Главная страница


Стилевое многообразие архитектуры г. Ростова-на-Дону



Скачать 259.3 Kb.
НазваниеСтилевое многообразие архитектуры г. Ростова-на-Дону
Дата14.02.2016
Размер259.3 Kb.
ТипИсследовательская работа


  1. МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону

  2. Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова



  3. Наименование секции/подсекции: Искусство: архитектура и дизайн









  4. Исследовательская работа





  5. Тема: «Стилевое многообразие архитектуры г. Ростова-на-Дону»














  1. Автор работы:

  2. Решетняк Виктор, 9 Б класс

  3. МБОУ СОШ №37



  4. Руководитель:

  5. Рогудеева Татьяна Ивановна,

  6. учитель математики и информатики











  1. г. Ростов-на-Дону

  2. 2012 г.

Оглавление
1. Введение...................................................................................................3

2.Стилевое многообразие архитектуры г. Ростова-на-Дону....................4

2.1 Русский классицизм..........................................................................4

2.2 Эклектика...........................................................................................5

2.3. Архитектура стиля "модерн"...........................................................9

2.4 Советский конструктивизм.............................................................10

2.5 Советский неоклассицизм...............................................................13

3. Заключение.............................................................................................14

4. Список литературы................................................................................15

5. Приложения ….......................................................................................16

1. Введение
У каждого города свой облик, своя биография. Одной из удивительных страниц этой биографии является архитектура. Старые здания, улицы, площади и сооружения – все это архитектура. Она о многом напоминает нам и о многом рассказывает.

В архитектуре города Ростова-на-Дону представлены строения с самых ранних архитектурных стилей до советского неоклассицизма. В настоящее время на фоне одинаковости новой архитектуры все больший интерес вызывают памятники истории и культуры. Отношение к «старым» зданиям, меняется как у профессионалов, так и у жителей города. Несмотря на то, что история архитектуры города Ростова-на-Дону изучалась такими авторами, как Есаулов Г.В., Черницына В.А., Сидоров В.А., Токарев А.Г. и др., тема эта по-прежнему актуальна, потому что мы живем в этом городе, среди этих зданий, которые, являясь своеобразной «летописью» города, позволяют лучше понять его историю. Каждое здание – отдельный характер, настроение его создателей. Глядя на них, можно определить дух времени его создания, мировоззрение и идеалы эпохи. Эти знания необходимы не только специалистам, но и любому человеку, который любит свой город, свою Родину.

Цель данной работы заключается в выявлении стилевого многообразия архитектуры города Ростова-на-Дону на основе изучения известных архитектурных памятников дореволюционного Ростова и Нахичевани, развития архитектуры в советский период, а также их современного состояния.


2. Стилевое многообразие архитектуры г. Ростова-на-Дону

В архитектуре Ростова представлены разные архитектурные стили XVIII-XX веков. Наиболее распространенным является русский классицизм и как один из его вариантов - советский неоклассицизм.

2.1 Русский классицизм

Русский классицизм унаследовал от античной Греции симметрию фасада, четкий ритм окон и колонн, классические капители и простоту. В то же время первым отличием русского классицизма были оштукатуренные поверхности стен. В средней полосе России и на Севере они окрашивались в белый цвет. В южных городах и в Санкт-Петербурге фасады окрашивались в желтый цвет, но отдельные формы - в белый.

К середине XIX века возрастает значение скульптурной пластики. В изображениях и орнаменте появляется триумфальная тематика и растут объемы зданий. Причинами были стремление выразить триумф русского народа в Отечественной войне 1812 года и придать облику нашего города большую выразительность.

Одним из самых интересных памятников классицизма в Ростове является монастырь Сурб-Хач (см. рисунок 1), что в переводе на русский означает "святой крест". До наших дней сохранились лишь храм, каптаж (см. рисунок 2), лестница и мостик. Архитектором этого памятника является И. Е. Старов. Комплекс возводился с 1786 по 1792 год. Это почти единственный в нашей области храм, выполненный в стиле чистого русского классицизма. Сурб-Хач - однокупольная церковь. Главный вход украшен треугольным фронтоном и четырьмя колоннами. Окна имеют сложные наличники. Стены оштукатурены и окрашены в белый цвет, купол покрыт голубой краской. Это было традиционно для многих храмов России. Однако и само здание, и отделочный материал не соответствуют армянским традициям. Это объясняется тем, что автором был русский архитектор. Сурб-Хач - это своеобразный очаг армянской культуры на Дону. Этот памятник уцелел чудом: подобно другим храмам, власти собирались его взорвать в 1972г.

