Главная страница

Учебника «Информатика»



Скачать 166.76 Kb.
НазваниеУчебника «Информатика»
Л.Л. Босовой
Дата12.02.2016
Размер166.76 Kb.
ТипУчебник

Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой.

Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 6 класса Босовой Л.Л., - 2009г. Материал учебника структурирован по четырем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум, а также дополнительных пособий: «Рабочая тетрадь для 6 класса» Л.Л. Босовой, 2009г.

Предполагаемый объем учебного времени – 1час в неделю, 35 часов в год.

Учебник: Л. Л. Босова. Информатика. – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2009.

Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 6 классах определяются следующим образом:

  • Формирование готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 
Общее число часов – 35 ч.

1. Компьютер и информация (11 ч).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация (13 ч).

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации (9 ч).

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».

Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».
В основу представляемого вводного курса информатики для 6 классов положены следующие принципы:

  • Целостность и непрерывность;

  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения;

  • Практико–ориентированность;

  • Принцип дидактической спирали;

  • Принцип развивающего обучения.


Согласно действующему учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 6 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, а именно последовательная модель. Она включает в себя следующий подход к изложению учебного материала: компьютер и информация – человек и информация – алгоритмы и исполнители.

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике с учетом возрастных особенностей 6 классов реализуются базовый уровень.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).

Учащиеся 6 класса должны:

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение;

  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системе команд исполнителя;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.


Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики.

Компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому.

Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:




Тема

Компетенции


1.


Компьютер и информация

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно-смысловая


2.


Человек и информация

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно-смысловая


3.


Элементы алгоритмизации

Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая

В реализации данной программы используются следующие средства:

  • компьютерный класс;

  • ПК

  • Проектор

  • учебно-наглядные пособия;

  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)

Для реализации данного календарно тематического плана система информационно - методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:

  • методического пособия для учителя под редакцией Босовой;

  • рабочей тетради для ученика;

  • текстового процессора Word;

  • графических редакторов: Paint;

  • пакета презентационной графики PowerPoint;



Литература:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2006г.

  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2009.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Календарно – тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол – во часов

Основные понятия

Подготовка к итоговой аттестации по кодификатору ГИА.

Домашнее задание

План

Факт

Компьютер и информация (11 ч).



Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1




информация, данные, информатика, компьютер

1.4.1

§ 1.1



Файлы и папки. Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками».

1




файл, имя файла, тип файла

2.1.2

§ 1.2



Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором Word» (задание 1)

1




бит, двоичное кодирование, система счисления

1.1.3

§ 1.3 (введение)



Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором Word» (задание 2).

1




двоичное кодирование, двоичная система счисления

1.2.2

§ 1.3 (1)



Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

1




двоичное кодирование, двоичная система счисления

1.2.2

§ 1.3 (1)



Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». (задание 1).

1




кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации

2.3.1

§ 1.3 (2)



Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». (задание 2).

1




кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации

1.2.2

§ 1.3 (2)



Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

1




двоичное кодирование, текстовый документ

2.3.1

Практические работы № 1 — 3



Растровое кодирование графической информации

1




графический объект, пиксель, растровое кодирование

2.3.3

§ 1.3 (3)



Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

1




векторное кодирование

2.3.3

§ 1.3 (3)



Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки».

1




бит, байт, Кб, Мб, Гб

1.1.3

§ 1.4

Человек и информация (13 ч).



Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2).

1




информация, знание, факт, правило

2.6.1

§ 2.1



Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3, 4).

1




ощущение, восприятие, представление

2.6.1

§ 2.2



Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

1




логика, объект, признак, понятие

2.6.1

§ 2.3 (введение)



Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1, 2).

1




анализ, синтез, сравнение, обобщение

2.5.2

§ 2.3 (1)



Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа.

1







2.5.2

Практические работы № 4 — 8



Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3, 4, 5).

1




Содержание и объем понятия

2.5.2

§ 2.2



Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1 – 3).

1




Отношения тождества, пересечения и подчинения.

2.3.3

§ 2.3 (3)



Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1 – 3).

1




Отношения соподчинения, противоречия и противоположности

2.3.3

§ 2.3 (3)



Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 – 3).

1




понятие

2.3.3

§ 2.3 (4)



Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 – 3).

1




классификация

2.3.3

§ 2.3 (5)



Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1 – 3).

1




суждение, виды суждений, условия

2.3.1

§ 2.4



Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4 – 6).

1




умозаключение

2.3.1

§ 2.5



Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».


1




постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм

2.3.3

§ 3.1

Элементы алгоритмизации (9 ч).




Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки».

1




исполнитель, система команд исполнителя

1.3.1

§ 3.2, 3.3



Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

1




список и таблица, блок – схема

1.3.1

Практические работы № 8, 9

27-28

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы».

2




тип алгоритма, линейный алгоритм

1.3.2

§ 3.4 (1)

29-30

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года».

2




тип алгоритма, условие, ветвление

1.3.1

§ 3.4 (2)

31-32

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка».

2




тип алгоритма, циклический алгоритм

1.3.1

§ 3.4 (3)

33

Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками» (часть 2).

1




алгоритм, исполнитель, блок-схема, виды алгоритмов, файл, папка

2.1.2

§ 1.2

34-35

Итоговый мини-проект. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

2







2.2.1






«Утверждаю»

директор школы

______________

«__»_______2013г.


«Согласовано»

зам.директора по УВР

_________________

«__»_________2013г.


«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № __

«__»_________2013г.



Тематическое планирование

по информатике и ИКТ

6 класс

Учитель: Старкова Е.Е.