Главная страница

Урок алгебры в 7 б классе. Учитель : Лупашко Людмила Валентиновна Дата проведения: 22 марта 2013 г. Тема урока : Формулы сокращённого умножения. Цели урока: Обучающая



Скачать 107.72 Kb.
НазваниеУрок алгебры в 7 б классе. Учитель : Лупашко Людмила Валентиновна Дата проведения: 22 марта 2013 г. Тема урока : Формулы сокращённого умножения. Цели урока: Обучающая
Дата05.04.2016
Размер107.72 Kb.
ТипУрок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей г. Отрадное»
Урок алгебры в 7 б классе.

Учитель: Лупашко Людмила Валентиновна

Дата проведения: 22 марта 2013 г.

Тема урока:
Формулы сокращённого умножения.
Цели урока:

Обучающая:

  • актуализировать знания формул сокращённого умножения;

  • показать умение их применять при решении вариативных задач;

  • продемонстрировать учащимся основные виды задач с использованием формул сокращённого умножения.

Развивающая:

  • способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • развивать навыки самоконтроля при выполнении заданий на применение формул сокращенного умножения;

  • умение работать с бланком ответов при решении тестов.

Воспитательная:

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя, задание для тестов, «Математической эстафеты», самостоятельной работы, индивидуальные оценочные листы.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

План урока.




Этапы урока

Длительность

Время

1.

Организационный момент.

1 минута

9.30-9.31

2.

Актуализация знаний.

5 минут

9.31-9.36

3.

Закрепление знаний. Задание№1.

2 минуты

9.36-9.38

4.

Задание №2.

5 минут

9.38-9.43

5.

Задание №3.

5 минут

9.43-9.48

6.

Задание №4. Ребус

5 минут

9.48-9.53

7.

Элементы нового материала. Софизм.

4 минуты

9.53-9.57

8.

Запись домашнего задания.

1минута

9.57-9.58

9.

Тест.

8 минут

9.58-10.06

10.

Изложение нового материала. Задачи на делимость .

3 минуты

10.06-10.09

11.

Бином Ньютона. Треугольник Паскаля.

2 минуты

10.09-10.11

12.

Выводы.

1 минута

10.11-10.12

13.

Подведение итогов урока. Оценки, баллы!

2 минуты

10.12-10.14

14.

И в заключении…Рефлексия.

1 минута

10.14-10.15


Ход урока.

1.Организационный момент:

-приветствие

-сообщение целей и задач урока.

2.Актуализация знаний.
Эпиграф к уроку:

« Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим тонким инструментом человеческого гения! В формулах увековечены ценнейшие достижения людского рода, в них заключено величие и могущество разума, его торжество над покорённой природой».

Академик И.И.Артоболевский.

Фронтальный опрос.

На слайде презентации появляется название формулы, учащийся должен правильно записать соответствующую формулу и грамотно прочитать её. Только после этого данная формула появляется на экране, и класс сравнивает её с написанной учеником.
Формулы сокращённого умножения.

1. (a+b)2=a2+2ab+b2 - квадрат суммы

2. (a-b)2=a2-2ab+b2 - квадрат разности

3. a2-b2=(a-b)(a+b) - разность квадратов

4. (a+b)3=a3+3a2b+3ab2+b3 - куб суммы

5. (a-b)3=a3-3a2b+3ab2-b3 - куб разности

6. a3+b3=(a+b)(a2-ab+b2) - сумма кубов

7. a3-b3=(a-b)(a2+ab+b2) - разность кубов

Вопрос классу:

-Что такое тождество?

-Почему формулы сокращенного умножения называют ещё тождествами?

-Как вы думаете, где в математике применяются тождества сокращенного умножения?

3.Закрепление знаний.
Начиная с задания №1, каждый учащийся класса зарабатывает баллы, которые определяются количеством правильно решённых мини-задач из следующих заданий.За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание №1 (Презентация, слайд)

Каждому ряду предлагается выбрать выражения, которые тождественно равны.

