|
Урок изучения нового «Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт».
Нежельская Светлана Викторовна, учитель математики, МКОУ Лосевская СОШ №2. Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» актуальны и по настоящее время. И для меня, учителя математики, встал вопрос о том, как необходимо готовиться к урокам в новых условиях. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Формулировки ФГОСа указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучая формулировки ФГОС, я осознала важность и необходимость умения планировать и строить урок, так чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достижение трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Проанализировав (открытые источники сети Интернет) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-предметниками (Е.В.Якушина «Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС»; Е.В.Якушина «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»; И.М.Логвинова, Г.Л.Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»), пришла к выводу, что унифицированной формы технологической карты в настоящее время не существует.
Основными типами уроков по Стандартам являются уроки следующего вида:
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Исходя из этого, для своей работы я изучила само (1) понятие технологической карты и составила (2) шаблоны технологических карт по основным видам уроков.
(1). Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
(2). Виды шаблонов технологических карт.
1. Технологическая карта - лекция-гипертекст: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Гипертекст – многомерный текст со сложной иерархией, представленный в виде ассоциативно связанных автономных блоков. Урок-лекция – одна из возможных форм изучения нового материала. Дидактической функцией такого урока является передача знаний, сведений. Но на лекции можно не только передавать знания, но и организовать самостоятельную деятельность учащихся, через представление материала в виде схем, таблиц, опор, диаграмм. На сегодняшний день в методической литературе предлагается много форм соединения знаний в систему. Одной из таких форм является лекция-гипертекст, которая позволяет экономить учебное время, обеспечивает долгосрочное запоминание материала, способствует развитию учащихся и создаёт условия для внутренней дифференциации.
2. Технологическая карта - урок - осмотр самодеятельной выставки:
Урок комплексного применения ЗУН, УУД. Выставка – публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может означать как само мероприятие, так и место его проведения. Различают выставки периодические и постоянные. В учебном процессе целесообразно проводить выставки, в которых всю организационную работу проводят сами учащиеся. Самодеятельная выставка предполагает наличие экспонатов, изготовленных руками учащихся.
3.Технологическая карта – урок-дебаты: Урок комплексного применения ЗУН, СУД. Дебаты – чётко структурированный и специально организованный публичный аргументированный спор, в котором стороны ставят задачу убедить аудиторию в своей правоте. Для достижения этой цели используются не только аргументы, но и разнообразные вербальные и невербальные средства: риторические приёмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи и т.п., помогающие сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.
В образовательном процессе дебаты являются технологией, направленной на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков.
4.Технологическая карта- урок-коллоквиум: Урок контроля и коррекции ЗУН, СУД. Коллоквиум (от латинского «colloquium») – разговор, беседа, собеседование; научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются научные доклады. Урок-коллоквиум – одна из возможных форм проверки и оценивания знаний учащихся. Это одновременно и дискуссия, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса. Аргументируя и отстаивая свое мнение, учащийся демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал, что позволяет учителю за короткий срок выяснить уровень знаний всего класса (группы) по изученной теме.
5. Технологическая карта- урок-семинар: Урок обобщения и систематизации знаний. Семинар – учебно-практическое занятие, на котором учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
6.Технологическая карта - урок-экскурсия: Урок обобщения и систематизации знаний. По своему месту в учебном процессе экскурсии чаще всего являются заключительными – они проводятся после изучения той или иной темы или раздела программы и позволяют закрепить, углубить, обобщить изученный материал, «выводят» знания учащихся из стен класса и знакомят учащихся с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.
Шаблон - Урок-экскурсия: технологическая карта.
Название предмета:
| Класс:
| Урок №
| Дата:
| Тема:
|
| Образовательные цели:
| 1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «….».
2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации по теме «…»; знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.
3. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса.
| Развивающие цели:
| 1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся.
2. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации
| Воспитательные цели:
| 1. Знакомство с лучшими представителями выбранной профессии, с новаторами; воспитание уважения к людям труда.
| Место урока в системе уроков данного раздела:
|
| Тип урока:
| Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД
| Основные термины и понятия:
|
| Межпредметные связи:
|
| Познавательные УУД:
| 1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.
2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.
3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
| Коммуникативные УУД:
| 1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.
2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.
3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия.
| Регулятивные УУД:
| 1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.
2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.
3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме
| Личностные УУД:
| 1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.
2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
| №
| Этап урока
| Форма/
приемы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Ресурс
| I
| Подготовительный
|
| 1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных явлений и законов.
2. Знакомится со специальной литературой.
3. Составляет подробный план экскурсии.
4. Проводит организационную и консультационную работу с представителями предприятия.
5. Лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и личной безопасности учащихся.
| На предшествующем экскурсии уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии.
| 1. Специальная литература по теме.
2. Учебник
| II
| Организационный
| Коллективная фронтальная беседа.
| 1. Сообщает учащимся о цели мероприятия.2. Настраивает на плодотворную работу.
3. Предупреждает о правилах поведения на объекте, соблюдении техники безопасности (фиксирует в журнале по технике безопасности).
| Готовятся участвовать в мероприятии.
|
| III
| Центральный
а) начало маршрута
| Вступительная беседа.
| Освещает особенности предприятия: выпускаемая продукция и ее применение в быту, производстве и т.п., явления или законы, лежащие в основе технологических процессов
| Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии.
|
| Б) Вслед за экскурсоводом/ведущим…
| Монолог с элементами беседы
| Контролирует ход экскурсии
| 1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные.
2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией.
|
| В) Спроси у меня…
| Фронтальная беседа.
| Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло.
| Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии.
|
| V.
| Итоговый
| Фронтальное обсуждение
| 1. Благодарит представителей предприятия за помощь в организации экскурсии.2. Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отчет об экскурсии с приложением подготовленного экскурсионного материала.3. Намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе и во внеклассной работе – в качестве раздаточного материала для лабораторных работ и упражнений, для изготовления стендов, схем, плакатов, составления задач, для выпуска специальных номеров стенных газет, для проведения вечеров
|
|
|
|
|
После всего сказанного хочу добавить, что главной частью ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся УУД требуют принципиальных изменений в моей работе, как учителя, реализующего новый стандарт. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания; на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания. Задача учителя научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения. Список использованной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL :https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:https://schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный /URL: https://uroki.net/docpage/doc2.htm.
Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:https://prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.
. |
|
|