Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе
по теме: «Транспорт. ПДД. Транспортные профессии». Занятие № 33 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - закрепить знания детей о видах транспорта, правилах дорожного движения;
- закрепить умение детей классифицировать все виды транспорта;
- упражнять детей в правильном употреблении форм числа и падежа;
- учить согласовывать числительные с существительными, образовывать множественное число существительных;
- развивать слуховое внимание. Оборудование: предметные картинки; карточки, флажки. Речевой материал: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, машинист, таксист, водитель, летчик, капитан, юнга, легковой, грузовой, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, летит, плавает, едет, транспорт и др.
Ход образовательной деятельности:
Образовательная область
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Коммуникация
| Коммуникативная деятельность
| 1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет свою картинку. (у детей картинки с изображениями разных видов транспорта).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
| Коммуникация
| Коммуникативная деятельность
| 2. Беседа о транспорте.
Логопед выставляет картинки наземного транспорта, уточняет его виды – ГРУЗОВОЙ, ЛЕГКОВОЙ, ПАССАЖИРСКИЙ. - Как называются люди, которые едут в автобусе, трамвае, троллейбусе? (ПАССАЖИРЫ).
- Значит, какой это транспорт? (ПАССАЖИРСКИЙ).
-Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.
Наземный транспорт может быть грузовой, легковой, железнодорожный.
Кроме этого, есть транспорт ВОЗДУШНЫЙ И ВОДНЫЙ. (примеры).
| Социализация
| Игровая деятельность
| 3. Дидактическая игра «Лото».
У каждого ребенка карточка, разделенная на 4 поля: синее (воздушный транспорт), зеленое (водный транспорт), коричневое (наземный транспорт), черное (подземный транспорт) и не менее десяти картинок с видами транспорта. Дети должны быстро найти место для своих картинок на поле.
| Социализация
| Игровая деятельность
| 4. Дидактическая игра «Один-много».
Один автобус - много автобусов,
Одна лодка – много лодок,
И т.д. Или
Автобус – автобусы
Лодка – лодки
Мотоцикл – мотоциклы
И т.д. У слова «МЕТРО» НЕТ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
| Социализация
| Игровая деятельность
| 5. Дидактическая игра «Проезжай, лети, плыви».
Дети берут в руки флажки: красный и зеленый. Называется какой-либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай (лети, плыви)», а если называется слово, не относящееся к транспорту, то дети говорят «стой» и показывают красный флажок.
Слова: САМОЛЕТ, ПАРОХОД, ВЕЛОСИПЕД, ЛОШАДЬ, ВЕРБЛЮД, МАШИНА, ПОНИ, ВЕРТОЛЕТ, ЛОДКА, ЛЫЖНИК, КОНЬКОБЕЖЕЦ, ТРОЛЕЙБУС, ТАКСИ, ТРАМВАЙ, ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК, ЭЛЕКТРИЧКА и др.
| Социализация
| Игровая деятельность
| 6. Игра «Я поеду».
Детям предлагается отправиться в путешествие, куда только захотят, но поедет ребенок на том виде транспорта, который изображен на картинке.
Каждый должен сказать НА ЧЕМ, КУДА И ЗАЧЕМ ОН ПОЕДЕТ. Например:
Я поеду НА МАШИНЕ В ЛЕС ЗА ЯГОДАМИ.
| Физическая культура, здоровье
| Двигательная деятельность
| 7. Физкультминутка .
Игра «Летает ,плавает, едет».
Логопед называет предмет транспорта, а дети должны показать, как он двигается.
| Коммуникация
| Коммуникативная деятельность
| 8. Беседа по вопросам. - Кто управляет поездом? -МАШИНИСТ
- Кто управляет автобусом? - ВОДИТЕЛЬ
- Кто управляет грузовиком? -ШОФЕР
- Кто управляет вертолетом? - ЛЕТЧИК
- Кто управляет кораблем? -КАПИТАН
- Кто управляет велосипедом? -ВЕЛОСИПЕДИСТ
- Кто управляет ракетой? – КОСМОНАВТ
- Кто управляет мотоциклом? - МОТОЦИКЛИСТ
Дети должны ответить на вопрос полным предложением.
| Социализация
| Игровая деятельность
| 9. Дидактическая игра «Назови части предмета».
- У самолета есть крылья, хвост, нос, пропеллер, мотор и др.
- У велосипеда есть руль, колеса, цепь, сиденье и др.
- У грузовика есть кабина, кузов, колеса, руль и др.
| Коммуникация
| Коммуникативная деятельность
| 10. Загадки про транспорт.
- Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ).
- Бежит конь вороной, много тащит за собой (ПАРОВОЗ).
- Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (ТРАМВАЙ).
- Паровоз без колес! Вот так чудо –паровоз! НЕ с ума ли он сошел – прямо по морю пошел! (ПАРОХОД).
-Многолюден, шумен, молод – под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (МЕТРО).
- Закричу, заурчу, под небеса улечу. (ВЕРТОЛЕТ).
| Коммуникация
| Коммуникативная деятельность
| 11. Составление рассказа по плану.
- Что это?
- Из каких частей состоит?
- Какого цвета, формы?
- Из чего сделан?
- Где движется этот транспорт?
- Для чего используется, что перевозит?
- Кто управляет этим видом транспорта? Рассказ логопеда, рассказы детей.
| Коммуникация
| Коммуникативная деятельность
| 12. Итог занятия, домашнее задание.
| Труд
| Трудовая деятельность
| 13. Трудовые поручения во время НОД.
| |