Другим примером русского классицизма является первый двухэтажный каменный дом в Ростове (так называемый "Дом купца Максимова"), расположенный на углу ул. Станиславского и проспекта Семашко (см. рисунок 3). Он был построен в 1840 году. Архитектор неизвестен, хотя есть сведения, что проектировал этот дом Трофим Шаржинский. На первом этаже дома располагалась управа и суды. С 1874 по 1899 гг. здесь же находилась ростовская городская дума. Ныне этот дом превращен в торговый павильон.

Особняк Парамонова (см. рисунок 4) на ул. Пушкинской построен в стиле неоклассицизма архитектором Л. Ф. Эбергом в 1912 году. Здание имело сад и хозяйственные постройки, которые до наших дней почти не сохранились. С южной стороны особняка размещался овальный бассейн. За ним в глубине сада был выстроен двухэтажный флигель. В Великую Отечественную войну оно было сильно разрушено, затем восстановлено под научную библиотеку государственного университета. Центральную часть фасада занимает шести колонный портик. По ширине портика располагается главный вход с парадной двухсторонней лестницей. На балюстраде лестницы когда-то были установлены скульптурные фигуры. По карнизу идут прямоугольные зубчики, окна имеют наличники. В то же время, некоторая измельченность зубчиков указывает на появление элементов эклектизма в классической архитектуре.

Здание Госбанка (см. рисунок 5) также может служить примером русского неоклассицизма. По данным С.Д. Швецова [17] оно спроектировано в 1910 году академиком архитектуры М. М. Перетятковичем. В 1994 году на главном фасаде восстановлена композиция, состоящая из фигур античных богов и изображения двуглавого орла. Здание банка — четырехэтажное. Первые два этажа облицованы камнями с грубо отесанной поверхностью и трактуются как цокольные. Фасад украшен десятью колоннами, мощным фронтоном, зубчиками по карнизу, аттиком1, покрытым куполом. Между вторым и третьим этажами по всему фасаду проходит рельефный пояс, служащий опорой для колонн. В отличие от традиционной для русского классицизма желто-белой окраски фасад госбанка - одноцветный. По мнению Я. А. Ребаина [9,10] и В. Сидорова [12], это здание можно отнести к русскому неоклассицизму.

В архитектуре некоторых зданий можно наблюдать смешение нескольких стилей. Например, Ростовский областной академический молодежный театр (см. рисунок 6) построен в стилях барокко, Ренессанса и классицизма. Это здание возведено в 1899 году по проекту архитектора Н. Н. Дурбаха. Театральное фойе, занавес и декорации были расписаны художником И.И. Крыловым. Отделочные работы продолжались до 1907г.
2.2 Эклектика

Во второй половине XIX века архитектура утратила стилевое единство. Она все больше подчинялась вкусам отдельных заказчиков-предпринимателей, требующих как можно больше возвеличить и украсить свое сооружение.

Так формировалось архитектурное направление под названием "эклектика". Не стиль, а именно направление, потому что архитектурная эклектика проявлялась в двух вариантах: во-первых, стилизация под какой-то отзвук архитектуры прошлого, то есть проявление историзма; например, под древнерусское зодчество, романскую, готическую или другую архитектуру; это ранний романтический этап эклектики; во-вторых, механическое смешение различных архитектурных стилей, когда на одном фасаде присутствуют детали, например, и классицизма, и барокко, и готики. В советское время многие десятилетия эклектика считалась признаком "дурного тона". Здания, построенные в стиле эклектики, не ставились на учет как памятники архитектуры, разрушались. А если они все-таки отличались уникальной красотой как, например, Городская дума, то их стыдливо относили к "французскому барокко".

В Ростове сохранилось немало замечательных образцов русской эклектики. Одним из крупнейших и старейших произведений эклектики в Ростове является деловой дом С. Ф. Генч-Оглуева, расположенный на Большой Садовой и Семашко (см. рисунок 7). Он был построен по проекту замечательного русского архитектора А. Н. Померанцева. Строительство началось в 1880 году и закончилось в 1883.

