|
Урок с презентацией в 11-м классе "Методы решения показательных уравнений" Урок с презентацией в 11-м классе "Методы решения показательных уравнений" . Старостина Ирина Викторовна, учитель математики
МБОУ гимназия №2 г. Зарайска, Московской области.
Цели урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с определением показательного уравнения и основными методами и приемами решения показательных уравнений;
Развивающие: Сформировать умения и навыки решения несложных простейших показательных уравнений. Продолжить развивать логическое мышление учащихся. Развивать навыки самостоятельной работы. Развивать навыки самоконтроля.
Воспитательные: Развивать познавательный интерес к предмету. Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, тесты, таблицы, доска.
Тип урока: комбинированный.
Последовательность изложения:
1) Организационный момент
2) Мотивация урока.
3) Актуализация опорных знаний. Проверка усвоения учащимися пройденного материала через:
а) проверка домашнего задания через интерактивную доску и листок с готовыми заданиями; 3 мин.
б) устные упражнения. 4 мин.
2) Изучение нового материала:
а) определение показательного уравнения; (интерактивная доска); 4 мин.
б) способы решения показательных уравнений (интерактивная доска); 2 мин.
в) решение показательных уравнений. 15 мин.
4)Первичное усвоение знаний:
а) обучающий тест-контроль. 8 мин.
б) самопроверка (интерактивная доска). 2 мин.
5). Рефлексия .1 мин.
6) Домашнее задание, (интерактивная доска). 1 мин.
ХОД УРОКА: 1. Организационный момент .
2. Мотивация урока.
Дорогие ребята!
Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что математика– интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
3.Актуализация опорных знаний. Проверка усвоения учащимися пройденного .
На предыдущих уроках мы рассмотрели показательную функцию и ее свойства, а сегодня и на последующих уроках рассмотрим показательные уравнения и способы их решения.
а) проверка домашнего задания. (По готовому чертежу на интерактивной доске).
Слайд № 1, № 2. (Презентация)
№ 457 (г)
№ 458 (г)
№ 446 (а, г), № 446 (г), № 448 (в) – вывесить на перемене на листочке, проверить на перемене.
б) устные упражнения. Слайд № 3.
1) а) у = 2х ; б) у = ( 0,2)х ; в) у = ( х-2)3; г) у = х2; д.) у = πх ; е) у = 3-х .
Какие из функций являются показательными?
Дайте определение показательной функции.
Какие из них являются возрастающими? Убывающими? Почему?
2) Слайд № 4.
Какой из графиков является графиком показательной функции у = πх?
3) Слайд № 5.
Какие свойства степеней использованы?
а) 3х * 32 = 3х+2; б) 2х+3 = 2х * 23,
Как упростили выражения?
Какие свойства степеней применили?
А теперь применим их в обратном порядке (справа налево).
4) как представить в виде степени?
9х = (32)х = 32х = (3х)2.
5) Слайд № 6.
Вынести общий множитель за скобки. (По готовой записи.)
а) 4х + 4х+2 = 4х + 4х * 42 = 4х * (1 + 42) = 4х * 17;
б) 10х-1 + 10х = 10х-1 * (1 + 10) = 10х-1 * 11.
а) какой множитель выносят за скобки? (С наименьшим показателем степени.)
Что для этого сделали? (Представили в виде 4х+2 = 4х * 42.)
б) За скобки выносят общий множитель с наименьшим показателем степени. Чтобы найти многочлен, заключенный в скобки, надо каждый многочлен разделить на вынесенный множитель по правилу аm: an = am-n.
4. Первичное изучение нового материала.
Мы повторили свойства степеней и показательной функции для лучшего усвоения и понимания новой темы “ Методы решения простейших показательных уравнений”.
Слайд № 7. (Работа со слайдом)
а) определение показательного уравнения.
Определение: показательное уравнение- это уравнение, содержащее переменную в показателе степени.
Простейшие показательные уравнения вида ах = в, где а> 0, а ≠1.
1) при в > 0 уравнение имеет единственный корень, т.к. прямая у = в, при в> 0 имеет с графиком функции у = ах одну единственную точку.
2) при в < 0 уравнение корней не имеет т. к. при в < 0 прямая у = в не пересекает график показательной функции.
3) для решения уравнение представляем в виде ах = ас.
б) методы решения показательных уравнений. Слайд № 8.
Метод приведения степеней к одинаковому основанию.
Вынесение общего множителя за скобки.
Метод введения новой переменной.
Метод почленного деления.
Метод группировки.
Графический метод.
