Главная страница

Урок по обж в 3-4-м классах на тему "Путешествие в мир дорожного движения"



Скачать 153.15 Kb.
НазваниеУрок по обж в 3-4-м классах на тему "Путешествие в мир дорожного движения"
Дата05.04.2016
Размер153.15 Kb.
ТипУрок

Урок по ОБЖ в 3-4-м классах на тему "Путешествие в мир дорожного движения"
Цель:

  • повысить уровень знаний по ПДД;

  • формировать потребность в изучении и соблюдении ПДД;

  • развивать интерес к дорожной азбуке;

  • воспитывать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.


Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели занятия (1-й слайд).

- Сегодня на занятии вас ожидают приключения, потому что мы отправимся путешествовать в мир дорожного движения. Девиз нашего путешествия таков:

Очень важная наука – Правила движения.

И должны их соблюдать все без исключения! (2-й слайд)

- А это наши друзья - Светофорчик и Автоша. (3-й слайд) «Привет! – говорят они нам.- Мы поведём вас в мир дорожного движения. А, чтобы наше путешествие было увлекательным и безопасным, необходимо хорошо знать и строго соблюдать Правила, действующие там.
III. Инструктаж. Чтение маршрутного листа (4-й слайд )

Маршрутный лист

1-я станция. Историческая.

2-я станция. Трёхцветная.

3-я станция. Физкультурная.

4-я станция. Знакомство с дорожными знаками.

5-я станция. Игры весёлого Светофорчика.

6-я станция. Наказ ребятам от Автоши.

7-я станция. Зачётная.
IV. Путешествие по станциям.

1-я станция. Историческая.

- Ребята, а как появились ПДД? (предположения детей).

- В давние времена, когда человек перемещался по земле только пешком, ПДД не существовало (5-й слайд).

- Чтобы двигаться быстрее, перевозить грузы, человек оседлал животных (6-й слайд).

- А потом запряг их в повозки (7-й слайд).

- По земле заколесили экипажи и сразу всё осложнилось. Пока не было Правил дорожного движения, одни не хотели уступать дорогу другим, другие рады были бы уступить, но не знали как это безопасно сделать. Царила неразбериха. Сталкивались экипажи, получали травмы пешеходы. Появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дорогах. И тогда людям пришлось задуматься над тем, как упорядочить движение экипажей и пешеходов.

- Ещё при царе Иване III на Руси повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам, а нарушителей строго наказывать. Известны такие же указы Петра I, царицы Анны Иоановны, императрицы Екатерины II.

Именно эти указы и стали предшественниками современных Правил дорожного движения.

- Правилами дорожного движения мы не пользуемся пока находимся дома, в школе, играем вдали от дороги (8-й слайд ).

- Но они сразу же становятся необходимыми, как только выходим из дома на улицу и превращаемся в участников дорожного движения. В этом случае все мы можем быть либо пешеходами, либо водителями, либо пассажирами (9-й слайд).

- А кто же следит за порядком на дорогах?

- Организация, обеспечивающая порядок на дорогах – Госавтоинспекция (государственная автомобильная инспекция). ДПС – дорожно-патрульная служба, входит в состав Госавтоинспекции (10-й слайд).

- Это инспектор ДПС (11-й слайд). Жезлом и свистком он управляет движением транспорта и пешеходов.

- А это патрульный автомобиль (12-й слайд). На нем ездят работники госавтоинспекции и следят за порядком на дороге.
2 станция. Трёхцветная.

- А теперь, ребята, отгадайте загадку (13-й слайд ):

В дороге всем ребятам

Мы светим с давних пор:

Мы три родные брата:

Наш домик… (светофор)

- Молодцы! (14-й слайд)

- Первый светофор в России был в форме круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет (16-й слайд). Это светофор для пешеходов. На его линзах изображены человечки. А это транспортный светофор.

- Что означает каждый цвет светофора?

(17-й слайд) Красный свет светофора- Стой на месте!

Идти опасно!

(18-й слайд) Жёлтый свет светофора – Приготовиться!

Внимание.

(19-й слайд) Зелёный свет светофора – Можно идти.
3-я станция. Физкультурная.

- Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, а теперь пора и отдохнуть. Наш друг Светофорчик предлагает небольшую подвижную игру.

Светофор
Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы читать. (Потягивания.)

В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)

Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)

Красный свет нам «Стой!» кричит, ждать зелёного велит.

Чтобы было ждать нескучно, наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперёд. (Наклоны.)

Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)

Вот и жёлтый загорелся, приготовится пора.

Руки, ноги разогреем. (Рывки руками перед грудью.)

Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)

Вверх поднимем, вниз опустим, пролетим, как самолёт. (Прыжки.)

Вот зелёный загорелся, можно нам идти вперёд.

Левой, правой, левой, правой. (Бег с высоким подниманием бедра.)

Смело мы идём вперёд. (Ходьба на месте.)

Светофор- помощник славный- уставать нам не даёт.
4-я станция. Знакомство с дорожными знаками.

- Ребята, как вы думаете, кто является верными друзьями Светофорчика и Автоши? Кто помогает поддерживать порядок на дорогах? (высказывания детей). Конечно, это дорожные знаки. Пора нам с ними познакомится.

- Рассмотрим внимательно дорожные знаки. Они бывают 4-х видов (20-й слайд):

  • Предупреждающие – треугольные знаки с красным ободком.

  • Запрещающие – круглые знаки с красным ободком.

  • Разрешающие – голубые круглые знаки.

  • Информационно-указательные – прямоугольные знаки.

( Ребята знакомятся с дорожными знаками (20-31-й слайды). На каждый из представленных дорожных знаков есть гиперссылка – название знака и информация о нем в стихотворной форме).
5-я станция. Игры весёлого Светофорчика.

  • Игра « Необычный дорожный знак»

Класс разбит на четыре команды. Каждой команде предлагается придумать и нарисовать необычный дорожный знак.

1-й вариант. Предупреждающий – Внимание! Идет урок!

2-й вариант. Запрещающие – Запрещено злиться и ругаться.

3-й вариант. Разрешающие – Разрешено улыбаться и дарить подарки.

4-й вариант. Информационно-указательные – Школа для воспитанных и добрых детей.

  • Игра « Шифровальщики»

Каждой команде необходимо выполнить вычисления, расшифровав слово-термин по ПДД. Найти в толковом словаре толкование слов-терминов, расшифрованных в предыдущей игре.

6-я станция. Наказ ребятам от Автоши.

- Ребята, термины, которые вы расшифровали и их значение помогут нам выполнить следующие задания от Автоши и Светофорчика.

- Напомните мне, пожалуйста, какие вы знаете правила перехода дороги?

( Дети обсуждают правила перехода дороги, используя информацию со слайдов 34-40)

Ребята читают наказ от Автоши:

Направляясь к школьному порогу,

Помните, ребята, мой наказ:

Правильно переходить дорогу

Так же важно, как из класса в класс.
7-я станция. Зачётная.

- Вот мы и добрались до последней станции. Она называется Зачётная. Автоша и Светофорчик предлагают вам сдать зачет по правилам дорожного движения. Но зачет не простой, а творческий. Каждой команде предлагаю стихотворный текст по ПДД, в тексте пропущены некоторые слова. Их и нужно вставить. Вставите правильно слова – докажите, что уроки Автоши и Светофорчика не прошли даром, и вы знаете ПДД.
V. Итог занятия.

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Напоследок мне хочется вам сказать: берегите свою жизнь, соблюдайте правила дорожного движения.

Используемая литература:

  • Жульне Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1-4 класса. М.: Ливр, 1997.- 111с.

  • Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах ( авт.- сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 239с.: ил.

  • Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность.- Учебная книжка- тетрадь дл я 3-его (4-ого) класса., Под общ. Ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.-32 с.: ил.

  • Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах (Н.Ф.Дим.- Изд. 4-е перер.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.- 320с.- (Сердце отдаю детям).

  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). М.: ВАКО, 2007.- 288с.- (Мастерская учителя).

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1.

КАРТОЧКА 1.

Расшифруйте термин по ПДД. Выполните вычисления, расположите ответы в порядке возрастания.


