|
«Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд» Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд». Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цель урока: формирование умения умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд. Задачи урока:
Обучающие: - познакомить учащихся с письменным приемом умножения двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд;
-совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
-отрабатывать умения анализировать и решать простые задачи.
Коррекционно - развивающие: - развивать у учащихся зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные навыки на основе операций анализа, сравнения;
-развивать грамотную математическую речь, умение анализировать учебный материал;
-активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы. Воспитательные:- воспитывать у учащихся мотивацию к обучению;
-прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой;
-формировать навыки самооценки;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Структура урока.
I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. III.Сообщение темы и цели урока. IV.Устный счет:
-работа по карточкам.
-зрительная гимнастика. V.Постановка проблемы. Изучение нового материала. VI.Коррекция и первичное закрепление знаний.
-работа с учебником;
-физкультминутка;
-решение задачи;
-минутка полезной информации;
-самостоятельная работа по карточкам. VII. Домашнее задание. VIII. Итог урока. Оценки.
Оборудование урока. 1.ТСО (компьютер, компьютерные слайды, мультимедиа-проектор, экран). 2.Карточки с домашним заданием. 3.Карточки с заданием для устного счета. 4.Карточки для самостоятельной работы. 5.Схема-памятка «Алгоритм умножения». 6.Плакат «Формула здоровья». 7.Толковый словарь под. Ред. С.И. Ожегова. 8.Тетради, учебные принадлежности. 9.Корзина с фруктами. 10.Учебник математики для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. М.Н. Перовой, г.м. Капустиной.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята!
-Рада вас видеть и работать с вами. Как всегда желаю вам хорошего настроения, успехов во всех ваших добрых и полезных делах.
-Сегодня на уроке у нас гости - мои коллеги. Они искренне желают вам удачи.
Нам с вами нужно постараться работать так, чтобы урок получился интересным и полезным, а для этого нужно быть внимательными, активными, дружными.
II.Проверка домашнего задания (по карточкам; лист самоконтроля с ответами проектируется на экран; учащиеся меняются карточками, выполняют взаимопроверку)
-Кто выполнил без ошибок?
-Молодцы! Поставьте на карточке «+»
-Кто допустил ошибки, исправьте их. III.Сообщение темы и цели урока. 1.
-
О
| З
| Р
| В
| О
| Д
| Ь
| Е
|
64
|
7
|
32
|
84
|
31
|
11
|
88
|
484
|
-Назовите числа в порядке возрастания.
-Соотнесите число с буквой и тогда вы узнаете, с какой темой будет связан наш урок.
-Какое слово у вас получилось?
-В результате получилось слово «ЗДОРОВЬЕ».
-Что такое здоровье?
В словаре Ожегова сказано, что здоровье это…правильная нормальная деятельность организма. Сегодня на уроке я предлагаю вам расшифровать слово «ЗДОРОВЬЕ», составить так называемую формулу здоровья. 2.Задание: найдите «лишнее слово».
I множитель
II множитель
Сумма
произведение
|
(сумма)
-Почему оно лишнее?
-Компоненты какого действия вы назвали? ( умножения).
-Мы продолжаем открывать секреты этого действия. Вот и сегодня на уроке мы научимся умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.
3.Оформление тетрадей.
-Открыли тетради. Записываем число, классную работу и тему урока.
-Какое сегодня число?
-Какой месяц?
-Какой он по счету в году?
-Какой сегодня год? IV. Устный счет: Задание «Найди пару».
Найдите значения выражений, с помощью стрелок соедините выражение с ответом. (учащиеся работают с карточками)
-
(лист самоконтроля проектируется на экран)
-Проверьте свои результаты с помощью листа самоконтроля поменяйтесь карточками, за верные ответы поставьте (+).
-Обведите числа, к которым вы не провели стрелки.
(«7» и «21»)
-Что обозначают эти числа в режиме дня школьника?
(подъем -7 часов, сон -21час)
-Чтобы быть всегда здоровыми, веселыми и бодрыми, нужно ложиться спать в одно и то же время и вставать в одно и тоже время, т.е. соблюдать режим дня.
