Главная страница

«Подготовка к огэ: работа с микротекстом на примере математических задач»



Скачать 138.77 Kb.
Название«Подготовка к огэ: работа с микротекстом на примере математических задач»
Дата10.02.2016
Размер138.77 Kb.
ТипУрок

Бинарный урок (математика + русский язык)

Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».

Учитель русского языка: Черная Н.В

Учитель математики: Куракина Е.В.

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Цели урока:

Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН обучающихся по темам «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика»,  «Языковой анализ текста»; закрепление языковедческого материала путем выполнение заданий к микротексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ОГЭ, отработка умений и навыков при решении задач.

Развивающая: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение; развивать принципы мыслительной деятельности, развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов; развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения; воспитывать интерес к русскому языку и математике; повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Форма организации урока: урок-практикум.

Техническое оборудование урока:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • экран.

Ход урока.

Спор математика и филолога.

Математик: Васянин Александр

Нет ничего важнее той науки,

что люди математикой зовут. 
Что людям могут дать пустые звуки? 
Писать слова… Но разве это труд? 
Филолог: Усейнова Любовь

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей. 
А слово нужное? Оно ведь лечит душу, 
И в трудный час нас делает сильней. 
Математик: Васянин Александр

Нет! Миром числа управляют.

Они в порядок наш приводят ум. 
И истину лишь математики познают, 
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг. 
Филолог: Усейнова Любовь

Есть листьев шум и мир под облаками.

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье. 
Числом не скажешь все, что выразишь словами - 
И боль, и страх, и счастье, и любовь
Учитель русского языка:

Друзья мои! не надо ссор, 
Не разрешить вам этот спор.

Учитель математики:

Решение всего одно

И лишь в гармонии оно!

I. Организационный момент. 

Учитель математики.

- Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Наверное, вы ждёте, когда же из нас кто- нибудь начнёт урок математики или русского языка. Верно? Сегодня будет всё не так. Сегодня мы с Натальей Викторовной будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна! Каждый из нас дорожит своим уроком, даже из-за дополнительных занятий после уроков, у нас иногда возникает спор. Но сегодня мы пришли к единому решению провести урок вместе. Конечно, это будет не совсем обычный урок: два учителя по разным предметам. В настоящее время интегрированные или бинарные уроки широко внедряются в учебный процесс. И мы решили попробовать, что же из этого получится.

Обычно на каждом уроке мы изучаем в основном предметные вопросы. А в жизни – наоборот решаются вопросы разных областей знаний.

Учитель русского языка.

- Решение задач требует не только математических навыков и умений, но и определённой языковой культуры, хорошего владения языком. Речь идёт об умении подойти к тексту задачи и попытаться проанализировать данный материал. Сегодня на уроке мы будем рассматривать математические модели с позиции русского языка.

Учитель математики.

- Действительно, на уроках математики мы решаем уравнения, системы уравнений, неравенства, текстовые задачи и т.д. Порой, не обращаем внимание на лингвистический разбор условия задания. А ведь даже запятая или слово, поставленное в другом месте, меняет условие.

Чем лучше человек знает языковые законы и умеет работать с текстом, тем лучше он умеет решать математические задачи.

Поэтому тема нашего урока «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач». (число, тема на доске)

Учитель русского языка

Еще раз внимательно посмотрите на тему и попытайтесь сформулировать цели урока. ( ученики определяют цели урока)

(Сегодня мы проведем очередную подготовку к предстоящим экзаменам по русскому языку и математике. Потренируемся в решении отдельных заданий, обобщим и систематизируем знания по темам «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика»,  «Языковой анализ текста»)

II. Словарная работа.

-Начнем мы нашу работу со словарного диктанта. Мы с вами будем записывать слова и словосочетания на листочках. В словосочетаниях определите способ связи. Прежде чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним способы связи. Какие способы вы знаете? (согласование – способ связи при котором при изменении формы главного слова изменяется и зависимое; управление – способ связи при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже; примыкание – способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу). К доске идет Астафьева Марина (Один ученик у доски для общей проверки).

Биссектриса угла, катет, гипотенуза, касательная к окружности, равнобедренный треугольник, арифметическая прогрессия, диагональ параллелограмма, координатная прямая, хорда окружности.

- А теперь проверим словарную работу. Обменяйтесь листочками и возьмите красные ручки для проверки.

( Доску открываем и меняемся листочками для взаимопроверки, вслух проговаривает)

- Оцените работы. ( 0 ош -5, 1 ош-4, 2-3ош-3, выше -2)

- Передайте листочки, чтобы посмотреть, какие вы допустили ошибки.

- Ребята, вы, наверное, сразу догадались, что все эти слова относятся к математике.

III. Работа с терминами.

( включить интерактивную доску)

Учитель математики.

- Давайте вспомним определения всех этих слов (ответы обучающихся)

- Биссектриса луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла.