Как описывают С.Д. Швецов [17] и В. Сидоров [13] - это было огромное П-образное здание, занимающее целый квартал по Николаевскому переулку (ныне Семашко), имеющее 4 этажа. Здесь трудно говорить о преобладании какого-то стиля, потому что на фасаде смешаны все стили: готический, классический и модерн. В целом же здание — яркое и броское. Оно было неоспоримым свидетельством размера и стабильности капитала владельца.

Другим произведением эклектики является Гостиница "Большая Московская" на Большой Садовой, которая много раз меняла свое название. Сейчас она - просто "Московская" (см. рисунок 8). С.Д. Швецов [17] подробно рассказывает, как она была построена по заказу "Нахичеванского церковного попечительства о бедных армянах". Авторы проекта - ростовский архитектор Н. Н. Дурбах и петербургский академик архитектуры А. Н. Померанцев. Отель возводился с 1893 по 1896 год и вскоре стал самым фешенебельным в Ростове.

Здание симметричное, четырехэтажное. Первый этаж рустован, окна верхнего этажа - полуциркульные, остальные - прямоугольные. В облике здания преобладают черты раннего классицизма. Парапет2 здания выполнен в виде кирпичных столбиков и решеток. Раньше здание имело громадный балкон, перекрывавший тротуар у парадного входа, но он не сохранился.

Еще одним произведением эклектики является здание Городской думы на Большой Садовой, 47 (см. рисунок 9). Проект в 1896 году разработал академик-архитектор А. Н. Померанцев. Однако в книге О.Х. Халпахчьяна [16], а также краеведами С. Швецовым и А. Зиминым высказывается мнение о совместном участии в проекте здания А.Н. Померанцева и Н.Н. Дурбаха. В 1899 году дом построили. Здание симметричное, с внутренним двориком. Окна всех четырех этажей различны и по форме, и по размеру. Рустовка первого этажа, зубчики по карнизу, симметрия - это элементы, заимствованные из классики. Однако здесь присутствовали и элементы стиля барокко: ложные аттиковые3 этажи и сандрики4 окон. В период проектирования и возведения этого здания уже назревали идеи модерна, они проявились в овальной форме и больших размерах оконных проемов. Здание дважды разрушалось: в 1921 и 1942 годах. Восстановлено с некоторыми упрощениями в 1953 году ростовскими архитекторами Ф. В. Лузановым, П. С. Калашниковым, Л. Л. Эбергом и В. В. Бариновым.

Дом по Большой Садовой 51 (см. рисунок 10), являющийся также примером эклектики, - уникален. Он построен по заказу книгоиздателя Тер-Абрамяна. Автор проекта - ростовский архитектор Н. М. Соколов, который в 1887 году стал главным архитектором нашего города. Дом построен в 1886 году. Своеобразие ему придают и две колонны над центральным выпуклым балконом, и декоративные вазы, и цветовое решение, при котором белые оконные наличники хорошо выделяются на фоне коричневого колера стены. В художественном облике преобладают мотивы барокко, хотя присутствуют элементы Ренессанса (балконы, пилястры5) и классики (русты, наличники).

Позже в 1897 году Николай Соколов построил "Дом трудолюбия" имени П.Р. Максимова (ныне один из корпусов медицинского университета). Здание вынесено на красную линию Нахичеванского переулка. Оно двухэтажное, кирпичное, с многоскатной металлической крышей. Главный фасад выделен двумя боковыми ризалитами6. Художественный облик здания дополняют рустовка стен, сандрики, сложные наличники и парные пилястры. Стены не оштукатурены. Строение имеет сложную планировку, основу которого составляет коридорная система с двухсторонним расположением помещений.

Н. М. Соколову принадлежат такие заметные сохранившиеся здания в городе, как: контора купца Максимова (угол Береговой улицы и переулка Островского) 1880 года; двухэтажный особняк братьев Мартын по Большой Садовой, 125 (ныне - Дом художника) с элементами готики (1893 год); корпуса Николаевской больницы (ныне клинический городок медицинского университета), построенные на средства Е.Т. Парамонова в 1902 году.

