Главная страница

Урока Тема урока Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Дидактические цели



НазваниеУрока Тема урока Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Дидактические цели
Дата05.03.2016
Размер85.1 Kb.
ТипУрок

Технологическая карта урока


Тема урока

Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Дидактические цели:


Обеспечить восприятие и осмысление понятий детонационная стойкость бензина, октановое число. Показать значение важнейших нефтепродуктов для современного человека и для экономики страны в целом.

Целеполагание от ученика

Личностные цели: реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета.
Предметные цели: знать основные понятия, явления, законы.

Когнитивные цели: познать объекты окружающей реальности; изучить способы решения возникающих проблем.

Оргдеятельностные цели: уметь ставить перед собой цель; планировать деятельность.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Обучающийся выделяет скрытые (неясные) предположения, оценивает значимость данных.
Обучающийся использует знания из разных областей, чтобы составить план решений той или иной проблемы.
Обучающийся проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих, проявляет восприимчивость к потребностям и проблемам других людей, проблемам общественной жизни
Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебной дисциплине
Обучающийся  целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере — создать условия работы в коллективе и  индивидуально, воспитывая  тем самым ответственность перед выполнением заданий, добросовестность.

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной сфере — развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, умения самостоятельно добывать нужную информацию.

Метапредметные результаты:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения химической информации.
    Предметные результаты:
    1. В познавательной сфере:

  • углубить и расширить знания учащихся о способах получения и использования продуктов нефтепереработки на примере химических процессов – крекинга и риформинга; познакомить учащихся с наиболее важными экологическими проблемами, возникающими при использовании важнейших нефтепродуктов;

  • знать продукты, получаемые в результатах получаемых в результате процесса термического и каталитического крекинга нефти;

  • описывать полезные ископаемые;

  • развить умения и навыки прогнозирования новых химических синтезов и их технологических особенностей;

  • уметь объяснять явления, происходящие при переработке нефти;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды.

3. В трудовой сфере:

  • уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов.
    4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • знать способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.

План урока

Организационный момент.

Актуализация знаний

1 этап изучения новых знаний и способов деятельности

Первичная проверка понимания изученного

Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

2 этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Закрепление

Запись домашнего задания

Подведение итогов.

Рефлексия

Метод обучения,

технологии

Рассказ

Демонстрация

Практические методы обучения (лабораторная работа)

Работа в парах
-проблемное обучение;

-проектные методы обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная

-комбинированный урок

Приемы деятельности учителя

  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

  • демонстрация учащимся таблиц, схем с целью иллюстрирования отдельных выводов;

  • предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

  • инструктаж учащихся (по составлению таблиц по работе с текстом учебника);

  • задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;

  • задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;

  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы.

Познавательные вопросы и задания


Быстро ответьте на вопросы:

Перегонка нефти (ректификация)

Разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре (пиролиз)

Расщепление углеводородов, содержащихся в нефти (крекинг)

Маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета (нефть)

Остаток после перегонки нефти (мазут)

Один из продуктов крекинга нефти используемый в качестве охлаждающей жидкости для двигателя автомобиля (антифриз)

Можно ли выразить состав нефти одной формулой? (нет)
Одинаковыми ли физическими свойствами обладает нефть разных месторождений? (нет)

Еще Д.И. Менделеев говорил, что топить нефтью – это значит, топить денежными ассигнациями. Почему он так говорил?

С одной стороны, нефть – эффективное топливо, с другой – из нее можно получить много ценных продуктов.

Каковы перспективы развития нефтяной отрасли в России?

Что можно сделать, чтобы уменьшить вред, наносимый нефтью природе?

Что собой представляет нефть по составу?

Перечислите основные свойства нефти.

Какие способы переработки нефти вы узнали на уроке?

Почему на транспорте используют разные виды топлива? А в разных автомобилях – разные марки бензина. Что нужно знать?

Ситуационные задачи:

1. У вас возникло подозрение, что работники автозаправочной станции, где вы постоянно заправляетесь, добавляют в бензин воду. В вашем хозяйстве есть гашеная и негашеная известь. Можно ли с помощью этих веществ проверить свои подозрения? Потребуются ли для этого еще какие-то вещества?

(добавить в бензин негашеной извести, если есть вода-раствор приобретет щелочную реакцию, которую можно определить с помощью индикаторной бумаги)

2. Примесь воды в бензине ухудшает все характеристики работы двигателя. Но в морозную погоду такое мошенничество может привести и к более тяжелым последствиям – двигатель вообще не сможет работать. Что может стать причиной остановки двигателя в мороз, если бензин разбавлен водой?

(вода может замерзнуть в бензопроводе и закупорить его)

Организация деятельности учащихся

рассматривают схему ректификационной колонны;

знакомятся с принципами работы ректификационной колонны;

объясняют явления, происходящие при переработке нефти;

проводят лабораторную работу по ознакомлению с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»;

получают информацию об октановом числе;

анализируют текст учебника и

выясняют способы повышения октановости бензина.

Место в структуре темы

Тема 2. Углеводороды и их природные источники.

15-ий урок темы, изучение нового материала.

Развиваемые УУД

Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Крекинг» «Детонация», «Октановое число». Работают с интерактивной схемой ректификационной колонны и знакомятся с принципами её работы;

объясняют явления, происходящие при переработке нефти;

знакомятся с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»;

выясняют способы повышения октановости бензина. Решают проблему экологического загрязнения, связанную с производством и потреблением бензина и горюче-смзочных веществ.

Метапредметные:

Регулятивные: управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; умение решать проблемы.

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; самостоятельное выделение необходимой информации; добывать, перерабатывать и представлять информацию; извлекать информацию, делать логические выводы.

Коммуникативные: уметь вести дискуссию; четко  выражать свои мысли; оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом; слушать и понимать партнера.

Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; выработать свою жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего будущего.

Средства обучения, оборудование

Коллекция «Нефть», физическая карта России.

Вещества (сырая нефть, образцы нефтепродуктов, бромная вода, раствор перманганата калия, вода).

Текст учебника, ТСО, лабораторное оборудование, видеоролик «Нефть», презентация «Нефть и нефтепродукты», модуль ФЦИОР «Нефть, добыча, переработка и применение»

Основные понятия и термины урока

Бензин, крекинг, детонационная устойчивость, детонация, октановое число, риформинг, ароматизация нефтепродуктов.

Домашнее задание

§ 8, вопросы 5-9 после параграфа, выучить ключевые понятия темы.

Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ.

Оценки за урок

За промежуточный и итоговый контроль, за активные ответы.

Источники информации

Учебная литература:

Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ.

2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013

3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012

4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013

5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014

6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011

Электронный ресурс:

1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004

2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003.

3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007.

4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001.

5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002