- Катет - одна из двух сторон прямоугольного треугольника, образующего прямой угол.

- Гипотенуза-  сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.

-Касательная к окружности - прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.

- Равнобедренный треугольник –это треугольник, у которого две стороны равны.

-Арифметическая прогрессия- последовательность, каждый член который, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложному с одним и тем же числом.

-Диагональ параллелограмма – отрезок, соединяющий две несоседние вершины.

-Координатная прямая- прямая, с выбранными на ней началом отсчета единичным отрезком и направлением.

- Хорда окружности - отрезок, соединяющий две точки окружности.

Учитель русского языка.

Ребята, вы сейчас вспоминали математические определения слов. А если рассмотреть эти определения с точки зрения русского языка, то, вы повторили что? ( вы повторили лексическое значение слов). При определнии лексического значения вы использовали в основном какие предложения? Простые или сложные? А были ли осложнены данные предложения? А чем они осложнены с точки зрения синтаксиса? (Простые предложения осложнены обособленными определениями и обстоятельствами.)

IV. Работа с синтаксическими конструкциями.

- Выполнив следующее задание, мы повторим синтаксические конструкции, встречающиеся в 9 задании ОГЭ. Вспомните, что относится к обособленным определениям. (Обособленные определения – это выделяемый запятыми причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами). (Вывести на экран. У доски работает ученик)

- Посмотрите на слайд. Найдите предложения с обособленным согласованным определением.

Укажите их номера.(2,3) – Что вы заметили? ( здесь отсутствуют запятые)

Как бы вы правильно записали эти предложения? ( Ученик объясняет знаки препинания)

Учитель открывает следующий слайд, где правильно оформлены предложения

(ученики находят эти предложения и чертят схему на листок, Роман чертит на доске).

- Какие причастия вы встретили в этих предложениях? ( действительное- наст времени и страдательное- прош врем и страдательное настоящ времени)

- Давайте вспомним в полной форме страдательных причастий сколько Н пишется? А в краткой? Образуйте краткую форму данного причастия.

  1. Угол между биссектрисами смежных углов равен 900.

  2. Катет, лежащий против угла 300, равен половине гипотенузы.

  3. Угол между касательной и хордой, проведенной из точки касания, равен угловой величине дуги, высекаемой на окружности этой хордой.

Учитель математики.

- Ребята, вы знаете, что для успешной сдачи экзамена по математике, нам необходимо решить две геометрические задачи. В задании № 13 нам нужно выбрать верные или неверные утверждения. Посмотрите на слайд и укажите № верных утверждений.

- Укажите номера верных утверждений.

1.Угол между биссектрисами смежных углов равен 900.

  1. Катет, лежащий против угла 300, равен половине гипотенузы.

  2. Угол между касательной и хордой, проведенной из точки касания, равен угловой величине дуги, высекаемой на окружности этой хордой.

( работа у интерактивной доски 2 ученика № 1, 3)

- Теоретический материал, связанный с углами между касательной и хордой вами был изучен. Давайте еще раз вспомним, как найти этот угол. К доске выходит ……. Сделай чертеж.

Задача №1

- А теперь решим задачу из нашего пособия, откройте стр 98, тест №18 задание №10) Прочитаем задачу …..

V. Языковой анализ текста. ( листочек на парте)

Учитель русского языка.

- У вас на партах лежит 1 листочек. - Ребята, у вас у многих на парте есть карточка № 2. С этой карточкой мы сейчас будем работать, ознакомьтесь с микротекстом.

- А у кого не оказалось такой карточки, прошу подойти ко мне за индивидуальным заданием. ( вы работаете у доски).

Проведём языковой анализ текста с выполнением заданий карточки № 2 по русскому языку.

Прочитаем вслух.

На сколько метров второе сооружение выше первого, если с вершины второго сооружения камень падал на 1 с дольше?

Приближённая зависимость высоты от времени падения имеет вид h=4,9t2, где h-высота в метрах, t- время в секундах.

С вершины первого сооружения камень падал 6 с. Определить высоту сооружения можно, засекая время падения небольших камушков с вершины сооружения до поверхности земли.
- Что вы видите? Перед вами микротекст или отдельные предложения? Почему это не микротекст? А что можно сделать, чтобы получился текст? Попробуйте из этих предложений составить микротекст. Пронумеруйте предложения. ( Ученик читает полученный текст задачи.)

- Теперь текст обрёл смысловую цельность, связность и информативность.

На экране показываем задачу.

(1)Определить высоту сооружения можно, засекая время падения небольших камушков с вершины сооружения до поверхности земли. (2)Приближённая зависимость высоты от времени падения имеет вид h=4,9t2, где h-высота в метрах, t- время в секундах. (3)С вершины первого сооружения камень падал 6 с. (4)На сколько метров второе сооружение выше первого, если с вершины второго сооружения камень падал на 1 с дольше?