Еще одним ярким примером эклектики является особняк М. Н. Черновой на Большой Садовой, 27 (см. рисунок 11). Он был возведен в 1899 году по проекту Н. А. Дорошенко. Заказчиком был поклонник Черновой, один из представителей рода Парамоновых. Вдоль фасада по Большой Садовой находился зал приемов и концертов: в его угловой части была устроена сцена, вдоль коридорной стены - балкон для музыкантов. Этот зал был выше всех остальных помещений. Именно он демонстрировал богатство и роскошь хозяйки. Потолки в столовой, гостиной и жилых комнатах были украшены лепным декором. Композиционным центром здания является угловой объем. Там находился вход, балкон с балюстрадой и ниши с декоративными вазами на уровне второго этажа. Фасады здания украшает многочисленный лепной декор.

В 1920 году дом был национализирован. С 1940 по 1985 годы здание было относительно ухоженным, так как в нем размещался партийный архив. К этому времени здание стало стремительно разрушаться из-за сильного подтопления фундамента. В 2001 году фирмой ООО "Реставратор" были разобраны наружные и внутренние стены здания, демонтированы перекрытия, лестницы, конструкции подвала. На средства Ростовского филиала ОАО «Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» здание было воссоздано в его первоначальном облике с использованием сохраненных подлинных элементов декора. На сегодняшний день это один из немногих и самый удачный в Ростове-на-Дону пример сохранения памятника архитектуры путем его полного воссоздания.

Примером эклектики являются также крытые рынки на Старом базаре (см. рисунок 12), возведенные в 1891-1893 годах по проекту выпускника Петербургского института гражданских инженеров Н. А. Дорошенко, который с 1885 года стал главным архитектором Ростова. Проектные работы начались в 1885 году. При строительстве были использованы прогрессивные для Европы и России безопорные большепролетные металлические фермы. За архитектурное и техническое оригинальное решение проект Дорошенко Н. А. в 1896 году был удостоен Золотой медали Нижегородской ярмарки - высшей по тем временам награды России.

Примером эклектики является среднее техническое училище (ныне радиотехнический колледж). Оно было построено на Скобелевской (ныне Красноармейской) улице в 1901 году по проекту архитектора Г. Н. Васильева. В свое время это училище было лучшим в России (см. рисунок 13). Громадное двухэтажное здание - образец типичной для Ростова "краснокирпичной эклектики". В облике здания преобладают элементы не романской архитектуры, а Ренессанса.

Школа домоводства и кулинарии на углу Николаевского и Думского переулков (см. рисунок 14) также принадлежит архитектору Г.Н Васильеву. Оно построено на средства купца Н.И. Токарева и передано в дар городу. Фасад здания - краснокирпичный. В нем можно найти и элементы готики (силуэт кровли), и классики (наличники окон), и модерна (выставленная напоказ металлическая кровля), и древнерусской архитектуры.

По проекту архитектора Г. Н. Васильева был построен в 1914 году главный корпус Ростовского государственного университета (ныне ЮФУ) как доходный дом А. С. Кистова (см. рисунок 15). Здание пятиэтажное, кирпичное, угловое. Членение фасадов представлено поэтажным размещением оконных проемов, разных по конфигурации и размерам: квадратные, прямоугольные, полуциркульные. Вертикальное членение фасадов определяют полуциркульные эркеры7, объединяющие второй, третий и четвертый этажи. Центром композиции являются гигантские полуколонны в три этажа. Главный вход - со стороны Большой Садовой. Основу здания составляет коридорная система с двусторонним расположением аудиторий. Это гостиничное здание в годы первой мировой войны было отдано под госпиталь, затем - под административное здание. Переведенный из Варшавы в 1915 году русский университет размещался вначале в нынешнем главном корпусе педагогического университета, а сюда перешел лишь в 1930 году после выделения из него медицинского, педагогического и финансово-экономического институтов.

Список выдающихся эклектичных произведений архитектуры в Ростове могут дополнить: гостиница "Южная" - арх. А. Х. Закиев, 1911 г.; бывшая художественная школа (ул. Социалистическая, 77) - последняя четверть XIX в., архитектор неизвестен; нахичеванская женская гимназия (ныне школа № 13) - арх. Н. Н. Дурбах, 1892 г.; главный корпус экономической академии (бывшая гостиница Гербера) - арх. Ф.С. Ясиновский, 1895г.; дом П. К. Масалитиной (ул. Большая Садовая, 113) - арх. Г. Н. Васильев, начало XX века.

