Главная страница


Трудные пути повышения мотивации к изучению математики у «отверженных» учеников



Скачать 52.92 Kb.
НазваниеТрудные пути повышения мотивации к изучению математики у «отверженных» учеников
Дата15.02.2016
Размер52.92 Kb.
ТипДокументы

Трудные пути повышения мотивации к изучению математики


у «отверженных» учеников.


Из опыта работы.

Школа, о которой пойдёт речь, называется Центр образования, где представлены различные формы обучения: дневные очные и заочные, вечерние заочные и экстернат. Приём осуществляется с 7-ого класса.

В школу рано или поздно попадают, как говорит Вершинин В. в своей работе «Трудные пути вечерней школы» все «отходы педагогического производства специальных и обычных классов образовательных школ, здесь же мы видим издержки социально-семейных девиаций…»

Практически каждый новый ученик приходит в школу с явно выраженным психологическим противостоянием по типу «ученик-школа», «ученик-учитель», «ученик-учебный предмет» ( в основном это математика или русский язык.) И к этому багажу надо добавить целый букет социальной дезадаптации, вплоть до противоправного поведения.

Основная группа «отверженных» учеников – это педагогически-запущенные учащиеся, которые в 7-ом, 8, 9 классах не знают таблицу умножения, сложения в пределах 20. В предыдущих школах к ним прочно приклеилось клеймо тупых, дебилов и прочих «ласковых» слов. Эти подростки полностью потеряли веру в себя, в свои силы и возможности. От них часто можно слышать слова «Я- идиотка, я-тупица. Мне никогда не понять математику!» У них прочно развит комплекс неполноценности.

Вторая группа учеников – учащиеся с ограниченными возможностями, которым усвоение материала даётся с большим трудом в силу индивидуальных особенностей: плохая память, отсутствие логического мышления, неумение концентрировать внимание на изучаемом материале, крайне низкая техника чтения и др. Такие подростки чаще находятся в стрессовых ситуациях, у них постоянное состояние напряжённости. Они панически боятся выходить к доске, отвечать с места, т.к. ожидают насмешек и неприятных комментариев.

3-я группа – это «способные лентяи». Они крайне ленивы, безразличны ко всему, что не касается их лично, самолюбивы, склонны к постоянным конфликтам. Они часто прогуливают уроки, у них не выработана потребность трудиться.

4-я группа-это подростки с ярко выраженным девиантным поведением, состоящие на учёте в ОДН. Это группа «колючих», недоверчивых подростков со своими лжеавторитетами. Они часто не идут на контакт, своим поведением провоцируют конфликты в школьной среде, ведут себя агрессивно, вызывающе.

В предыдущих школах открытым текстом говорилось, что если не будешь успевать, то окажешься в школе для «дебилов», в рассаднике наркоманов.

Вот таких учащихся и принимаем каждый год. Одни подростки переступают порог школы со страхом, другие напускают браваду, ведут себя неадекватно. На плечи учителей школы, (особенно учителей русского языка и математики) ложится сложнейшая «работа над ошибками». Сложность заключается в том, что за короткий промежуток времени надо подготовить учеников к ОГЭ, ЕГЭ. Поэтому в первую очередь определяются шаги, по которым должен пойти пед. коллектив.

ШАГ ПЕРВЫЙ: возврат к учёбе.

В психологическом и поведенческих планах - это ступень восстановления навыков и позитивной мотивации к учебной деятельности, и начального снятия психологических барьеров типа «ученик-школа».

Первые 2 месяца должны выявить уровень общей и индивидуальной запущенности и освежить сохранившиеся знания, умения, определить содержание необходимой работы по ликвидации обнаруженных пробелов. Работа на уровне реальных возможностей в сфере забытой информации, доброжелательное отношение к ученикам, заинтересованность в их успехах постепенно снимают напряжение, вселяет интересов в своих силах. На данном этапе уже многим удаётся вернуть уверенность в восстановлении своих познавательных интересов, способностей. На данном этапе самое главное не сорваться, когда внутри тебя всё бурлит. Ученик должен почувствовать искренность учителя в желании помочь разобраться в алгебраическом или геометрическом материале. Подростка надо «ОТОГРЕТЬ». Основной способ повышения мотивации – это воспитательный фактор. Учитель должен быть справедливым, терпеливым. Ученики обязаны по каждой работе знать шкалу оценивания. Необходимо преодолевать боязнь доски, убеждать, что доска является помощником ученика. Учитель должен разделять радость ученика по поводу каждой полученной тройки, особенно четвёрки, но всё должно быть искренне. Подростки очень чувствуют фальш и безразличие.

