Главная страница


Урок математики в 5 классе по теме Задачи на части Павлова Ирина Вячеславовна



Скачать 67.68 Kb.
НазваниеУрок математики в 5 классе по теме Задачи на части Павлова Ирина Вячеславовна
Дата05.04.2016
Размер67.68 Kb.
ТипУрок

МКОУ "СОШ №3"




Урок математики

в 5 классе по теме

Задачи на части







Павлова Ирина Вячеславовна,

учитель математики,

г.Новомосковск, 2012 год


ХОД УРОКА


№ п/п

Этап урока

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Диалог учителя с классом

Приветствует, проверяет готовность к уроку.



Записывают тему урока, включаются в работу.

2.

Актуализация знаний

Фронтальная работа:

устный счет в форме игры, решение шарады, буквенный диктант

"Математическая перестрелка"

  1. 51:17 1. 84:12

  2. 15*5 2. 12*7

  3. 560:70 3. 320:40

  4. 8² 4. 9²

  5. 52-26 5. 72-56

  6. 16+47 6. 34+19

  7. 4³ 7. 3³

  8. 125*4 8. 50*8

  9. 100:20 9. 100:25

  10. 60*90 10. 80*70

Логогриф:

Сначала назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьею живем,

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то, что решать суждено.

(дача-задача)

Буквенный диктант:

  1. Прибор для определения времени (Часы).

  2. Домашний бассейн для рыб (Аквариум).

  3. Вездеход бабы-Яги (Ступа).

  4. 1000 килограммов (тонна).

  5. Последняя буква в слове "мышь" (Ь).

Слово - "часть".

Просит сформулировать тему урока, состоящую из полученных слов ("задача" и "часть").

Класс делится на две команды ("Правые" и "Левые"), игроки "стреляют" по "мишеням" противоположной команды.

Выигрывает команда быстрее закончившая "стрельбу".


Решают шараду


Составляют слово
Пробуют формулировать тему урока

3.

Изучение нового материала

Изучение нового, частично-поисковый метод

В повседневной жизни человеку нередко приходится сталкиваться с "рецептами" приготовления (или изготовления чего-либо), в составе которых указаны части.

Многие средства бытовой химии, используемые в домашних условиях, продают в концентрированном виде, чтобы их использовать, их надо развести (обычно водой).

Рецепт приготовления состава для полировки:

Нашатырный спирт - 5 частей,

Мел - 2 части,

Вода - 10 частей.

Рецепт приготовления настойки для полоскания рта:

Ромашка - 3 части,

Календула - 2 части,

Шалфей - 4 части.

1столовую ложку смеси залить 1 стаканом воды, настоять, полоскать рот.

Оставшуюся часть урока мы проведем "на кухне" вместе с математикой, так как большая часть рецептов приготовления блюд содержит части.

Задача 1

Для приготовления варенья из ягод используют классический рецепт: на 3 части ягод берут 2 части сахара. Сколько килограммов сахара надо купить, чтобы сварить варенье из 9 килограммов ягод?

Предлагает записать краткое условие в виде схемы.

Я 3 части ] 9 кг

С 2 части ] ?

Предлагает составить план решения задачи:

  1. Узнаем, сколько кг ягод приходится на 1 часть.

  2. Узнаем, сколько кг сахара приходится на 2 части.

Предлагает записать решение с вопросами в тетрадь.

Решение:

1. Сколько кг ягод приходится на 1 часть? 9:3=3(кг).

2. Сколько кг сахара приходится на 2 части? 2*3=6(кг).

Ответ: 6 кг.


Записывают краткое условие в тетрадь


Отвечают на вопросы
Записывают решение в тетрадь


4.

Формирование умений и навыков

Репродуктивный метод


В одной из серий мультфильма "Маша и медведь" Маша варила варенье, причем в качестве ингредиентов брала все, что попадалось ей под руку. Оказывается, что существует немало рецептов приготовления "необыкновенного" варенья.

Вот какой интересный рецепт приготовления варенья я нашла в своей "Книге рецептов".

Задача 2

"Джем из сладкого перца"

Для приготовления джема из сладкого перца на 5 частей ягод берут в 3 части сахара. Сначала варят сироп, затем кладут ягоду. Сколько граммов сахара необходимо, если у Маши 900 граммов перца? (краткое условие записано на доске:

П - 5ч 900 г

С - 3ч ? )

Предлагает:

Ответить на вопросы.

  1. Сколько частей перца надо взять для приготовления джема?

2. Сколько частей сахара надо взять для приготовления джема?

3. Сколько граммов перца у Маши?

4.Сколько граммов перца приходится на одну часть? Как найти?

5. Сколько граммов сахара необходимо? Как найти?

Предлагает записать решение задачи с вопросами в тетрадь.

Оказывается, можно сварить варенье и из огурцов.

Задача 3

"Варенье из огурцов и крыжовника"

Для этого варенья берут 2 части огурцов, 3 части крыжовника и 4 части сахара. Сколько надо собрать огурцов и сколько крыжовника, если у Маши 3 килограмма сахара?

Предлагает:

  1. Записать краткое условие.

  2. Составить план решения.

  3. Записать решение задачи с вопросами.



Задача 4

"Варенье из мяты"

Для приготовления варенья из мяты в сироп, содержащий 5 частей сахара, добавляют 2 части листьев мяты.

Сколько сахара надо взять на 400 граммов мяты?

Предлагает проанализировать условие задачи.

Как узнать, сколько граммов приходится на одну часть?

Предлагает записать решение самостоятельно.


Отвечают на вопросы учителя

1 ученик работает у доски,

записывает решение задачи с вопросами.

Решение:

1.Сколько граммов приходится на 1 часть? 900:5 =180(г);

2.Сколько граммов сахара надо взять? 180* 3 = =540(г);

Ответ: 540граммов сахара.

1 ученик работает у доски,

Записывает краткое условие, решение задачи с вопросами.

Решение:

О - 2ч ?

К - 3ч ?

С - 4ч 3кг = 3000г

1.Сколько граммов приходится на 1 часть? 3000:4 =750(г)

2.Сколько граммов огурцов надо взять? 750* 2 = =1500(г)=1кг 500 г

3. Сколько граммов крыжовника надо взять? 750* 3 =2250(г)=2 кг 250 г

Ответ: 1кг 500г; 2кг 250 г.


Отвечают на вопросы учителя

Записывают решение с последующей проверкой

5.

Подведение итогов урока

Беседа


Цифровой диктант

С каким типом задач мы познакомились?

Помогает краткое условие при решении задачи?

Предлагает записать цифровой диктант

  1. Самая низкая отметка в школе (1).

  2. 3² (9).

  3. 1000:200 (5).

  4. Результат деления числа само на себя (1).

1951- год основания нашей школы.

Отвечают на вопросы


Записывают ответы -1951- год основания школы




Информация о домашнем задании

Комментарий

Предлагает

ответить на вопрос "Где мы в жизни встречаем задачи на части и кто умеет их решать?" (область деятельности человека, профессия, "рецепт").

Предлагает придумать (или найти ) интересный рецепт коктейля, составить задачу и решить ее.

Записывают домашнее задание



7.

Рефлексия

Беседа

Предлагает дополнить предложения:

  1. Я узнал, что...

  2. Я научился...

Благодарит за урок

Определяют уровень достижений своих результатов

Литература

  1. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др. - Математика, учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2008

  2. С.А. Бокарева, Т.В. Смирнова - Математика. Поурочные разработки для 5 класса, книга для учителя, М.: Просвещение, 2009