2.3 Архитектура стиля "модерн"

Поиски новых форм в архитектуре европейских стран на рубеже XIX-XX веков способствовали появлению нового направления, получившего название стиля "модерн". Модерн имеет корни, уходящие в Англию, в XVI-XVII века, когда появились крупные сооружения с большими оконными проемами, большими пролетами. Однако наибольшего развития в России модерн достиг на грани XIX-XX веков. Господствовал этот стиль недолго: примерно с 1900 по 1920 год. Модерн обновил декоративные средства и принципы архитектуры, к которым можно отнести: асимметрию фасада; большие оконные проемы со сложными криволинейными формами переплетов, синтез искусств и др. Развитию модерна способствовало появление железобетона, что позволяло придать конструкциям любую форму. Индивидуализм композиций - наиболее характерная черта модерна. В основе своей модерн иррационален, и в этом он противостоял эклектике, в которой всегда был виден порядок.

Примером этого может служить главный корпус педагогического университета (ул. Большая Садовая, 33). Здание построено в 1912 году архитектором И. Е. Черкесианом как здание Второго Народного собрания (см. рисунок 16).

Здание управления Владикавказской железной дороги - интересное произведение модерна в Ростове (см. рисунок 17). Оно было построено в 1911-1913 годах по проекту архитекторов И. П. Буткова и Н. Вальтера. Здание - довольно большое по полезной площади. Оно имеет всего 4 этажа. В отделке фасада использованы два цвета: красный и охристый. Характерной особенностью является сочетание оштукатуренных поверхностей с естественной фактурой кирпичной кладки. Объект расположен перед огромной городской площадью. Большие окна и строгость форм придают зданию ощутимую монументальность.

Другим прекрасным представителем стиля «Модерн» является Волжско-Камский банк (ныне Дворец детского творчества). Это здание было возведено по проекту профессора А. Н. Бекетова в 1902-1904 годах. Как указывает С.Д. Швецов [17] этот дом стал самым эффектным из числа банковских зданий (см. рисунок 18). Четырехэтажное здание отличается пятью громадными окнами, четырьмя лепными головами атлантов в простенках и своеобразием всей пластики фасада. Первый этаж украшен крупными рустами. Верхний этаж умышленно измельчен небольшими спаренными окнами. Парапетная решетка, как и балкон, выполнена из стали с довольно простым рисунком. Все в фасаде этого здания - размер окон и лепных голов, дверей и рустов - подчеркивает основательность, значительность коммерческого предприятия. Нельзя не согласиться с В.В. Кирилловым [6], что все эти признаки позволяют отнести это здание к стилю модерн. С 1934 года он отдан в распоряжение детей.

Ещё одним примером модерна является частная гимназия Степановой, построенная в 1910-1912 годах по проекту ростовского архитектора П. Любимова. Фасад сейчас однотонный желтый. Но нельзя не согласиться с мнением Кириллова В.В. [6], что наличие круглых окон, асимметрия фасада, позволяют отнести это произведение архитектуры к модерну. Здание трехэтажное, кирпичное, с подвалом и чердачной четырехскатной крышей. Фасад имеет горизонтальное членение. Здание находится на углу улицы Горького и Соборного переулка. В плане гимназия имеет сложную конфигурацию. В этой мужской гимназии в 1908-1916 годах учился создатель радиовещательных станций академик А. Л. Минц, а в 20-е годы - народный художник СССР Е. В. Вучетич. Сейчас здесь находится гимназия № 36.

Другим произведением модерна является старая часть Ростовского центрального универмага (см. рисунок 19), построенная в мае 1910 года по проекту архитектора Е.М. Гулина. Купец Пустовойтов возвел его для местного отделения русско-французских заводов резинового и телеграфного производства. Это был филиал фирмы, резиденция которой находилась в Риге. Громадные вертикальные окна с наличниками подтверждают, что перед нами - произведение модерна. Хозяин дома Пустовойтов первый этаж сразу сдал в аренду под магазины, поэтому дом был не только красивым, но и доходным. В советское время здание было приспособлено под научную библиотеку Северо-Кавказского университета. В годы Отечественной войны сильно пострадало. Восстановлено с заметной внутренней перестройкой в 1949 году по проекту архитекторов П. С. Калашникова и Г. А. Петрова. В 1965 году оно дополнено крылом по Буденновскому проспекту (проект арх. Е. П. Лихобабина).

