Без уважения к математике - мудрейшему творению древности не может быть перспективных технологий и экономического благополучия в стране.
Перед школой стоят задачи повышения общего уровня знаний обучающихся, подготовке их к дальнейшему образованию и самообразованию. В основе обновления образования, его перестройки лежит проблема развития творческой личности, которая предполагает полное обеспечение возможностей для самораскрытия и самосовершенствования. Школьному предмету - математике должна быть отведена ведущая роль в развитии других дисциплин, а также в учебном плане.
Обучение математике определяется многими факторами, но ведущая роль принадлежит учителю: его позиции в обучении, его методам обучения, его профессионализму, той атмосфере, которая создается в классе на уроке, отношениям между учителем и учеником.
Современное обучение требует активного общения обучающихся и их совместной работы с одноклассниками, учителем, совместного творчества, увлечения самим познавательным процессом, развития ума и творческих способностей.
Учителю необходимо так строить учебный процесс, чтобы ученик сам захотел добывать знания, чтобы работа его имела смысл и, наконец, чтобы ученик работал на уроке не только головой, но и руками. Отношение учителя и ученика строятся на равных. Учитель направляет деятельность ученика. Сам же ученик должен иметь право на свободный поиск, который не всегда может заканчиваться удачей, но это будет его путь в добывании знаний. Ученик получает право на самооценку – самое ответственное, самое серьезное и самое трудное право.
Знание ученика – это точка отсчета учебы. С развития знаний начинается учебный процесс.
В процессе учебы мы сталкиваемся с простой истиной: никто не хочет учиться, но все хотят много знать и многое уметь. Задача учителя состоит в том, чтобы побудить у ребенка понимание того, что учиться просто необходимо и что одного желания много знать, недостаточно, нужно приложить огромные усилия, силу воли, терпение, чтобы эти знания добыть.
В течение всего обучения в школе ученик нанизывает знания, как бусинки, на нить и нужно, чтобы нить эта не оборвалась.
Каждый урок, проводимый в школе, должен сделать детей способными прожить момент поиска знаний, научить применять их в нестандартных ситуациях, чтобы при выходе из школы ученик смог сам конструировать знания.
Психологи утверждают, что ребенок осознает себя как личность только тогда, когда он сам активно участвует в учебном процессе, когда он сам описывает свои действия, мысли и описывает их не только для себя, но и для многих других.
На всех предметах в школе мы пишем, пишем. Но для кого мы это делаем?
Оказывается все, что мы пишем, решаем, адресовано лишь одному – учителю, а это постепенно утрачивает желание писать. Чтобы оценить творческую работу, в которой обучающийся что-то сочиняет, пишет, нужен более широкий круг читателей. Для развития творческих способностей к математике, считал академик Колмогоров, необходимо выйти за пределы математики и развивать у ребенка общекультурные интересы: к музыке, искусству. Математическое развитие невозможно без повышения общей культуры. Работая в школе много лет учителем математики, познакомилась и изучила многие передовые педагогические технологии:
технологию проблемно – развивающего обучения, которая является инструментом для развития мышления и формирования творческой деятельности, поддержания интереса к предмету, играющую роль мотива к учебной деятельности;
технологию нестандартного ведения урока: « делать большие и маленькие открытия на учебном материале урока» (опыт А.Окунева в книге « Спасибо за урок, дети!»)
технологию ведения творческих мастерских, направленную на раскрепощение мысли ученика, на создание на уроке атмосферы творчества, совместного труда учителя и учащегося. А.Окунев кн. «Учить не уча!»
Готовлю и провожу творческие мастерские в различных классах, по различным темам. Использую элементы творческих мастерских на уроках.
Технология сочинения математических сказок повышает интерес к математике.
Работа по созданию математических сказок кропотливая и сложная, она должна сочетаться с другими формами ведения урока, содержательно дополняя их.
Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и владение грамотной русской речью, а также, правильное применение математических понятий. Увлеченно сочиняя сказку, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно.
Поэтому основной акцент написания математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.
