|
Урок по математике в 5А классе Учитель: Фотеева Л. Ф. Урок-путешествие «В стране натуральных чисел» План – конспект Открытый урок
по математике
в 5А классе
Учитель: Фотеева Л.Ф.
Урок-путешествие «В стране натуральных чисел»
Цепь урока: обобщить понятие натурального числа, используя приёмы занимательности; ввести понятие совершенных чисел, познакомить учащихся с числами-великанами; продолжить развитие у школьников логического мышления, сообразительности, вычислительных навыков.
Оборудование: карта с маршрутом путешествия и названиями станций-остановок.
Ход урока
1.Организационный момент.
Страна Натуральных Чисел — это необыкновенная, замечательная страна, в которой живут, трудятся и властвуют натуральные числа. Интерес к изучению чисел возник у людей в глубокой древности, и вызван он был не только практической необходимостью. Привлекала магическая сила Числа, которым можно выразить количество любых предметов. Натуральными числами обозначались и боги, и космос, и люди, и их взаимоотношения. Поэтому изучению натуральных чисел уделялось особое почтительное внимание.
Чтобы отправиться в путешествие по стране натуральных чисел, необходимо выбрать гида. Чтобы стать гидом, нужно ответить на следующие занимательные вопросы:
Сумма каких натуральных чисел равна их произведению?
Ответ: 2 и 2.
Сумма каких двух натуральных чисел больше произведения?
Ответ: 1 и 1.
Расставьте скобки так, чтобы получилось верное равенство
4 * 12+18:6+3=50
Ответ: 4* 12+18 :(6+3)=50
Во сколько раз километр длиннее миллиметра? Ответ: в 1000000 раз.
Кто первый ответит на все вопросы, становится гидом.
2. Основная часть урока.
Отправным пунктом путешествия является город «Вычислительный». Эпиграф к экскурсии: «Счёт и вычисления — основа порядка в голове» (Песталоцци). Гид знакомит учащихся класса с законами, по которым живут жители этого города.
Гид (читает законы):
a+b=b+а, (а+Ь)+с=а+(Ь+с),
a*b=b*а, (а*b)*с=а*(b*с), (а+Ь)*с=а*с+Ь*с, (а-b)*с=а*с-b*с. Задание № 1
Найдите значение выражения наиболее удобным способом:
47*63+37*47=? 8*35*125=?
125*18-25* 18=? 25 14*4* 10=?
Какие свойства натуральных чисел вы применяли в каждом конкретном случае?
Далее путь лежит в город «Лучших Друзей». Такими друзьями являются числа 0 и
1. И хотя число 0 прибыло в город из другой страны, которая называется Страной Целых Чисел, это не мешает им дружить и быть часто вместе. Прежде чем войти в город, гид познакомит путешественников с законами, по которым живут его жители.
Гид (зачитывает законы):
а+0=0+а=а; а*0=0*а=0; 0:а=0,
где а = 0; а-а=0; а-0=а.
Задание №2
Найдите наименьшее семизначное число и наименьшее двузначное число. Найдите разность.
Ответ: 1000000-10=999990.
Подряд выписаны все натуральные числа от 1 до 100. Сколько раз в этой записи встречаются цифры: а) нуль; б) единица?
Ответ: 11 и 21 раз.
В записи 88888888 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы в результате получилось 1000.
Ответ: 888+88+8+8+8=1000.
Сколько нулей в записи числа, выражающего произведение всех чисел от 10 до 20?
Ответ: 3.
Найдите значение выражения:
135201 *(14*8* 125-14000)*(241-3б)+15.
Кто из вас смог вычислить устно?
Ответ: 15.
6. Вычислите: а) 14011-10=? б) 288+0:99=?
Ответ: 1404 и 288.
Поезд прибывает на станцию «Магические Квадраты». Гид даёт справку об этом
населённом пункте.
Магическими квадратами называются квадраты, сумма цифр в которых по горизонтали, вертикали и диагонали равна одному и тому же числу.
Задание №3
1. Расставьте недостающие числа от 1 до 9 так, чтобы этот квадрат стал
магическим.
-
(сумма цифр по горизонтали, вертикали и диагонали должна быть 15) Ответ: 2,9,4; 7,5,3; 6,1,8.
2. Представьте числа так, чтобы в каждом горизонтальном, вертикальном и диагональном ряду сумма чисел составила 9.
-
Ответ: 3,2,4; 4,3,2; 2,4,3.
Среди натуральных чисел есть много замечательных, особенных.
Поезд прибывает в город «Удивительные числа».
Гид даёт справку: К удивительным числам относятся совершенные числа 6,28,496,8128 и др. Эти числа обладают замечательными свойствами. Например, назовите все натуральные числа, на которые 6 делится без остатка.
Ответ: 1,2,3,6.
Сумма первых трёх делителей равна самому числу: 1+2+3=6.
Назовите все натуральные числа, на которые делится число 28.
Ответ: 1,2,4,7,14,28.
Назовите сумму всех делителей, кроме самого числа 28.
Ответ: 1+2+4+7+14=28.
Такое же свойство числа 496 проверить дома самостоятельно.
Ученики знакомятся с удивительным числом 11. На него легко умножать двузначные и трёхзначные числа:
43 * 11=473, 17* 11=187, 57*11=627
Какую закономерность вы заметили? Попробуйте сформулировать правило.
Задание №4
Какое известное вам целое число делится без остатка на любое натуральное число? Ответ: 0.
Какое число не изменится, если его перевернуть?
Ответ: б9.
Как из числа 666 получить число на 333 больше, не производя никаких арифметических действий с ним?
Ответ: перевернуть и получить число 999.
Как число 12 разделить пополам, чтобы получилось число семь? Ответ: использовать римскую нумерацию ХII.
Как записать число 100 шестью одинаковыми цифрами?
Ответ: 99+99:99=100 или (444-44):4 и т.д.
-Пятью одинаковыми цифрами?
Ответ: 111-11.
Вычислите устно: 999*37, 197*12, 247*З
Ответ: 36963. 2364, 741.
В «Городе Великанов» ученики знакомятся с классами чисел великанов.
-
Название класса
| Число нулей
|
Степень
| Биллион ( миллиард)
| 9
| 109
| Триллион
| 12
| 1012
| Квадриллион
| 15
| 1015
| Кинталлион
| 18
| 1018
| Секстиллион
| 21
| 1021
| Септиллион
| 24
| 1024
| Окталлион
| 27
| 1027
| В жизни такие большие Числа встречаются крайне редко, но в научных исследованиях без них обойтись сложно. Например, в 16 граммах воздуха содержится примерно септиллион мельчайших частиц, которые называются молекулами.
3. Итоги Путешествие в страну Натуральных Чисел подошло к концу.
1)Что нового узнали на уроке?
2)Какие числа называются совершенными?
3)Какие квадраты называются магическими?
4)Сформулировать правило умножения на 11.
5)Какие числа-великаны вы знаете?
Самым активным знатокам законов этой страны вручается жетоны, и пожелать не терять своей сноровки, пополнять свои знания всё новыми и интересными фактами. |
|
|