Главная страница

Урока по математике для 5 класса по теме: «Доли и дроби»



Скачать 32.54 Kb.
НазваниеУрока по математике для 5 класса по теме: «Доли и дроби»
Дата05.04.2016
Размер32.54 Kb.
ТипУрок

Конспект урока по математике для 5 класса по теме: «Доли и дроби»

Учитель: Ермак Е.М.

Цели:

  1. познакомить с понятием дроби и его содержательным смыслом; сформировать умение читать и записывать дробь;

  2. развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;

  3. воспитание чувства самоуважением и взаимоуважения

Формы проведения урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор; индивидуальные карточки для самостоятельной работы, презентация урока

Ход урока:

  1. Орг. класса.

  2. Устная работа.

    Слайд 1.

    52:2 = 26

    72:24 = 3

    95:5 = 19

    96:3 =32

    84:28=3

    +24 = 50

    •12= 36

    +56 = 75

    +28 = 60

    •18 =54

    :25 = 2

    +34 = 70

    :3 = 25

    : 4 = 15

    +46=100

    •36 = 72

    :5 = 14

    -8 = 17

    •5 = 75

    :20 = 5

    :18 = 4

    + 56 = 70

    •3 = 51

    :25 = 3

    •3 =15

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

«Мама купила торт и разрезала его на четыре равные части: папе, двум детям и себе. Сколько частей съел каждый?».

Слайд 3-4.

  1. Изучение нового материала.

Эти равные части называют доли. Так как торт разделили на 4 равные доли, то каждый получил « одну четвёртую долю торта».

Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки и т.д. Назовите ещё несколько слов с этой приставкой.

Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая.

- Когда образуются доли? Тогда, когда один предмет (торт, плитка шоколада) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части. Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу (работа по слайду 5).

Доля или сумма долей образуют дробь. (слайды 6).

-На сколько равных долей разделили первый прямоугольник? Второй прямоугольник? Какую долю составляет закрашенная часть?

Обозначение и запись. (Слайд 7).

Что показывает числитель и знаменатель дроби?

-Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. Числитель пишут над чертой, а знаменатель – под чертой.

Такие дроби называют обыкновенными.

  1. Физминутка.

  2. Первичная проверка понимания, закрепление знаний.

1. Фронтальная работа ( слайд 8)

Какой дробью выразим закрашенную часть фигуры?

Ответ ученика: фигура разделена на 4 равные части, каждая часть составляет фигуры. Закрашено 3 части, они составляют фигуры.

Слайд 9. Прочитайте обыкновенные дроби, назовите числитель и знаменатель.

Запишите дроби:

а) одна восьмая;

б) три десятых;

в) две пятых;

г) пять шестых;

д) семь девятых;

е) одиннадцать сотых.

2. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Слайд 10).

3. Работа с учебником.

3. Работа в парах по карточкам (разноуровневые задания)

(Слайд 11)

Вариант А

1. Какая часть фигуры закрашена?



Вариант B

1. Какая часть фигуры закрашена?



Дополнительные задания. (Слайд 12).

1. Придумайте три дроби и запишите их на листочке словами. Предложите соседу записать их цифрами. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.

2. Запишите дробь, у которой

а) числитель равен значению выражения 5883: 37 – 2852: 46, а знаменатель – значению выражения 43 (95 – 32) : 21;

б) числитель равен 23, а знаменатель на 21 больше.

3. Целое разделено на 20 равных частей. Как называются 1, 3, 7, 10 таких частей.

  1. Итог урока.

(Слайд 13).

  1. Домашнее задание. П. , №


Сведения из истории математики о возникновении дробей.

В самых древних дошедших до нас письменных источниках – вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах - встречаются не только целые числа, но и дроби. Дроби были нужны для измерения различных величин в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия этих единиц измерения стали первыми названиями дробей. В греческих сочинениях по математике дробей не встречалось. Греческие учёные считали, что математика должна заниматься только целыми числами. Впервые в привычном для нас виде дроби стали записывать индусы около 1500 лет назад, но они не использовали черту между числителем и знаменателем. Черту стали употреблять только с XVI века.

  1. Комментирование оценок.