Здание бывшего кинотеатра "Комсомолец" также является ярким образцом стиля модерн (см. рисунок 20). Оно возведено по проекту Е. М. Гулина на Большой Садовой улице. В 1904 году была сделана пристройка к дому Яблоковых, находящемуся в глубине квартала, где вскоре был открыт первый кинотеатр в Ростове. До наших дней фасад дошел без существенных изменений.

Образцом стиля модерн является и летний коммерческий клуб Ростова (см. рисунок 21), построенный в 1910 году по проекту архитектора Г. Я. Гелата. Парк (ныне Первомайский) был разбит намного раньше, в 1855 году по проекту петербургского архитектора Петерса. Сейчас в здании Коммерческого клуба размещается областной Дом физической культуры. Здание сохранилось практически без изменений.
2.4 Советский конструктивизм

Конструктивизм является продолжением модерна, так как он тоже полностью игнорирует классические подходы в создании композиций и фасадов зданий. Конструктивизм, подобно готике, подчеркивал тектонику зданий. То, что раньше тщательно оштукатуривалось и скрывалось, теперь стало, наоборот, выделяться. Конструктивизм появился в Западной Европе раньше, чем в России. Наивысшего расцвета он достиг в СССР в 20-30-е годы, потому что был возведен как бы в ранг "государственного стиля". Это было время, когда нужно было создавать новые типы зданий: дворцы труда, дворцы культуры. Объективными причинами распространения конструктивизма были: - появление железобетона как строительного материала;- потребность в крупных общественных зданиях; - революционно-романтическая приподнятость художественных образов.

В Ростове немало памятников архитектуры, созданных в конструктивистском стиле. Первые из них появились в конце 20-х годов. Это дворец культуры железнодорожников в Ростове (см. рисунок 22), известный в народе как Лендворец. Он был одним из самых первых в стране Дворцов для рабочих. Здание построено в 1927 году по проекту ростовского архитектора Л. Ф. Эберга. Высотная часть этого здания как бы отражает стремительную поступь века. До наших дней фасад дошел в сильно искаженном виде. В послевоенный период, когда конструктивизм подвергся гонениям, у главного входа во дворец был достроен гигантский портал8 с колоннадой.

Другим памятником архитектуры, созданном в конструктивистском стиле, является комплекс зданий Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне РГУПС). Он был построен в 1929-1934 годах. Автор проекта - архитектор В. Н. Наумычев. Наиболее интересен его главный корпус (см. рисунок 23). Это гигантское Г-образное здание, в котором размещаются вестибюль, библиотека и читальный зал. В послевоенный период при восстановлении здания многие черты конструктивизма были уничтожены: фасад был оштукатурен под действием сжатого воздуха с использованием цемент-пушки, на парапете добавились аляповатые столбики, появились полуколонны и пилястры. Здание вдвое увеличилось, благодаря О-образной застройке всего квартала. Однако общая геометрия памятника сохранилась.

В конструктивистском стиле выполнен также Ростовский автодорожный техникум, построенный в 20-е годы архитектором Л. Ф. Эбергом. Он дошел до наших дней в искаженном виде. При восстановлении этого здания в послевоенные годы, фасад украсили пилястрами и геометрическим рельефом. Общий объем и силуэт здания сохранен.

Городок Центральной городской больницы Ростова построен по проекту московского архитектора профессора Голосова. Голосов понимал, что для монументальных зданий должен использоваться железобетон. Поэтому, когда ростовские власти решили возводить запроектированный Голосовым Дом Советов (см. рисунок 25) не из железобетона, а из кирпича, автор проекта вычеркнул на чертежах свою фамилию.

