Главная страница

«Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд»



Скачать 112.1 Kb.
Название«Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд»
Дата01.03.2016
Размер112.1 Kb.
ТипУрок

Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: формирование умения умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.
Задачи урока:

Обучающие: - познакомить учащихся с письменным приемом умножения двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд;

-совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

-отрабатывать умения анализировать и решать простые задачи.

Коррекционно - развивающие: - развивать у учащихся зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные навыки на основе операций анализа, сравнения;

-развивать грамотную математическую речь, умение анализировать учебный материал;

-активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы.
Воспитательные:- воспитывать у учащихся мотивацию к обучению;

-прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой;

-формировать навыки самооценки;

-формировать потребность в здоровом образе жизни.


Структура урока.

I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III.Сообщение темы и цели урока.
IV.Устный счет:

-работа по карточкам.

-зрительная гимнастика.
V.Постановка проблемы. Изучение нового материала.
VI.Коррекция и первичное закрепление знаний.

-работа с учебником;

-физкультминутка;

-решение задачи;

-минутка полезной информации;

-самостоятельная работа по карточкам.
VII. Домашнее задание.
VIII. Итог урока. Оценки.

Оборудование урока.
1.ТСО (компьютер, компьютерные слайды, мультимедиа-проектор, экран).
2.Карточки с домашним заданием.
3.Карточки с заданием для устного счета.
4.Карточки для самостоятельной работы.
5.Схема-памятка «Алгоритм умножения».
6.Плакат «Формула здоровья».
7.Толковый словарь под. Ред. С.И. Ожегова.
8.Тетради, учебные принадлежности.
9.Корзина с фруктами.
10.Учебник математики для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. М.Н. Перовой, г.м. Капустиной.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята!

-Рада вас видеть и работать с вами. Как всегда желаю вам хорошего настроения, успехов во всех ваших добрых и полезных делах.

-Сегодня на уроке у нас гости - мои коллеги. Они искренне желают вам удачи.

Нам с вами нужно постараться работать так, чтобы урок получился интересным и полезным, а для этого нужно быть внимательными, активными, дружными.

II.Проверка домашнего задания (по карточкам; лист самоконтроля с ответами проектируется на экран; учащиеся меняются карточками, выполняют взаимопроверку)

-Кто выполнил без ошибок?

-Молодцы! Поставьте на карточке «+»

-Кто допустил ошибки, исправьте их.
III.Сообщение темы и цели урока.
1.

О

З

Р

В

О

Д

Ь

Е


64


7


32


84


31


11


88


484


-Назовите числа в порядке возрастания.

-Соотнесите число с буквой и тогда вы узнаете, с какой темой будет связан наш урок.

-Какое слово у вас получилось?

-В результате получилось слово «ЗДОРОВЬЕ».

-Что такое здоровье?

В словаре Ожегова сказано, что здоровье это…правильная нормальная деятельность организма. Сегодня на уроке я предлагаю вам расшифровать слово «ЗДОРОВЬЕ», составить так называемую формулу здоровья.
2.Задание: найдите «лишнее слово».

I множитель

II множитель

Сумма

произведение


(сумма)

-Почему оно лишнее?

-Компоненты какого действия вы назвали? ( умножения).

-Мы продолжаем открывать секреты этого действия. Вот и сегодня на уроке мы научимся умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.

3.Оформление тетрадей.

-Открыли тетради. Записываем число, классную работу и тему урока.

-Какое сегодня число?

-Какой месяц?

-Какой он по счету в году?

-Какой сегодня год?
IV. Устный счет: Задание «Найди пару».

Найдите значения выражений, с помощью стрелок соедините выражение с ответом. (учащиеся работают с карточками)

639


  1. 7

206

206

21




21х4
103х2

213х3


(лист самоконтроля проектируется на экран)

-Проверьте свои результаты с помощью листа самоконтроля поменяйтесь карточками, за верные ответы поставьте (+).

-Обведите числа, к которым вы не провели стрелки.

(«7» и «21»)

-Что обозначают эти числа в режиме дня школьника?