Слайд № 9.
“ Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и в последствии подтвердить это, - что следуя этому методу мы достигнем цели”. Лейбниц
Сегодня мы рассмотрим три метода решения уравнений.
в) решение простейших показательных уравнений. (Работа на доске и в тетрадях)
1. Приведение к одинаковому основанию левой и правой части уравнения.
а) с объяснением у доски;
б) комментировано;
в) самостоятельно в тетрадях, один – у доски.
а) 2х+6 = 8;
2х+6 = 23,
Основания степеней равны, значит, равны и показатели степеней.
Х + 6 = 3,
Х = -3.
Ответ: - 3.
б) (1/5)2х = 125;
5-2х= 53,
- 2х = 3,
х = - 1,5.
Ответ: - 1,5.
в) 10х-2 = - 10;
т.к. -10< 0, то уравнение корней не имеет.
Ответ: корней нет.
2. Вынесение общего множителя за скобки.
а) 4х+1 + 4х = 320, вынесем за скобки степень с наименьшим показателем.
4х * 4 + 4х = 320,
4х (4 + 1) = 320,
4х * 5 = 320,
4х = 320: 5,
4х = 64,
4х = 43,
х = 3.
Ответ: 3.
б) 6х+1 + 35 * 6х-1 = 71,
6х-1 (62 + 35) = 71,
6х-1 * 71 = 71,
6х-1 = 71: 71,
6х-1 = 1,
6х-1 = 6 0,
х – 1 = 0,
х = 1.
Ответ: 1.
За скобки выносят член с наименьшим показателем степени. Чтобы найти многочлен, заключенный в скобки, надо каждый член многочлена, стоящего в левой части уравнения, разделить на вынесенный множитель, Деление осуществлять по правилу: аm : an = am-n.
3. Введение новой переменной.
Вводится переменная у = ах и рассматривается квадратное уравнение относительно новой переменной.
а) 7 2х _ 6 * 7х - 7 = 0,
пусть у = 7х, тогда
у2 -6у – 7 = 0,
Д = 36 + 28 = 64,
У1 =(6+8)/2= 7;
У2 =(6-8)/2= -1:
1) 7х = 7; 2) 7х = -1;
Х = 1 решений нет.
Ответ: 1.
б) 4х – 5 * 2х + 4 = 0, т. к. 4х = (22)х = (2х )2, то
( 2х)2 – 5* 2х + 4 = 0,
пусть у = 2х, тогда
у2 – 5у + 4 = 0,
Д = 25 – 16 = 9,
у1 = (5+3)/2=4; у2 = (5-3)/2=1;
1) 2х = 4, 2) 2х = 1;
2х = 22, 2х = 20,
Х = 2 х = 0.
Ответ: 2; 0.
в) если останется время 2 * 3х+1 + 2 * 32-х = 56. 5. Минутки релаксации:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
5. самостоятельная работа учащихся.
а) Обучающий тест-контроль (8 мин.), ответы собрать, потом проверка решения по готовому решению через интерактивную доску. ВАРИАНТ 1
1) 3х = 27
а) 3; б) 9; в) 4;
2) 5х-2 = 25
а) 2; б) 4; в) 5;
3) 6х-1 = -6
а) -1; б) 5; в) корней нет;
4) 3х+2 + 3х = 90
а) 2; б) 44; в) 1;
5) 100х – 11 * 10х + 10 = 0
а) 10;1; б) 0 ;1; в) 1;
| ВАРИАНТ 2
1) 2х = 32
а) 16; б) 5; в) 6.
2) 6х-3 = 36
а) 5; б) 2; в) 4.
3) 9х-1 =-9
а) -1; б) корней нет; в) 2.
4) 3х+1+ 3х =108
а) 2; б) 3,5; в) 3.
5) 4х + 2 * 2х- 80 = 0
а) 3; б) 3;5; в) 8;-10.
| Ответы к тесту: слайд № 10
1 вариант № задания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| № ответа
| а
| б
| в
| а
| б
| 2 вариант № задания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| № ответа
| б
| а
| б
| в
| а
| б) самопроверка по готовому решению через м. проектор.
Вариант 1, слайд № 11-12.
Вариант 2, слайд № 13-14.
6. Итоги урока. Рефлексия.
Что больше всего тебе запомнилось на уроке?
Что удивило?
Что понравились больше всего?
Каким ты хочешь увидеть следующий урок?
7. Домашнее задание, слайд № 15.
П 36; №460; №461; №462 (а. б), №463 (в, г),записи в тетрадях. |
|
|