Работа по созданию сказок увлекательна, она требует эмоционального настроя, требует работы головы, души и рук, как ученика так и его учителя.
Обычно работу по формированию умения сочинять математические сказки я начинаю с чтения одной из сказок Феликса Кривина или с пересказа сказки учителем.
Потом предлагается учащимся на первых этапах работы со сказкой – воспроизвести ее, записав в тетради, а затем уже - предлагать желающим придумать свою сказку. Домашнее задание написать сказку является нетрадиционным для урока математики и поэтому вызывает живой интерес у ребят. Каждому хочется проверить: а сможет ли он сам реализовать свой творческий замысел, как оценит сказку учитель, как отнесутся к его работе одноклассники? Все это повышает ответственность и самооценку ученика.
Дети с нетерпением ждут урока, на котором будут их сказки прочитаны и оценены.
Учителю необходимо очень осторожно и тонко оценивать особенно первые попытки по написанию сказок.
Когда учитель положительно оценивает рождение новой мысли, нового взгляда на ситуацию и обращает на это внимание одноклассников, то у ребенка возникает понимание сопричастности к рождению новой мысли.
Учитель должен сказать детям, что он верит в их силы, вместе с ними разделяет удачу каждого, всегда готов помочь детям, направить их работу.
Создание творческих заданий как сочинение математической сказки является совместным творчеством ученика и учителя.
Не случайно Л.Н.Толстой писал: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать; так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели бы сделать что-то самостоятельно».
Банальность мысли рождается от привычки копировать, от механически принятого стандарта, а это враждебно всякому творческому началу.
Дети видят мир по-своему, каждое явление для них - открытие, и слова, которыми ребенок называет увиденное, почти всегда звучат поэтично и оригинально.
Создание сказок – один из самых интересных для детей видов творчества, и в то же время – это важное средство умственного развития и расширение словарного запаса.
Чем больше ребенка волнует слово, тем лучше оно запоминается, и сказки запоминаются как бы сами собой. От такого запоминания память становится крепче и острее.
В последние годы в школах растет число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети обучаются совместно с детьми, занимающимися по основным образовательным программам.
Учителю необходимо построить работу на уроке так, чтобы и те и другие дети чувствовали себя комфортно и получали знания в полном объеме.
Очень сложно вести уроки в интегрированном классе, особенно когда половина обучающихся с ОВЗ (7вида).
Сколько вопросов возникает по организации каждого этапа урока, сколько перепробовано различных методов, приемов по организации учебной деятельности с таким составом обучающихся.
Начало урока в интегрированном классе - один из самых важных его этапов.
На каждый отдельный вид работы нужен определенный настрой. Для этого существует процедура « входа в урок» - психологически настрой на действие, который должен вызвать эмоциональный отклик у детей, поставить их с условие необходимости разрешения ситуации или решения задачи.
Большую пользу в этом могут сыграть различные формы изложения мысли, в том числе и сочинение математических сказок.
Готовясь к открытому уроку для своих коллег, решила показать им занятие по сочинению сказки на учебном материале с опорой на знания обучающихся, их опыт, смекалку, сообразительность.
( презентация урока « Волшебный треугольник» в 5 классе) Там, где находится место математической сказке, царит хорошее настроение.
Творческий процесс, знакомый ребенку с самого раннего детства, и умение работать, без которого творчество невозможно, создают условия необходимые для успешной учебы в школе. Создание условий, которые бы обеспечивали ребенку успех в школе, ощущение радости учебного труда – одно из главных условий становления личности ребенка.
Ученика нужно хвалить за маленький шаг вперед, вселить в него веру в успех. Даже самые маленькие достижения порождают в нем уверенность, желание мыслить, творить, действовать. Творчество ребенка становится востребованным. Это позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления и стимулируют мыслительный процесс, который приносит радость познания. Детский ум, детская душа, детское сердце творит сказку непроизвольно, органично.
Ученик верит в чудеса, верит в волшебство.
Он работает с радостью и увлечением, у него крепнет желание не просто учиться, а учиться хорошо.
А это является одним из главных критериев оценки учительского труда. |