е

98-37






о

1250-251







е

49+26






д

999+1







х

1000-2






п

75:3






ш

23*3


















































КЛЮЧ

Расшифруйте термин по ПДД. Выполните вычисления, расположите ответы в порядке возрастания.


е

98-37

61



о

1250-251

999




е

49+26

75



д

999+1

1000




х

1000-2

998



п

75:3

25



ш

23*3

69




25

61

69

75

998

999

1000

п

е

ш

е

х

о

д


КАРТОЧКА 2.

Расшифруйте термин по ПДД. Выполните вычисления, расположите ответы в порядке убывания.


п

998+2






о

76-39







е

25*4






х

38+47







е

80:4






д

1650-651






р

1000-3


















































КЛЮЧ

Расшифруйте термин по ПДД. Выполните вычисления, расположите ответы в порядке убывания.


п

998+2

1000



о

76-39

37




е

25*4

100



х

38+47

85




е

80:4

20



д

1650-651

999



р

1000-3

997




1000

999

997

100

85

37

20

п

е

р

е

х

о

д


КАРТОЧКА 3.

Расшифруйте термин по ПДД. Выполните вычисления, расположите ответы в порядке возрастания.


р

49*2






р

10000:10







т

120:3






т

43*10







а

1350-351






о

25*4






у

500+437


















































КЛЮЧ

Расшифруйте термин по ПДД. Выполните вычисления, расположите ответы в порядке возрастания.


р

49*2

98



р

10000:10

1000




т

120:3

40



т

43*10

430




а

1350-351

999



о

25*4

100



у

500+437

937




40

98

100

430

937

999

1000

т

р

о

т

у

а

р


КАРТОЧКА 4.

Расшифруйте термин по ПДД. Выполните вычисления, расположите ответы в порядке убывания.


о

999+3






а

1000:100







г

75:3






д

27*100







о

37*2






р

1000-1










































КЛЮЧ


о

999+3

1002



а

1000:100

10




г

75:3

25



д

27*100

2700




о

37*2

74



р

1000-1

999


2700

1002

999

74

25

10

д

о

р

о

г

а



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2.

Восстановите текст.

Текст 1.

Город, в котором с тобой мы живём,

Можно по праву сравнить с Букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам все время урок,

Вот она азбука – над головой!

Знаки развешаны над мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.
Текст 2.
Перейти через дорогу

Вам на улицах всегда

И подскажут, и помогут говорящие цвета.

Красный свет вам скажет «НЕТ!»

Сдержано и строго.

Жёлтый свет даёт совет

Подождать немного.

А зелёный свет горит –

«Проходите!» - говорит.
Текст 3.
Нужно слушаться, бесспорно,

Указаньям светофора,

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья!

Для спасенья есть возможность,

Лучший тормоз – осторожность,

Жизнь свою побереги,

Перед машиной не беги!

Текст 4.

Он уверен и спокоен,

Он в мундире, словно воин,

Пост свой занял на дороге,

Чтоб порядок был тут строгий.

Ну а если пешеход

Вдруг на красный свет пойдёт?

Он его тогда накажет,

А потом с улыбкой скажет:

-Тот в беду не попадает,

Кто порядок соблюдает.
Текст 1.

Город, в котором с тобой мы ___________,

Можно по праву сравнить с Букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам все время ____________,

Вот она азбука – над головой!

___________ развешаны над мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою __________.
Текст 2.
Перейти через ______________

Вам на улицах всегда

И подскажут, и помогут говорящие цвета.

Красный свет вам скажет «________»

Сдержано и строго.

____________ свет даёт совет

Подождать немного.

А зелёный свет горит –

«______________» - говорит.
Текст 3.
Нужно слушаться, бесспорно,

Указаньям с_______________,

Нужно правила движенья

Выполнять без _______________!

Для спасенья есть возможность,

Лучший тормоз – о_______________,

Жизнь свою побереги,

Перед _____________ не беги!
Текст 4.

Он уверен и спокоен,

Он в мундире, словно воин,

Пост свой занял на ___________,

Чтоб порядок был тут строгий.

Ну а если п_____________

Вдруг на ______________ свет пойдёт?

Он его тогда накажет,

А потом с улыбкой скажет:

-Тот в беду не попадает,

Кто _____________соблюдает.