|
«Как построен текст» 1 класс, 2-ая часть, с. 42-43 Практическое задание по курсу
«Риторика как учебный предмет в начальной школе»
выполнила Фирсова Ольга Андреевна. Конспект факультативного занятия по риторике.
Тема: «Как построен текст» 1 класс, 2-ая часть, с.42-43.
Цель: научить учащихся выделять начало, основную часть, конец текста.
Личностные результаты:
осознавать роль речи в жизни людей;
соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты:
реализовывать простое высказывание на заданную тему;
самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника;
учиться договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты:
Этап
занятия
| Ход занятия
| Деятельность учащихся
| Оргмомент
| Здравствуйте, ребята. Рада вас всех сегодня видеть. Садитесь, пожалуйста.
| Учащиеся приветствуют учителя и садятся на свои места.
| Речевая разминка
| Начнем мы наше занятие сегодня с речевой разминки. Вспомните, для чего нам нужна речевая разминка?
Совершенно верно, начнем с дыхания.
Дыхание: «Математик».
Счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; добрать воздух – счет до 5; добрать воздух от 5 до 1.
|
Речевая разминка нужна нам для того, чтобы разработать наш речевой аппарат.
Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.
| Следующие упражнения помогут нам разогреть наш речевой аппарат.
Артикуляция:
«Дудочка»
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
«Заборчик»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
|
Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения.
| Чтение блоков:
На доске надпись:
Ха-Ха-Ха
Да-Да-Да
Прочитайте слоги сначала с ударением на первый слог, потом на второй слог, потом на третий слог.
| Учащиеся читают слоги в соответствии с заданием.
| А теперь потренируемся в произнесении чистоговорок:
На доске надпись:
Ча-ча-ча – вот так удача.
Чу-чу-чу – кулича хочу.
Чи-чи-чи – пеки куличи.
Сначала я вам прочитаю так, как нужно, а потом мы все вместе хором попробуем очень чисто проговорить.
| Учащиеся проговаривают чистоговорки хором.
| Объяснение нового
| Прочитайте рассказ.
Можно ли его назвать текстом? Почему?
О ком этот текст?
Что делала собака вначале?
Кого увидела собака в речке?
Почему собака бросила свой кусок мяса?
Удалось ли собаке отнять чужое мясо? Почему?
Что произошло со «своим» мясом?
С чем осталась собака?
Каждый текст состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка.
В данном тексте начало - это первое предложение: «Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо».
Основная часть: «Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло».
Концовка: «И осталась собака ни с чем».
| Чтение текста вслух одним из учащихся.
Текст о собачке.
Собака шла через реку и несла в зубах мясо.
Собака увидела в речке другую собаку с куском мяса.
Потому что ей захотелось еще один кусок мяса.
Нет. Потому что другого мяса «вовсе не было».
«А свое волной унесло».
И осталась собака ни с чем.
| Первичное закрепление
| с.42 «Собери текст» (работа в парах)
Текст из учебника напечатан на листочках и разрезан на три части.
Задание: Попробуйте определить, какая часть является началом, какая основной частью, а какая концовкой, и соберите текст.
Работать вам придется в парах, поэтому давайте вспомним правило работы в парах.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Молодцы! А теперь в рабочих тетрадях раскрасьте начало – красным цветом,
основную часть – желтым цветом,
концовку – зеленым цветом.
|
Один говорит, другой слушает.
Свое несогласие высказывай вежливо.
Работать должны оба.
Работая в парах, учащиеся создают текст.
После фронтальной проверки, учащиеся раскрашивают в рабочих тетрадях начало – красным цветом, основную часть – желтым цветом, концовку – зеленым цветом.
| Ортологичес-кая
пятиминутка
| Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Раньше был он сорняком, А теперь на грядке Всходит он густым пучком, В щи идёт в достатке.
На доске появляется картинка с изображением щавеля и надпись
Я щиплю щаве´ль.
Мы щиплем щаве´ль.
Ты щиплешь щаве´ль.
Он щиплет щаве´ль.
Они щиплют щаве´ль.
Прочитайте. Как произнести правильно? Давайте расставим ударения.
Прочитаем хором, правильно расставляя ударения.
| Это щавель.
Фронтальная работа учащихся по заданию.
| Самостоятельная
работа
| Что нового мы узнали сегодня?
Молодцы!
А теперь возвращаемся к нашим тетрадям.
с.43 Работа с текстом «Про петушка и курочку».
Задание: Прочитай текст.
Найди в тексте «начало», «основную часть», «концовку». Сделай пометки зеленым карандашом между частями текста.
Теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаши и проверьте работу своего товарища.
Если работа выполнена верно, нарисуйте на полях улыбающееся солнышко.
| Мы узнали, что каждый текст состоит из 3 частей: начала, основной части и концовки.
Самостоятельная работа.
Проверка в парах.
|
|
|
|