(слово «Режим» выставляется под букву «Р» к слову «ЗДОРОВЬЕ»)
-Что мы можем сказать о числе 639?
(оно трехзначное, состоит из 6 сотен, 3 десятков, 9 единиц)
-Что мы можем сказать о числе 206?
(оно трехзначное, состоит из 2 сотен, 6 единиц)
-Кроме того, с этими числами вы познакомитесь на уроках биологии, когда начнете изучать строение тела человека.
-Оказывается в теле человека, насчитывается 206 костей и 639 мышц.
-Что зависит от костей (т.е. скелета) и мышц? (осанка).
-Как выглядит человек с хорошей осанкой?
-Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.
Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье. Очень часто нарушается осанка, когда неправильно сидят за партой.
-Проверьте, как вы сидите.
-И последнее число: 84
-Что вы можете сказать о нем?
(оно двузначное, состоит из 8 десятков, 4 единиц)
-А я добавлю, что именно столько ресниц у человека на одном глазу (84 ресницы).
-Для чего человеку нужны ресницы?
-Они защищают глаза от внешних воздействий.
-Благодаря зрению мы получали 80% информации об окружающем мире. Следите за зрением и соблюдайте правила гигиены по уходу за зрением (слово «Зрение» выставляется под букву «З» к слову «ЗДОРОВЬЕ»).
-Давайте дадим отдохнуть глазкам и выполним зрительную гимнастику.
Гимнастика для глаз.
(учащиеся выполняют движения глазами по стрелкам). V. Постановка проблемы. Изучение нового материала.
- Глазками посмотрите на окно, открыто ли оно?
-Как вы думаете, почему я задала этот вопрос?
(необходимо проветривать помещение)
-Почему же необходимо проветривание.
-Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. Причем при дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. Воздух должен быть чистым, т.е. кислорода должно быть больше, чем углекислого газа. Для этого необходимо проветривание. (слово «ВОЗДУХ» выставляется под букву «В» к слову «ЗДОРОВЬЕ»).
-В течение урока каждому из нас требуется около 3 кг чистого воздуха. Давайте рассчитаем, сколько потребуется чистого воздуха на этот урок для всех здесь присутствующих. (14х3)
-Кто готов дать ответ? В чем проблема?
(Мы еще не умножали такие числа, в табличном умножении таких случаев нет)
-Вот и добрались мы с вами к своей цели: научиться умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.
-Чтобы решить данную проблему, давайте познакомимся ещё с одним секретом действия умножения.
-Рассмотрим решение нашего примера 14 х3. Этот пример надо решать письменно в столбик.
-Записываем I множитель, под ним II множитель так, чтобы единицы стояли под единицами.
-Подчеркиваем.
-Слева между множителями пишем знак умножения (х).
Начинаем умножение с единиц. Умножаем 4 единицы на 3, получаем 12 единиц. 12ед= 1 дес.2ед.
2единицы пишем под единицами, а один десяток запоминаем и подписываем его над десятками. Затем умножаем десятки: 1 дес х 3= 3 дес.
К 3 десяткам прибавляем ещё один десяток. Получаем 4 десятка. 4 десятка подписываем под десятками. Произведение равно 42.
-Именно такое количество воздуха потребуется всем нам на урок.
-Так какой же секрет приготовило нам умножение?
(Мы теперь запоминаем число, а потом его прибавляем)
(Во время объяснения учитель выставляет на доску алгоритм умножения).
1.Записываю I множитель.
2.Подписываю II множитель, так чтобы единицы стояли под единицами.
Выполняю умножение:
3.Умножаю единицы…. пишу под единицами….
4.Умножаю десятки….пишу под десятками…..
5.Получаю ответ. VI. Закрепление нового материала:
1.Работа с учебником: стр. 165 №770 (2 задание)
(решение примеров по образцу с использованием алгоритма)
-Рассмотрите решение примеров. Доведите решение до конца.
