|
Урок математики в 5 классе по теме Задачи на части Павлова Ирина Вячеславовна МКОУ "СОШ №3"
Урок математики в 5 классе по теме Задачи на части
учитель математики, г.Новомосковск, 2012 год ХОД УРОКА
№ п/п
| Этап урока
| Методы, приемы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.
| Организационный момент
| Диалог учителя с классом
| Приветствует, проверяет готовность к уроку.
| Записывают тему урока, включаются в работу.
| 2.
| Актуализация знаний
| Фронтальная работа:
устный счет в форме игры, решение шарады, буквенный диктант
| "Математическая перестрелка"
51:17 1. 84:12
15*5 2. 12*7
560:70 3. 320:40
8² 4. 9²
52-26 5. 72-56
16+47 6. 34+19
4³ 7. 3³
125*4 8. 50*8
100:20 9. 100:25
60*90 10. 80*70
Логогриф:
Сначала назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьею живем,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(дача-задача)
Буквенный диктант:
Прибор для определения времени (Часы).
Домашний бассейн для рыб (Аквариум).
Вездеход бабы-Яги (Ступа).
1000 килограммов (тонна).
Последняя буква в слове "мышь" (Ь).
Слово - "часть".
Просит сформулировать тему урока, состоящую из полученных слов ("задача" и "часть").
| Класс делится на две команды ("Правые" и "Левые"), игроки "стреляют" по "мишеням" противоположной команды.
Выигрывает команда быстрее закончившая "стрельбу".
Решают шараду
Составляют слово Пробуют формулировать тему урока
| 3.
| Изучение нового материала
| Изучение нового, частично-поисковый метод
| В повседневной жизни человеку нередко приходится сталкиваться с "рецептами" приготовления (или изготовления чего-либо), в составе которых указаны части.
Многие средства бытовой химии, используемые в домашних условиях, продают в концентрированном виде, чтобы их использовать, их надо развести (обычно водой).
Рецепт приготовления состава для полировки:
Нашатырный спирт - 5 частей,
Мел - 2 части,
Вода - 10 частей.
Рецепт приготовления настойки для полоскания рта:
Ромашка - 3 части,
Календула - 2 части,
Шалфей - 4 части.
1столовую ложку смеси залить 1 стаканом воды, настоять, полоскать рот.
Оставшуюся часть урока мы проведем "на кухне" вместе с математикой, так как большая часть рецептов приготовления блюд содержит части.
Задача 1
Для приготовления варенья из ягод используют классический рецепт: на 3 части ягод берут 2 части сахара. Сколько килограммов сахара надо купить, чтобы сварить варенье из 9 килограммов ягод?
Предлагает записать краткое условие в виде схемы.
Я 3 части ] 9 кг
С 2 части ] ?
Предлагает составить план решения задачи:
Узнаем, сколько кг ягод приходится на 1 часть.
Узнаем, сколько кг сахара приходится на 2 части.
Предлагает записать решение с вопросами в тетрадь.
Решение:
1. Сколько кг ягод приходится на 1 часть? 9:3=3(кг).
2. Сколько кг сахара приходится на 2 части? 2*3=6(кг).
Ответ: 6 кг.
|
Записывают краткое условие в тетрадь
Отвечают на вопросы Записывают решение в тетрадь
| 4.
| Формирование умений и навыков
| Репродуктивный метод
| В одной из серий мультфильма "Маша и медведь" Маша варила варенье, причем в качестве ингредиентов брала все, что попадалось ей под руку. Оказывается, что существует немало рецептов приготовления "необыкновенного" варенья.
Вот какой интересный рецепт приготовления варенья я нашла в своей "Книге рецептов".
Задача 2
"Джем из сладкого перца"
Для приготовления джема из сладкого перца на 5 частей ягод берут в 3 части сахара. Сначала варят сироп, затем кладут ягоду. Сколько граммов сахара необходимо, если у Маши 900 граммов перца? (краткое условие записано на доске:
П - 5ч 900 г
С - 3ч ? )
Предлагает:
Ответить на вопросы.
Сколько частей перца надо взять для приготовления джема?
2. Сколько частей сахара надо взять для приготовления джема?
3. Сколько граммов перца у Маши?
4.Сколько граммов перца приходится на одну часть? Как найти?
5. Сколько граммов сахара необходимо? Как найти?
Предлагает записать решение задачи с вопросами в тетрадь.
Оказывается, можно сварить варенье и из огурцов.
Задача 3
"Варенье из огурцов и крыжовника"
Для этого варенья берут 2 части огурцов, 3 части крыжовника и 4 части сахара. Сколько надо собрать огурцов и сколько крыжовника, если у Маши 3 килограмма сахара?
Предлагает:
Записать краткое условие.
Составить план решения.
Записать решение задачи с вопросами.
Задача 4
"Варенье из мяты"
Для приготовления варенья из мяты в сироп, содержащий 5 частей сахара, добавляют 2 части листьев мяты.
Сколько сахара надо взять на 400 граммов мяты?
Предлагает проанализировать условие задачи.
Как узнать, сколько граммов приходится на одну часть?
Предлагает записать решение самостоятельно.
|
Отвечают на вопросы учителя
1 ученик работает у доски,
записывает решение задачи с вопросами.
Решение:
1.Сколько граммов приходится на 1 часть? 900:5 =180(г);
2.Сколько граммов сахара надо взять? 180* 3 = =540(г);
Ответ: 540граммов сахара.
1 ученик работает у доски,
Записывает краткое условие, решение задачи с вопросами.
Решение:
О - 2ч ?
К - 3ч ?
С - 4ч 3кг = 3000г
1.Сколько граммов приходится на 1 часть? 3000:4 =750(г)
2.Сколько граммов огурцов надо взять? 750* 2 = =1500(г)=1кг 500 г
3. Сколько граммов крыжовника надо взять? 750* 3 =2250(г)=2 кг 250 г
Ответ: 1кг 500г; 2кг 250 г.
Отвечают на вопросы учителя
Записывают решение с последующей проверкой
| 5.
| Подведение итогов урока
| Беседа
Цифровой диктант
| С каким типом задач мы познакомились?
Помогает краткое условие при решении задачи?
Предлагает записать цифровой диктант
Самая низкая отметка в школе (1).
3² (9).
1000:200 (5).
Результат деления числа само на себя (1).
1951- год основания нашей школы.
| Отвечают на вопросы
Записывают ответы -1951- год основания школы
|
| Информация о домашнем задании
| Комментарий
| Предлагает
ответить на вопрос "Где мы в жизни встречаем задачи на части и кто умеет их решать?" (область деятельности человека, профессия, "рецепт").
Предлагает придумать (или найти ) интересный рецепт коктейля, составить задачу и решить ее.
| Записывают домашнее задание
| 7.
| Рефлексия
| Беседа
| Предлагает дополнить предложения:
Я узнал, что...
Я научился...
Благодарит за урок
| Определяют уровень достижений своих результатов
| Литература
Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др. - Математика, учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2008
С.А. Бокарева, Т.В. Смирнова - Математика. Поурочные разработки для 5 класса, книга для учителя, М.: Просвещение, 2009
|
|
|