Главная страница

Урок математики по теме: "Число и цифра 5"



НазваниеУрок математики по теме: "Число и цифра 5"
Дата24.02.2016
Размер71.9 Kb.
ТипУрок

Урок математики по теме: "Число и цифра 5"

Контекстное включение олимпийской тематики в пределах темы

УМК «Школа России», 1 класс

Разработку урока составила: учитель начальных классов Коломина Александра Сергеевна

Тип урока: урок изучение нового материала

Дидактическая задача – организовать деятельность учащихся направленную на формирование понятия числа 5 и умение записи цифры 5.

Цели урока:

  • познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5;

  • развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

  • воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

Личностные УУД:

  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД:

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание.

Предметные УУД:

  • Формировать понятие числа 5 и умение записи цифры 5.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный этап

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок.

- Руки? Дети: “На месте!”

- Ноги? Дети: “На месте!”

- Локти? Дети: “У края!”

- Спина? Дети: “Прямая!”

А сейчас я хочу, узнать с каким настроением вы начинаете урок.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Всё внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.


Повторение изученного материала.

1. «Разминка». Учитель бросает ученикам мяч, называя задание, ученики отвечают, возвращая мяч.

- Посчитайте до 10, обратно (вместе).

- Посчитай от 3до 9, от 5 до10.

- Назови соседей числа 2, 7.

- Какое число стоит между числами 2 и 5, 7 и 9.

-Назови предыдущее числа 3, последующее числа 4.

- Назови число, следующее за числом 2, 4.

-Назови число, предшествующее числу 3,4.

2. Игра « Молчанка».

- Я буду показывать указкой на числовые карточки, а вы – поднимать нужные цифры. (Числовые карточки: домашние животные).

3. Возникновение проблемной ситуации.

-Сколько пальцев на руке

И копеек в пятачке,

У морской звезды лучей,

Клювов у пяти грачей,

Лопастей у листьев клена

И углов у бастиона,

Про все это рассказать

Нам поможет цифра… (пять)

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Откройте учебник на стр. __ и прочитайте тему урока.

Какова цель нашего урока?( Цель нашего урока – получить новые знания о числе 5 и научиться писать цифру 5).

Давайте вместе составим план наших действий.

Дети отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный материал.

Включились в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы.

3.Работа по теме урока.

Постановка учебной проблемы.


- Что мы узнали о числе 5?

-Чего мы еще не знаем о числе 5?

(Написание цифры 5.)

-Кто из вас раньше видел цифру 5? Где?

(Пять – это самая лучшая оценка в школе, пять пальцев на одной руке, пять лучей у звезды…)

Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что вы там видите? Какую форму имеют эти предметы? Какого они цвета? ( На интерактивной доске изображение олимпийского флага).

Кто из вас знает, что это за кольца? А почему они разного цвета?

Оказывается, пять колец, украшающих олимпийский флаг, служат символом пяти обитаемых континентов земного шара. А это значит, что в играх могут участвовать спортсмены всех стран.

В 1913 году международный комитет утвердил эмблему Олимпийских игр в виде соединения пяти разноцветных колец. А еще раньше, в 1894 году, была утверждена Олимпийская хартия - устав игр, согласно которому в них могут участвовать спортсмены всего мира независимо от цвета кожи, сословия или социального положения.

Голубое кольцо эмблемы символизирует Европу, черное - Африку, желтое - Азию, красное - Америку и зеленое - Австралию с Океанией.

Над пятью материками засияло одно солнце — солнце дружбы и мира. Вновь, как и в Древней Греции, солнечный луч зажигает огонь, который горит в течение всех Олимпийских игр.

- На какой вопрос нам еще предстоит ответить?

  • Как писать цифру пять?


Дети высказывают свое мнение.

Физкультминутка

А теперь мы отдохнем.

Физкультминутку проведем.

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать

1- подняться, потянуться

2- согнуться, разогнуться

3- в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4 – руки шире

5 - руками помахать

6 - за парту тихо сесть

7 – 8 лень отбросим




Закрепление изученного.

Работа по учебнику.

- Прочитайте на стр. 34 вопрос урока.

- Какое число нужно поставить вместо пропуска? (5.)

- Прочитайте вопросы к следующему заданию. Положите на каждый рисунок карточку с цифрой. (Проверка: 3,1,2,5).

-Какого числа нет? (4)

-Сколько всего монет изображено на полях? (6)

- Какого достоинства первая монета? (5 руб.)

-Какого достоинства остальные монеты? (По 1 руб)

-Сколько монет по 1 руб. составляют 3 руб.? (3.)

-А 4 руб.? (4.)

- 5 руб.? (5.)

- Посмотрите, как число 5 обозначается на костяшках домино.

-Какое время показывают часы? (5ч., т.к. маленькая стрелка указывает на цифру 5, а большая смотрит вверх.)

-А сейчас поработайте в парах. Один называет числа по порядку, начиная с самого маленького, другой – начиная с самого большого.

- Рассмотрите рисунки на стр. 35. Подберите к каждому из них подходящую запись.

- Какая запись подходит к первому рисунку? Почему? (3+1. Было 3 пчелы, 1 прилетела. Пчел стало больше.)

- Какая запись подходит ко второму рисунку? Почему? (4-2. Было 4 жука, 2 улетели. Жуков стало меньше.)

- Прочитайте следующее задание. Как измерить полоски с помощью мерки? (Соединить начало мерки и полоски, сосчитать количество мерок.)

- Сколько мерок в зеленой полоске? (4.)

- Измерьте синюю полоску. (3 мерки.)

- Измерьте красную полоску. (5 мерок.)

- Какая полоска самая длинная?(Красная.)

-Какая полоска самая короткая? (Синяя.)

Дети читают задания и выполняют их.

Работа в тетради.

- Сейчас наступает важный момент нашего урока. Мы начинаем учиться писать цифру 5.

(Учитель показывает и дает комментарии)

начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

-Давайте в воздухе пропишем цифру 5.

Прежде чем мы начнем писать цифру 5 в тетради, давайте вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадочку открою

И как надо положу,

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- В тетради найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 5

-Напишите одну строку цифры 5.

- Подчеркните зеленым карандашом цифры 5, которые вы написали в соответствии с образцом.

-Поменяйтесь тетрадями и подчеркните синим карандашом цифры соседа, которые, по вашему мнению, написаны в соответствии с образцом.

- Встаньте те, у кого своя оценка совпала с оценкой соседа.

- А я после урока соберу ваши тетради и подчеркну красным цветом те цифры, которые по моему мнению соответствуют образцу.

- Вы работали очень старательно! У вас уже получается цифра 5. А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! У вас обязательно получится!

Смотрят и слушают комментарии учителя.

Дети записывают в тетради.

Осуществляют самоконтроль.

Осуществляют взаимоконтроль.

Итог. Рефлексия.

Над какой темой работали на уроке?

- Что вы узнали о числе 5?

- Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил?

- Оцените вою работу на уроке.

- Оцените работу класса.

- А кто запомнил, что обозначают 5 колец на олимпийском флаге?

Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Все сумели? Все смогли?

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

Дети отвечают на вопросы.

Оценивают работу свою и класса в целом.

Объясняют свой выбор.