|
Урок по теме : «Решение тригонометрических и комбинированных уравнений. Задания С1 егэ.» Урок по теме :
«Решение тригонометрических и комбинированных уравнений. Задания С1 ЕГЭ.» (11-й класс)
Учитель математики МБОУ СОШ №2 имени Луначарского
станицы Медведовской Тимашевский район Краснодарский край
Козляковская Лидия Сергеевна
Цели урока:
Образовательные: Систематизировать и обобщить умения и навыки решения тригонометрических и комбинированных уравнений типа; проводить отбор корней разными способами.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении вычислений, прививать интерес к математике
Задачи урока: проверить знания учащихся по освоению основных приемов решения тригонометрических и комбинированных уравнений; научить творчески применять свои знания при решении заданий типа С1 ЕГЭ.
Тип урока: закрепление и систематизация знаний по теме. Подготовка к ЕГЭ.
Формы урока: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, карточки с заданиями, документ-камера.
Ход урока:
1.Организационный вопрос. Накануне были выбраны 2 команды учеников по 6 человек. Они получили все задание на дом: решить 3 уравнения повышенной сложности. Класс разбит на 3 группы: 2 команды игроков и 1 команда болельщиков.
Учитель: Добрый день, ребята. До экзаменов осталось совсем немного времени. Мы сегодня подведем итоги, чему научились в течение учебного года. А решать мы будем задания, связанные с тригонометрическими, показательными и логарифмическими уравнениями. Мы с вами поиграем в математические игры, но самое главное начнется в середине урока, когда команды покажут свое искусство и изящество в решении задач.
2.Устный счет. От каждой команды вызываются к доске по ученику и ваша задача: Собрать математическое домино из формул. (Выдаются 14 карточек на знание формул тригонометрии) (слайд3)
2 болельщиков в режиме онлайн решают задания ЕГЭ на ноутбуках.(20мин)
В это же время все остальные учащиеся работают с учителем. Решают устно.
1. Может ли синус угла быть равным:
а) -3,7; б) 3,7; в) ; г) ?
2. Может ли косинус угла быть равным:
а) 0,75; б) ; в) -0,35; г) ?
3. При каких значениях а и b справедливы следующие равенства:
cos sin tg
sin ctg cos 
4. Является ли число π корнем уравнения:
а) ; б) ?
3.Мозговой штурм. Кто первым начнет рассказывать решение задач - зависит от капитанов команд. Капитаны получают задание на доске. Решить уравнения:

|

|

|

|

|

|

|

|

|

| Ответы:1) πn,nϵZ; 2)± +2πn, nϵZ; 3) + πn,nϵZ;
| Ответы:1) +2πn, nϵZ; 2) + πn,nϵZ;
| 4) + πn,nϵZ; 5)π+ πn,nϵZ.
| 3) + πn,nϵZ; 4) + πn,nϵZ; 5) ± +2πn, nϵ Z;
| Кто из капитанов быстрее и правильно решит пять уравнений, та команда начнет первый ход.
4.Математический бой. Решение уравнений С1.Команда может предложить противнику показать решение одной из 3 задач.(правила матбоя в приложении).
Решить уравнения:
а) Решите уравнение соs2x=sin(x+ ).
б) Найдите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-2π; -π]
Решение.
а) Преобразуем уравнение, применим формулы двойного аргумента и формулы приведения, получим 2cos2x-1=cosx
2cos2x-cosx-1=0
Пусть cosx=t, где -1≤ t ≤1, тогда уравнение примет вид
2 t2-t-1=0
D=(-1)2-4*2*(-1)=9
t1 = 1 или t2 = - .
Значит, соsx=1 , х=2πn, nϵZ;
или cosx= - , х= + πn,nϵZ.
б)Отберем с помощью единичной окружности корни уравнения, принадлежащие промежутку
[-2π; -π]: -2π; - .
2. а) Решите уравнение - -1=0
б) Найдите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-3π; ].
Решение. Учитывая, что соsx≠0 и sinx≠0, получаем
= = - 1
Уравнение примет вид -2=0
Пусть , тогда t2-t-2=0, D=(-1)2-4*1*2=9 , t= =-1; t= =2.
Получим, или , откуда 
не удовлетворяет условию соsx≠0, отсюда ;
х = .
б)Отберем с помощью единичной окружности корни, принадлежащие промежутку [-3π; ].
х=- .
Ответ :а) х = . ;б) х=- .
3.а)Решите уравнение = 
б) Найдите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [- ;- π].
Решение.
а) Преобразуем исходное уравнение = 
* = ; >0;
= ;
;
=-1;
х= .
б) Отберем корни, принадлежащие промежутку [- ;- π].
Получим числа - ;- .
Ответ: а) х= ; б) - ;- .
5.Физкультминутка.
6.Блиц-турнир. Учитель: Обе команды и болельщики получают задание .Время 10 минут. Проверка решения с помощью документ - камеры.
Решите уравнение ( + 5 -4) =0
(ответ : х= +πn, nϵZ,x= +2πk, kϵZ)
7.Подведение итогов. Выставление оценок.
8.Рефлексия. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Меня удивило 5. Урок дал мне для жизни…
9. Задание на дом : Из открытого банка заданий найти задание С1 , решить и оформить на листе А4.Приготовиться к защите работы.
Литература :
Открытый банк задач ЕГЭ по математике https:// www.mathege.ru
Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ. reshuege.ru
ЕГЭ и ГИА 2014 Математика Материалы для подготовки ЕГЭ. alexlarin.net
|
|
|