

Задание: Попробуйте определить, какая часть является началом, какая основной частью, а какая концовкой, и соберите текст.

Работать вам придется в парах, поэтому давайте вспомним правило работы в парах.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Молодцы! А теперь в рабочих тетрадях раскрасьте начало – красным цветом,

основную часть – желтым цветом,

концовку – зеленым цветом.




  1. Один говорит, другой слушает.

  2. Свое несогласие высказывай вежливо.

  3. Работать должны оба.

Работая в парах, учащиеся создают текст.

После фронтальной проверки, учащиеся раскрашивают в рабочих тетрадях начало – красным цветом, основную часть – желтым цветом, концовку – зеленым цветом.

Ортологичес-кая

пятиминутка

Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Раньше был он сорняком,
А теперь на грядке
Всходит он густым пучком,
В щи идёт в достатке.


На доске появляется картинка с изображением щавеля и надпись

Я щиплю щаве´ль.

Мы щиплем щаве´ль.

Ты щиплешь щаве´ль.

Он щиплет щаве´ль.

Они щиплют щаве´ль.

Прочитайте. Как произнести правильно? Давайте расставим ударения.

Прочитаем хором, правильно расставляя ударения.

Это щавель.

Фронтальная работа учащихся по заданию.

Самостоятельная

работа

Что нового мы узнали сегодня?

Молодцы!

А теперь возвращаемся к нашим тетрадям.

с.43 Работа с текстом «Про петушка и курочку».

Задание: Прочитай текст.

Найди в тексте «начало», «основную часть», «концовку». Сделай пометки зеленым карандашом между частями текста.

Теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаши и проверьте работу своего товарища.

Если работа выполнена верно, нарисуйте на полях улыбающееся солнышко.

Мы узнали, что каждый текст состоит из 3 частей: начала, основной части и концовки.

Самостоятельная работа.

Проверка в парах.