(подъем -7 часов, сон -21час)

-Чтобы быть всегда здоровыми, веселыми и бодрыми, нужно ложиться спать в одно и то же время и вставать в одно и тоже время, т.е. соблюдать режим дня.

(слово «Режим» выставляется под букву «Р» к слову «ЗДОРОВЬЕ»)

-Что мы можем сказать о числе 639?

(оно трехзначное, состоит из 6 сотен, 3 десятков, 9 единиц)

-Что мы можем сказать о числе 206?

(оно трехзначное, состоит из 2 сотен, 6 единиц)

-Кроме того, с этими числами вы познакомитесь на уроках биологии, когда начнете изучать строение тела человека.

-Оказывается в теле человека, насчитывается 206 костей и 639 мышц.

-Что зависит от костей (т.е. скелета) и мышц? (осанка).

-Как выглядит человек с хорошей осанкой?

-Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.

Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье. Очень часто нарушается осанка, когда неправильно сидят за партой.

-Проверьте, как вы сидите.

-И последнее число: 84

-Что вы можете сказать о нем?

(оно двузначное, состоит из 8 десятков, 4 единиц)

-А я добавлю, что именно столько ресниц у человека на одном глазу (84 ресницы).

-Для чего человеку нужны ресницы?

-Они защищают глаза от внешних воздействий.

-Благодаря зрению мы получали 80% информации об окружающем мире. Следите за зрением и соблюдайте правила гигиены по уходу за зрением (слово «Зрение» выставляется под букву «З» к слову «ЗДОРОВЬЕ»).

-Давайте дадим отдохнуть глазкам и выполним зрительную гимнастику.

Гимнастика для глаз.

(учащиеся выполняют движения глазами по стрелкам).
V. Постановка проблемы. Изучение нового материала.

- Глазками посмотрите на окно, открыто ли оно?

-Как вы думаете, почему я задала этот вопрос?

(необходимо проветривать помещение)

-Почему же необходимо проветривание.

-Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. Причем при дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. Воздух должен быть чистым, т.е. кислорода должно быть больше, чем углекислого газа. Для этого необходимо проветривание. (слово «ВОЗДУХ» выставляется под букву «В» к слову «ЗДОРОВЬЕ»).

-В течение урока каждому из нас требуется около 3 кг чистого воздуха. Давайте рассчитаем, сколько потребуется чистого воздуха на этот урок для всех здесь присутствующих. (14х3)

-Кто готов дать ответ? В чем проблема?

(Мы еще не умножали такие числа, в табличном умножении таких случаев нет)

-Вот и добрались мы с вами к своей цели: научиться умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.

-Чтобы решить данную проблему, давайте познакомимся ещё с одним секретом действия умножения.

-Рассмотрим решение нашего примера 14 х3. Этот пример надо решать письменно в столбик.

-Записываем I множитель, под ним II множитель так, чтобы единицы стояли под единицами.

-Подчеркиваем.

-Слева между множителями пишем знак умножения (х).

Начинаем умножение с единиц. Умножаем 4 единицы на 3, получаем 12 единиц. 12ед= 1 дес.2ед.

2единицы пишем под единицами, а один десяток запоминаем и подписываем его над десятками. Затем умножаем десятки: 1 дес х 3= 3 дес.

К 3 десяткам прибавляем ещё один десяток. Получаем 4 десятка. 4 десятка подписываем под десятками. Произведение равно 42.

-Именно такое количество воздуха потребуется всем нам на урок.

-Так какой же секрет приготовило нам умножение?

(Мы теперь запоминаем число, а потом его прибавляем)

(Во время объяснения учитель выставляет на доску алгоритм умножения).

1.Записываю I множитель.

2.Подписываю II множитель, так чтобы единицы стояли под единицами.

Выполняю умножение:

3.Умножаю единицы…. пишу под единицами….

4.Умножаю десятки….пишу под десятками…..

5.Получаю ответ.
VI. Закрепление нового материала:

1.Работа с учебником: стр. 165 №770 (2 задание)

(решение примеров по образцу с использованием алгоритма)

-Рассмотрите решение примеров. Доведите решение до конца.