Начнем работу с данным микротекстом. Выполните следующее задание. Определите главную мысль в данном тексе? Выделите основную информацию.

Задание 5. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЁНН- ». (приближённая)

Задание 7. Замените словосочетание «до поверхности земли», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите это словосочетание.(до земной поверхности)

Задание 9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения(1), подчеркните обособленное обстоятельство. Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? (Обособленные обстоятельства могут быть выражены одиночным деепричастием, деепричастным оборотом, сравнительным оборотом)

VI. Решение задачи №2.

Учитель математики.

- На первый взгляд № 20 кажется сложным, здесь много текста, формулы, а решается достаточно просто. Давайте с вами решим эту задачу.

Учитель русского языка. Любое условие задачи представляет собой текст, поэтому внимательность при чтении условия является предпосылкой к пониманию алгоритма и нахождению верного способа решения задачи.

VII. Языковой анализ микротекста. (задача № 3)

- Ребята, у вас у многих на парте есть карточка № 2. С этой карточкой мы сейчас будем работать, ознакомьтесь с микротекстом.

- А у кого не оказалось такой карточки, прошу подойти ко мне за индивидуальным заданием. ( вы работаете у доски). Проведём языковой анализ текста с выполнением заданий карточки № 2 по русскому языку.

Работа с текстом задачи №3

(1) Пригородный поезд и скорый поезд дальнего следования выехали в 11:05 утра в один день из населённых пунктов А и В соответственно и встретились в точке между А и В в 11: 25 того же дня.(2) С какой скоростью двигался пригородный поезд, если скорый поезд прибыл в пункт А на 19, 5 минут раньше, чем пригородный в В?(3)Расстояние между А и В равно 65 км.

Учитель русского языка.

- Давайте вспомним, какие у нас бывают приставки. (пре-, при-, на с-, з-, приставки, которые пишутся одинаково)

Прочитайте текст и выполните задания.

ОГЭ. Задание 4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «близость к чему-то» (пригородный). Объясните написание приставки в слове пригородный. (Толковый словарь Ожегова. О транспорте: не дальний, обслуживающий близкие к городу районы)

- Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое. Предложения бывают двусоставными и односоставными и тогда грамматическая основа может состоять из подлежащего и сказуемого, или только из подлежащего, или только из сказуемого)

ОГЭ. Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой. (2)

ОГЭ. Задание 8. Выпишите грамматические основы из предложения 2. (поезд двигался, поезд прибыл)

- А теперь давайте вспомним, какие предложения называются СПП. (Если на границе простых предложений находится подчинительный союз, то предложение СПП. Подчинительные союзы: что, чтобы, когда, потому что, если и т.д.)

ОГЭ. Задание 14.

Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение с подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(Из первого предложения выписать все словосочетания со связью согласование.

Пригородный поезд, скорый поезд, один день, населенных пунктов, того дня).

Учитель русского языка. Языковой анализ текста связан с его смысловым анализом.

IX. Подведение итогов урока, рефлексия.

Учитель русского языка. Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, исходя из результатов работы в рабочем листе. Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак « - » там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать). Сдайте листочки.

Учитель математики: Давайте подведем итог урока. Ребята, обобщите, что мы повторили на нашем уроке? (Продолжили подготовку к ОГЭ)

Оценки за урок: математика и русский язык

X. Домашнее задание.

Учитель математики.

Дорешать задачу №2

Учитель русского языка.

- Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе уровень домашнего задания.

1.Сложный уровень: к любой математической задаче составить задания подобные заданиям ОГЭ.

2. Средний: выполнить тест из типовых экзаменационных вариантов

Мы желаем вам больших побед и отличных конечных результатов. Спасибо. До свидания.

Приложение

На сколько метров второе сооружение выше первого, если с вершины второго сооружения камень падал на 1 с дольше?

Приближённая зависимость высоты от времени падения имеет вид h=4,9t2, где h-высота в метрах, t- время в секундах.

С вершины первого сооружения камень падал 6 с. Определить высоту сооружения можно, засекая время падения небольших камушков с вершины сооружения до поверхности земли.

Фамилия:

математика

Русский язык

Задание № 13




Задание №4 . ( приставки ПРЕ-, ПРИ)




Задание № 20




Задание № 5 ( Н и НН)




Задачи, связанные с окружностью.




Задание № 7 (способы связи)




Задачи на движение




Задание № 8 (грамматическая основа)










Задание №9 (обособленные члены)










Задание № 12 ( знаки препинания в сложных предложениях






Фамилия:

математика

Русский язык

Задание № 13




Задание №4 . ( приставки ПРЕ-, ПРИ)




Задание № 20




Задание № 5 ( Н и НН)




Задачи, связанные с окружностью.




Задание № 7 (способы связи)




Задачи на движение




Задание № 8 (грамматическая основа)










Задание №9 (обособленные члены)










Задание № 12 ( знаки препинания в сложных предложениях