Поэтому на первых шагах необходимо создать комфортную среду.

2-ой шаг – дифференцированный подход.

Применяется бальная система при выполнении небольших тренировочных упражнений или мы её называем «наша валюта». Сначала высчитываем 80%, т.е. качество выполнения задания, затем 50% -выполнение задания. Шкала оценивания всегда записывается на доске. Таким образом, достаточно часто повторяем нахождение %. В конце урока «валюта» подсчитывается. Если предлагается срезовая или контрольная работа, то задания всегда разной сложности. Каждый выбирает задание по силам.

На контрольных работах ученики всегда испытывают страх, неуверенность в себе. Поэтому необходима подсказка учителя («помощь зала».) Тем не менее, основной процент учеников пишут работы на «2». Тогда акцент делается на следующем уроке при анализе работы. Одно задание разбирается, аналогичное выполняют самостоятельно. Как правило, у наших учеников память кратковременная, материал запоминают с большим трудом. Постоянно необходима помощь учителя или консультантов, роль которых выполняют те, кто разобрался в учебном материале. Роль консультантов нравится ребятам, за эту работу они получают свои баллы.

Пути повышения учебной мотивации стандартные, но делается больший акцент на:

  • Занимательный материал.

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно, не упуская случая, сделать его немного занимательным». Паскаль.

Занимательный материал любят все ученики с 1-11 классы, ведь именно в данной ситуации могут «блеснуть» слабоуспевающие ученики, получить положительный результат. Особо популярны у нас алгебраические и геометрические диктанты в виде игры «да», «нет» или закончи предложение, а также на истинность и ложность суждений.

Данные задания должны быть представлены в письменном виде, на слух слабоуспевающие ученики не воспринимают.

Особо популярны небольшие тестовые работы по различным разделам программы с зашифрованным словом или, что более эффективно, (т.к. невозможно догадаться), то алгебраическое выражение.

Самые любимые задания -_это кроссворды, которые позволяют закреплять теоретические понятия на алгебре и геометрии.

Уроки обобщения материала лучше проводить в игровой форме, используя шуточные задания, вопросы. Урок заканчивается самопроверкой с подсчётом заработанной «валюты» и выставление оценок по рассчитанной шкале. Требования к получению оценок 4 и 5, как и в любой школе. На первых этапах обучения в нашей школе уменьшается объём заданий для получения «3», позднее тройка выставляется по общепринятым стандартам, хотя всегда учитываются индивидуальные особенности ребёнка.

  • Доступность подачи материала.

Чтобы материал усваивался легче, приходится на первых этапах изучения темы создавать аналогии, опираясь на жизненные примеры, создавать образы. Так при изучении свойств числа с отрицательным показателем степени, ученики не могут запомнить правило, постоянно путают числитель и знаменатель. И тогда нас выручает слово «подвальчик», куда отправляем число. Запоминают сразу, затем переходим к математическому определению. При изучении числовых промежутков –это кляксы и дырки, которые используются для обозначения чисел на числовом луче. Создание зрительных образов помогают запомнить тот или иной алгоритм более быстро и надёжно.

  • Индивидуальная работа. Именно благодаря индивидуальной работе можно вытащить «из болота» наших «отверженных» учеников. По 15минут после уроков у доски, одновременно с двумя учениками, следующие дни –другие ученики. Но результат достигается только тогда, когда у ученика есть желание разобраться в материале. Неслучайно существует поговорка: «Научить нельзя, научиться можно!»

Никаких открытий в своей статье я не сделала, но, если учитель хочет помочь своим ученикам и проявляет терпение, то результаты будут. Сначала незначительные, затем более ощутимые. Так выпускники 2014г. с первого раза сдали ЕГЭ, 36% качество знаний. Каждый второй выпускник 2015г. по базе получил оценки «4» и «5». Для нас это хорошие результаты, ведь всех наших ребят выгнали из других школ, заявив, что они не сдадут ЕГЭ.

Учитель математики ГБОУ ЦО №100 Иванова Т.А.

15.06.2015.