Главная страница


Урок по теме : «Решение тригонометрических и комбинированных уравнений. Задания С1 егэ.»



Скачать 55.49 Kb.
НазваниеУрок по теме : «Решение тригонометрических и комбинированных уравнений. Задания С1 егэ.»
Дата12.03.2016
Размер55.49 Kb.
ТипУрок

Урок по теме :

«Решение тригонометрических и комбинированных уравнений. Задания С1 ЕГЭ.» (11-й класс)

Учитель математики МБОУ СОШ №2 имени Луначарского

станицы Медведовской Тимашевский район Краснодарский край

Козляковская Лидия Сергеевна

Цели урока:

Образовательные:  Систематизировать и обобщить умения и навыки решения тригонометрических и комбинированных уравнений типа; проводить отбор корней разными способами.

Развивающие:  развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении вычислений, прививать интерес к математике

Задачи урока: проверить знания учащихся по освоению основных приемов решения тригонометрических и комбинированных уравнений; научить творчески применять свои знания при решении заданий типа С1 ЕГЭ.

Тип урока: закрепление и систематизация знаний по теме. Подготовка к ЕГЭ.

Формы урока: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, карточки с заданиями, документ-камера.

Ход урока:

1.Организационный вопрос. Накануне были выбраны 2 команды учеников по 6 человек. Они получили все задание на дом: решить 3 уравнения повышенной сложности. Класс разбит на 3 группы: 2 команды игроков и 1 команда болельщиков.

Учитель: Добрый день, ребята. До экзаменов осталось совсем немного времени. Мы сегодня подведем итоги, чему научились в течение учебного года. А решать мы будем задания, связанные с тригонометрическими, показательными и логарифмическими уравнениями. Мы с вами поиграем в математические игры, но самое главное начнется в середине урока, когда команды покажут свое искусство и изящество в решении задач.

2.Устный счет. От каждой команды вызываются к доске по ученику и ваша задача: Собрать математическое домино из формул. (Выдаются 14 карточек на знание формул тригонометрии) (слайд3)

2 болельщиков в режиме онлайн решают задания ЕГЭ на ноутбуках.(20мин)

В это же время все остальные учащиеся работают с учителем. Решают устно.

1. Может ли синус угла быть равным:

а) -3,7; б) 3,7; в) ; г) ?

2. Может ли косинус угла быть равным:

а) 0,75; б) ; в) -0,35; г) ?

3. При каких значениях а и b справедливы следующие равенства:

cos sin tg

sin ctg cos

4. Является ли число π корнем уравнения:

а) ; б) ?

3.Мозговой штурм. Кто первым начнет рассказывать решение задач - зависит от капитанов команд. Капитаны получают задание на доске. Решить уравнения:





















Ответы:1) πn,nϵZ; 2)±+2πn, nϵZ; 3)+ πn,nϵZ;

Ответы:1)+2πn, nϵZ; 2)+ πn,nϵZ;

4)+ πn,nϵZ; 5)π+ πn,nϵZ.

3)+ πn,nϵZ; 4)+ πn,nϵZ; 5) ±+2πn, nϵ Z;

Кто из капитанов быстрее и правильно решит пять уравнений, та команда начнет первый ход.

4.Математический бой. Решение уравнений С1.Команда может предложить противнику показать решение одной из 3 задач.(правила матбоя в приложении).

Решить уравнения:

  1. а) Решите уравнение соs2x=sin(x+).

б) Найдите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-2π; -π]

Решение.

а) Преобразуем уравнение, применим формулы двойного аргумента и формулы приведения, получим 2cos2x-1=cosx

2cos2x-cosx-1=0

Пусть cosx=t, где -1≤ t ≤1, тогда уравнение примет вид

2 t2-t-1=0

D=(-1)2-4*2*(-1)=9

t1 = 1 или t2 = -.

Значит, соsx=1 , х=2πn, nϵZ;

или cosx= -, х=+ πn,nϵZ.

б)Отберем с помощью единичной окружности корни уравнения, принадлежащие промежутку

[-2π; -π]: -2π; -.

2. а) Решите уравнение - -1=0

б) Найдите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-3π; ].

Решение. Учитывая, что соsx≠0 и sinx≠0, получаем

== - 1

Уравнение примет вид -2=0

Пусть , тогда t2-t-2=0, D=(-1)2-4*1*2=9 , t= =-1; t= =2.

Получим, или , откуда

не удовлетворяет условию соsx≠0, отсюда ;

х =.

б)Отберем с помощью единичной окружности корни, принадлежащие промежутку [-3π; ].

х=- .

Ответ :а) х =. ;б) х=- .

3.а)Решите уравнение =

б) Найдите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-;- π].

Решение.

а) Преобразуем исходное уравнение =

*=; >0;

=;

;

=-1;

х=.

б) Отберем корни, принадлежащие промежутку [-;- π].

Получим числа - ;-.

Ответ: а) х=; б) - ;-.

5.Физкультминутка.

6.Блиц-турнир. Учитель: Обе команды и болельщики получают задание .Время 10 минут. Проверка решения с помощью документ - камеры.

Решите уравнение ( + 5 -4) =0

(ответ : х=+πn, nϵZ,x=+2πk, kϵZ)

7.Подведение итогов. Выставление оценок.

8.Рефлексия. 1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Меня удивило
5. Урок дал мне для жизни…

9. Задание на дом : Из открытого банка заданий найти задание С1 , решить и оформить на листе А4.Приготовиться к защите работы.

Литература :

  1. Открытый банк задач ЕГЭ по математике https:// www.mathege.ru

  2. Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ. reshuege.ru

  3. ЕГЭ и ГИА 2014 Математика Материалы для подготовки ЕГЭ. alexlarin.net