(несколько учащихся работают у доски с комментарием) 18 16 26 54 83 75
х 4 х 8 х4 х3 х7 х4
72 ..8 .04 1.. … .00 (слабые учащиеся решают три примера) 2.Физкультминутка.
-Ребята! Вы хорошо потрудились, я предлагаю вам подвигаться. Слайд №1
Сколько точек в этом круге.
Столько раз поднимем руки.
Слайд №2
Сколько ёлочек зеленых.
Столько сделаем наклонов.
Слайд №3
Сколько здесь кружков
Столько сделаем прыжков.
Слайд №4
Дружно звездочки считаем
Столько вместе приседаем. (учащиеся выполняют движения под музыку)
-Как вы считаете, движение приносит пользу здоровью?
(Выставляется слово «ДВИЖЕНИЕ» под букву «Д» к слову «ЗДОРОВЬЕ»)
-Движение, как и любые занятия спортом укрепляет здоровье.
(На экране фото- слайды о работе спортивных секций и кружков)
-В нашей школе регулярно проводятся Дни здоровья, работают спортивные секции и кружки. Назовите их, пожалуйста.
-Поднимите руки, кто посещает эти секции.
-Молодцы, я думаю те ребята, кто ещё не знает, чем заняться в свободное от учебы время последуют вашему примеру. 3.Решение задачи.
-Выполняя любую работу - физическую, умственную- вы тратите энергию. За один урок каждый из вас тратит 85 ккал.
(ккал - это единица измерения энергии, более подробно вы о ней узнаете на уроках СБО).
-Сегодня у вас 5 уроков. Давайте посчитаем общее количество затраченной вами энергии.
(на экране дается модель краткой записи к условию задачи)
1 урок- 85 ккал
5 урок- ? ккал.
-О чем говорится в задаче?
-Что нам известно?
-Что требуется найти в задаче?
_Сколько действий в задаче?
-Каким арифметическим действием решается задача?
-Запишем решение задачи.
(у доски ученик с комментарием решает задачу)
Решение.
Сколько энергии тратит ученик за 5 уроков?
85 ккал
х5
425 ккал
Ответ: 425 ккал 4.Минутка полезной информации.
-Чем же вы можете восполнить потраченную энергию?
-Питанием, едой. (слово «ЕДА» выставляется под букву «Е»)
(Сообщение медицинского работника).
-Вывод только здоровое питание, разнообразное, богатое витаминами, содержащее достаточное количество белков, жиров и углеводов, является одной из основ образа жизни.
5.Самостоятельная работа.
(дифференцированная работа по карточкам)
-Выбери по своим силам пример и реши его, записывая только ответ. а/21 б/51 в/37 г/68
х4 х3 х2 х4
(учащиеся проверяют ответы с помощью листа самоконтроля, ставят «+» за верное решение). VII. Домашнее задание.
У нас осталась ещё одна не расшифрованая буква. Учеба- это серьезный труд. Чтобы сохранить свое здоровье надо обязательно чередовать труд с отдыхом.
(слово «отдых» выставляется под букву «О»)
Вот и мы с вами хорошо поработали, впереди нас ждет перемена.
Давайте запишем домашнее задание: стр. 165 №771 ( 1,2 ст)
(слабым учащимся - один столбик). VII. Итог урока. Оценки. З Д О Р О В Ь Е
Р В С Е Т О Д
Е И А Ж Д З А
Н Ж Н И Ы Д
И Е К М Х У
Е Н А Х
И
Е (учитель обращает внимание учащихся на составленную формулу здоровья)
Давайте подведем итог урока. Оценим свою работу.
-Чему мы сегодня научились?
-Чем мы сегодня занимались на уроке?
--О чем мы размышляли?
-Какие выводы для себя сделали?
-Я вам хочу напомнить, что правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живет по этим правилам.
-А сейчас посчитаем свои плюсы, которые вы поставили себе в течении урока.
-Кто набрал пять «+» - ставят в дневник оценку «5».
-И не беда, если кто-то допускал ошибки. Для этого мы учимся, чтобы их исправлять.
-Молодцы! Спасибо за хорошую работу! |
|
|