Главная страница


Урок по математике в 5А классе Учитель: Фотеева Л. Ф. Урок-путешествие «В стране натуральных чисел»



Скачать 96.15 Kb.
НазваниеУрок по математике в 5А классе Учитель: Фотеева Л. Ф. Урок-путешествие «В стране натуральных чисел»
Дата12.02.2016
Размер96.15 Kb.
ТипУрок

План – конспект
Открытый урок

по математике

в 5А классе

Учитель: Фотеева Л.Ф.

Урок-путешествие
«В стране натуральных чисел»

Цепь урока: обобщить понятие натурального числа, используя приёмы занимательности; ввести понятие совершенных чисел, познакомить учащихся с числами-великанами; продолжить развитие у школьников логического мышления, сообразительности, вычислительных навыков.

Оборудование: карта с маршрутом путешествия и названиями станций-остановок.

Ход урока

1.Организационный момент.

Страна Натуральных Чисел — это необыкновенная, замечательная страна, в которой живут, трудятся и властвуют натуральные числа. Интерес к изучению чисел возник у людей в глубокой древности, и вызван он был не только практической необходимостью. Привлекала магическая сила Числа, которым можно выразить количество любых предметов. Натуральными числами обозначались и боги, и космос, и люди, и их взаимоотношения. Поэтому изучению натуральных чисел уделялось особое почтительное внимание.

Чтобы отправиться в путешествие по стране натуральных чисел, необходимо выбрать гида. Чтобы стать гидом, нужно ответить на следующие занимательные вопросы:

  1. Сумма каких натуральных чисел равна их произведению?

Ответ: 2 и 2.

  1. Сумма каких двух натуральных чисел больше произведения?

Ответ: 1 и 1.

  1. Расставьте скобки так, чтобы получилось верное равенство

4 * 12+18:6+3=50

Ответ: 4* 12+18 :(6+3)=50

  1. Во сколько раз километр длиннее миллиметра? Ответ: в 1000000 раз.

Кто первый ответит на все вопросы, становится гидом.

2. Основная часть урока.

Отправным пунктом путешествия является город «Вычислительный». Эпиграф к экскурсии: «Счёт и вычисления — основа порядка в голове» (Песталоцци). Гид знакомит учащихся класса с законами, по которым живут жители этого города.

Гид (читает законы):

a+b=b+а, (а+Ь)+с=а+(Ь+с),

a*b=b*а, (а*b)*с=а*(b*с), (а+Ь)*с=а*с+Ь*с, (а-b)*с=а*с-b*с.
Задание № 1

Найдите значение выражения наиболее удобным способом:

47*63+37*47=? 8*35*125=?

125*18-25* 18=? 25 14*4* 10=?

Какие свойства натуральных чисел вы применяли в каждом конкретном случае?

Далее путь лежит в город «Лучших Друзей». Такими друзьями являются числа 0 и

1. И хотя число 0 прибыло в город из другой страны, которая называется Страной Целых Чисел, это не мешает им дружить и быть часто вместе. Прежде чем войти в город, гид познакомит путешественников с законами, по которым живут его жители.

Гид (зачитывает законы):

а+0=0+а=а; а*0=0*а=0; 0:а=0,

где а = 0; а-а=0; а-0=а.

Задание №2

  1. Найдите наименьшее семизначное число и наименьшее двузначное число. Найдите разность.

Ответ: 1000000-10=999990.

  1. Подряд выписаны все натуральные числа от 1 до 100. Сколько раз в этой записи встречаются цифры: а) нуль; б) единица?

Ответ: 11 и 21 раз.

  1. В записи 88888888 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы в результате получилось 1000.

Ответ: 888+88+8+8+8=1000.

  1. Сколько нулей в записи числа, выражающего произведение всех чисел от 10 до 20?

Ответ: 3.

  1. Найдите значение выражения:

135201 *(14*8* 125-14000)*(241-3б)+15.

Кто из вас смог вычислить устно?

Ответ: 15.

6. Вычислите: а) 14011-10=? б) 288+0:99=?

Ответ: 1404 и 288.

Поезд прибывает на станцию «Магические Квадраты». Гид даёт справку об этом

населённом пункте.

Магическими квадратами называются квадраты, сумма цифр в которых по горизонтали, вертикали и диагонали равна одному и тому же числу.

Задание №3

1. Расставьте недостающие числа от 1 до 9 так, чтобы этот квадрат стал

магическим.







9



4









3



6



1






(сумма цифр по горизонтали, вертикали и диагонали должна быть 15) Ответ: 2,9,4; 7,5,3; 6,1,8.

2. Представьте числа так, чтобы в каждом горизонтальном, вертикальном и диагональном ряду сумма чисел составила 9.

2



2



2

3

3

3

4

4

4

Ответ: 3,2,4; 4,3,2; 2,4,3.

Среди натуральных чисел есть много замечательных, особенных.

Поезд прибывает в город «Удивительные числа».

Гид даёт справку: К удивительным числам относятся совершенные числа 6,28,496,8128 и др. Эти числа обладают замечательными свойствами. Например, назовите все натуральные числа, на которые 6 делится без остатка.

Ответ: 1,2,3,6.

Сумма первых трёх делителей равна самому числу: 1+2+3=6.

Назовите все натуральные числа, на которые делится число 28.

Ответ: 1,2,4,7,14,28.

Назовите сумму всех делителей, кроме самого числа 28.

Ответ: 1+2+4+7+14=28.

Такое же свойство числа 496 проверить дома самостоятельно.

Ученики знакомятся с удивительным числом 11. На него легко умножать двузначные и трёхзначные числа:

43 * 11=473, 17* 11=187, 57*11=627

Какую закономерность вы заметили? Попробуйте сформулировать правило.

Задание №4


  1. Какое известное вам целое число делится без остатка на любое натуральное число? Ответ: 0.

  2. Какое число не изменится, если его перевернуть?

Ответ: б9.

  1. Как из числа 666 получить число на 333 больше, не производя никаких арифметических действий с ним?

Ответ: перевернуть и получить число 999.

  1. Как число 12 разделить пополам, чтобы получилось число семь? Ответ: использовать римскую нумерацию ХII.

  2. Как записать число 100 шестью одинаковыми цифрами?

Ответ: 99+99:99=100 или (444-44):4 и т.д.

-Пятью одинаковыми цифрами?

Ответ: 111-11.

  1. Вычислите устно: 999*37, 197*12, 247*З

Ответ: 36963. 2364, 741.

В «Городе Великанов» ученики знакомятся с классами чисел великанов.

Название класса

Число нулей



Степень

Биллион ( миллиард)

9

109

Триллион

12

1012

Квадриллион

15

1015

Кинталлион

18

1018

Секстиллион

21

1021

Септиллион

24

1024

Окталлион

27

1027

В жизни такие большие Числа встречаются крайне редко, но в научных исследованиях без них обойтись сложно. Например, в 16 граммах воздуха содержится примерно септиллион мельчайших частиц, которые называются молекулами.

3. Итоги
Путешествие в страну Натуральных Чисел подошло к концу.

1)Что нового узнали на уроке?

2)Какие числа называются совершенными?

3)Какие квадраты называются магическими?

4)Сформулировать правило умножения на 11.

5)Какие числа-великаны вы знаете?

Самым активным знатокам законов этой страны вручается жетоны, и пожелать не терять своей сноровки, пополнять свои знания всё новыми и интересными фактами.