(несколько учащихся работают у доски с комментарием)
18 16 26 54 83 75

х 4 х 8 х4 х3 х7 х4

72 ..8 .04 1.. … .00
(слабые учащиеся решают три примера)
2.Физкультминутка.

-Ребята! Вы хорошо потрудились, я предлагаю вам подвигаться.
Слайд №1

Сколько точек в этом круге.

Столько раз поднимем руки.

Слайд №2

Сколько ёлочек зеленых.

Столько сделаем наклонов.

Слайд №3

Сколько здесь кружков

Столько сделаем прыжков.

Слайд №4

Дружно звездочки считаем

Столько вместе приседаем.
(учащиеся выполняют движения под музыку)

-Как вы считаете, движение приносит пользу здоровью?

(Выставляется слово «ДВИЖЕНИЕ» под букву «Д» к слову «ЗДОРОВЬЕ»)

-Движение, как и любые занятия спортом укрепляет здоровье.

(На экране фото- слайды о работе спортивных секций и кружков)

-В нашей школе регулярно проводятся Дни здоровья, работают спортивные секции и кружки. Назовите их, пожалуйста.

-Поднимите руки, кто посещает эти секции.

-Молодцы, я думаю те ребята, кто ещё не знает, чем заняться в свободное от учебы время последуют вашему примеру.
3.Решение задачи.

-Выполняя любую работу - физическую, умственную- вы тратите энергию. За один урок каждый из вас тратит 85 ккал.

(ккал - это единица измерения энергии, более подробно вы о ней узнаете на уроках СБО).

-Сегодня у вас 5 уроков. Давайте посчитаем общее количество затраченной вами энергии.

(на экране дается модель краткой записи к условию задачи)

1 урок- 85 ккал

5 урок- ? ккал.

-О чем говорится в задаче?

-Что нам известно?

-Что требуется найти в задаче?

_Сколько действий в задаче?

-Каким арифметическим действием решается задача?

-Запишем решение задачи.

(у доски ученик с комментарием решает задачу)

Решение.

Сколько энергии тратит ученик за 5 уроков?

85 ккал

х5

425 ккал

Ответ: 425 ккал
4.Минутка полезной информации.

-Чем же вы можете восполнить потраченную энергию?

-Питанием, едой. (слово «ЕДА» выставляется под букву «Е»)

(Сообщение медицинского работника).

-Вывод только здоровое питание, разнообразное, богатое витаминами, содержащее достаточное количество белков, жиров и углеводов, является одной из основ образа жизни.

5.Самостоятельная работа.

(дифференцированная работа по карточкам)

-Выбери по своим силам пример и реши его, записывая только ответ.
а/21 б/51 в/37 г/68

х4 х3 х2 х4

(учащиеся проверяют ответы с помощью листа самоконтроля, ставят «+» за верное решение).
VII. Домашнее задание.

У нас осталась ещё одна не расшифрованая буква. Учеба- это серьезный труд. Чтобы сохранить свое здоровье надо обязательно чередовать труд с отдыхом.

(слово «отдых» выставляется под букву «О»)

Вот и мы с вами хорошо поработали, впереди нас ждет перемена.

Давайте запишем домашнее задание: стр. 165 №771 ( 1,2 ст)

(слабым учащимся - один столбик).
VII. Итог урока. Оценки.
З Д О Р О В Ь Е

Р В С Е Т О Д

Е И А Ж Д З А

Н Ж Н И Ы Д

И Е К М Х У

Е Н А Х

И

Е
(учитель обращает внимание учащихся на составленную формулу здоровья)

Давайте подведем итог урока. Оценим свою работу.

-Чему мы сегодня научились?

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

--О чем мы размышляли?

-Какие выводы для себя сделали?

-Я вам хочу напомнить, что правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живет по этим правилам.

-А сейчас посчитаем свои плюсы, которые вы поставили себе в течении урока.

-Кто набрал пять «+» - ставят в дневник оценку «5».

-И не беда, если кто-то допускал ошибки. Для этого мы учимся, чтобы их исправлять.

-Молодцы! Спасибо за хорошую работу!