Выписать номера правильных ответов в тетрадь с дальнейшей самопроверкой с помощью эффектов анимации.
Выберите выражения, которые тождественно равны:
I ряд II ряд III ряд

(m+n)2 a2-b2 (m – n)2
1) (n-m)2 1) (a-b)(a+b) 1) (n-m)2

2) (n+m)2 2) (a-b)2 2) (-n-m)2

3) (-n+m)2 3) (b+a)(a-b) 3) (m+n)2

4) (-n-m)2 4) (a+b)(b-a) 4) (n+m)2

5) (-m-n)2 5) (b-a)2 5) (-n+m)2

Задание №2

Все учащиеся делятся на два варианта. Перед ними на столах карточки с заданием.

соединить линиями тождественно равные выражения. Дальнейшая проверка осуществляется с помощью эффектов анимации.

Соединить линиями тождественно равные выражения
Задание №2.

Задание №3

Данное задание выполняется в тетрадях , с дальнейшей взаимопроверкой в парах.

Преобразуйте в многочлен:

Вариант I Вариант II

  1. (7-x)2 1) (x+8)2

  2. (6+2y)2 2) (7-3n)2

  3. (5m-2n)(5m+2n) 3) (4m-3n)(4m+3n)

  4. (0,3x+5y)2 4) (0,1a+4b)2

  5. (-a-0,5)2 5) (-b+0,5)2



Задание №4 (презентация, слайд)

Разгадайте ребус.

Учитель: «Ребята! Мне удалось зашифровать возможно новое для вас слово. Ключом к разгадке зашифрованного слова послужит правильное решение следующих задач. Каждому верно найденному значению ставится в соответствие буква русского алфавита.

Ребус
1) Вычислите: Решите уравнения:

872-174•67+672 4) (1+5x) (1-5x) +25x2+x=0

2) Найдите:

5) x(8-9x)+40=(6+3x)(6-3x)

3) Найдите: 6) (x-7)2-(x-2)(x+2)+3=0




Ф

C

А

О

И

М

З

Е

18

400

-4

7

-1

4

-0,5

1



Учитель:

Итак, мы отгадали загадочное слово – софизм. Что же такое софизм?

Выслушиваются мнения учащихся класса.

Учитель:

Софизм- слово греческого происхождения, означающее хитроумную выдумку, ухищрение, головоломку. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Раскрыть софизм – значит указать ошибку в приведённых рассуждениях! Разбор софизмов прежде всего развивает логическое мышление, то есть прививает навыки правильного мышления.

Появляется слайд:

Софизм.
- это умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного.
«Правильно понятая ошибка – это путь к открытию.»

И.П. Павлов

Приведу пример софизма.

Софизм.
Все числа равны между собой.

Пусть a≠ b.

Возьмём тождество:

a2-2ab+b2=b2-2ab+a2

Имеем:

(a-b)2=(b-a)2

Отсюда a-b=b-a,

или 2a=2b.

Значит, a=b.
В чём ошибка?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

7.Запись домашнего задания.

Учитель: Ребята! Ваше домашнее задание сегодня имеет творческий характер.

Найти алгебраические софизмы, связанные с формулами сокращённого умножения. Выполнить задание надо на листах формата А4, данные материалы будут использованы нами в написании учебно-исследовательской работы по данной теме.

Тест.

Учащиеся выполняют тест с дальнейшей самопроверкой.

Вариант 1. Вариант 2.

1. Упростите выражение:
(m-4)2-(3-m)2 (a-3)2-(2-a)2

a) 14m-7 a) 2a-5

б)7+2n б) 5-2a

в) 7-2m в) 5+2a

г) 2m-7 г) -5-2a
2. Упростите выражение

(2x-1)(2x+1) – (2x+3)2 (3x+1)(3x-1)-(3x-5)2
а)-12x-10 a) 25x-29

б)-8x2-3x-5 б) 9x2-25

в)8x2+12x-10 в) 30x-26

г)12x+10 г) -18x2-10

3. Разложите на множители:
a4+2a2b+b2 x4-2bx2+b2
a) (a2+b)2 a) (x-b)2

б) (a2+b2)2 б) (x+b2)2

в) a4+b2 в) (x2-b)2

г) (a2-b)(a2-b) г) (x-b2)2
4. Разложите на множители:

(x-5)2+(x-5)(x+5) (x-3)(x+3)+(x-3)2

a) 2x(x+5) a) 2x(x-3)

б) x(x-5) б) (2+x)(x-3)

в) 2x(x-5) в) (x-3)(x+4)

г) (x-5)(2+x) г) (x-3)x
5. Найдите значение выражения:
(x-2)2-2(x-2)(x+2)+(x+2)2 (a-5)2-2(a-5)(a+5)+(a+5)2

при x=-3/7 при x=-4/9

a) 12 a) 80

б) 16 б) -80

в) 14 в) -100

г) 18 г) 100

Проверь себя !


задания


1

2

3

4

5

Ответ


в

а

а

в

б



задания


1

2

3

4

5

Ответ


б

б

в

а

г



8.Изложение нового материала.

Учитель:

Итак, ребята, в решении каких задач применяются формулы сокращённого умножения?

Оказывается, есть ещё один вид задач - задачи на делимость, который мы сегодня и рассмотрим.

Решают вызванные к доске учащиеся и вслух комментируют решение.

Задачи на делимость:
1. Докажите, что при любом натуральном значении m выражение (5m+1)2-(2m-1)2 делится на 7.

2. Докажите, что число (3p+1)2 – (3p-1)2 делится на 12 при всех натуральных значениях p.

3. Докажите, что (6x+3)2 – (6x-3)2 делится на 72 при всех натуральных значениях х.

Решение:

(5m+1)2-(2m-1)2=(25m2+10m+1) –

- (4m2-4m+1)=25m2+10m+1-4m2+4m-

-1=21m2+14m=7m(3m+2) – делится на 7,

т.к. содержит множитель 7.

Учитель:

Формулы вида (a+b)2 , (a+b)3 являются частными случаями общей формулы, которая будет выведена в 10 классе и называется биномом (двучленом) Ньютона. Биномиальные коэффициенты можно найти с помощью треугольника Паскаля.

Смотрим слайд.

Бином Ньютона Треугольник Паскаля

(a+b)n


10.Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке на примере решения вариативных задач мы рассмотрели возможные применения формул сокращённого умножения в курсе алгебры 7 класса. Какие же это применения?

1.Упрощение выражений.

2.Сокращение дробей.

3.Разложение многочлена на множители.

4. Задачи на вычисление.

5.Задачи на делимость.

6. Решение уравнений.

Оценки за урок.

Обменялись тетрадями и считаем сумму баллов друг друга за урок.

Задание №1. 0-3 балла.

Задание №2. 8 баллов.

Задание №3. 5 баллов.

Задание №4. 6 баллов.

Задание №5 5 баллов.

Максимум- 27 баллов.

Критерии оценки.

«5» - 25-27 баллов.

«4» - 20-24 балла.

«3» - 14-19 баллов.

«2» - 0-13 баллов.

Учитель:

Поднимите, пожалуйста, руки те дети, кто сегодня за урок получил оценку 5? оценку 4? Оценку 3?

Итак, сегодня на уроке на примере вариативных задач различных, как по своей фабуле, так и уровню мыслительной деятельности (на уровне синтеза, анализа, оценки, использовали задачи частично-поискового и творческого характера), мы рассмотрели возможные способы применения формул сокращённого умножения в курсе алгебры 7 класса.

И в заключении...

И в заключении мне хочется сказать вам: «Желаю вам успехов, ребята! Больше занимайтесь алгеброй! Помните, что решая маленькие задачи, вы готовите себя к решению больших и трудных жизненных задач!»

  1. Этап рефлексии. (см презентацию, слайд 7).

2 – неуверенность;

5 – радость;

7 – удовлетворение;

9 – безразличие.
Учащиеся на листах бумаги пишут цифру, соответствующую их ощущениям на конец урока и показывают учителю.