Дом Советов - самое большое здание на Северном Кавказе (см. рисунок 24). Общий объем его - 370 тысяч кубометров. Проект составлен в 1929-1934 годах. Строительные работы не были завершены до начала Великой Отечественной войны, хотя частично здание уже эксплуатировалось. В нем было предусмотрено 1000 комнат, конференц зал, столовые, почта, парикмахерская, буфеты, типография. Это здание представляло собой комплекс 5-8 этажных секций. Венцом его должен был стать цилиндрический корпус с конференц залом. Его возвести не успели, а то, что успели построить, во время войны сильно пострадало. В послевоенный период, воспользовавшись отсутствием средств у города, министерство обороны предложило восстановить Дом Советов с условием изъятия 80% полезной площади. Город был вынужден согласиться. Поэтому и сейчас в самом престижном месте Ростова находится так называемый "часовой завод". Лишь крайние два крыла Дома Советов, выходящие фасадом на Большую Садовую улицу, и центральный корпус заняты администрацией области. Здание было восстановлено в 1956 году, отделка фасадов - в 1968 году. Авторы нового варианта фасада - архитекторы В. И. Григор и В. И. Симонович. Они не пощадили памятник архитектуры: заложили кирпичом ленточное остекление, сделали рельефным поле стены, а над главным входом в здание искусственно поместили тяжеловесный портал. Первоначальный рисунок оконных проемов и простенков можно сейчас увидеть только в корпусах часового завода.

В конструктивистском стиле выполнена и гостиница "Ростов" (см. рисунок 26). Она построена в 1931-1934 годах по проекту архитекторов И. Е. Черкесиана, Х. Х. Чалхушьяна и Л. Л. Эберга. Этот отель на 805 мест расположен на Буденновском проспекте. Перед входом – небольшой сквер. Главный фасад переходит в семиэтажный корпус. Главный вход выделен двумя пилонами. Симметричность фасада подчеркивают эркеры и великолепный горельеф. Этот горельеф был создан великими скульпторами Сергеем Корольковым и Евгением Вучетичем. Тема рельефа - "Великое созидание". Вход с Красноармейской улицы оформлен большим полукруглым эркером. Из просторного, светлого вестибюля лифт и широкие мраморные лестницы ведут в жилые помещения. Зал ресторана имеет самостоятельный вестибюль и лестницу. Он рассчитан на 350 мест. Гостиница "Ростов" была последним восстановленным в городе зданием в послевоенный период. Эти работы завершились в 1965 году под руководством архитектора Л. Л. Эберга.

Среди многочисленных памятников конструктивизма в Ростове наибольшую известность получило здание Ростовского академического театра имени М. Горького (см. рисунок 27). Первоначально он планировался как оперно-драматический театр Ростова. Реализовали проект академик архитектуры А. В. Щуко и профессор В. Г. Гельфрейх. Самый крупный в мире провинциальный театр был построен довольно быстро - за 5 лет. Уже в 1934 году оперно-драматический театр открылся. Здание было великолепным. В нем было 2 зрительных зала - на 2500 и 850 мест. Огромная сцена с тремя вращающимися кругами позволяла ставить любые массовые действия. Прекрасны были помещения для артистов, цеха театра, а также рестораны и рекреации для зрителей. Был даже детский сад-ясли, где могли оставить на время спектакля своих детей зрители театра. Театр имеет трапециевидную форму с массивным цоколем. Здание украшено горизонтальными застекленными галереями, высоко поднятыми над землей. Его высокий лоб 40x40 метров резко контрастирует с витражами галерей. Это дополняется легкими горизонталями световых галерей: они придают облику здания тот динамизм, который был в целом свойственен конструктивизму как архитектурному стилю. Боковые фасады разбиты террасами с двойной колоннадой. Полуциркульные мощные пандусы9 плавно переходят в цокольный этаж. Наверху цокольного этажа перед входом образована большая открытая трибуна.

Силуэт театра, повторяющий линии трактора, увековечил эпоху индустриализации страны. Классические пропорции, симметричность, четкость объемов - все это создает впечатление монументальности, величия и торжественности. Мощь быстроразвивающейся страны, ее масштабность нашли отражение и в размерах громадной площади перед театром. Столь же уникальны и выразительны горельефы всемирно известного донского скульптора Сергея Королькова, которые украшают центральную часть главного фасада (см. рисунок 28). Сцена жаркого сражения представлена художником в левом горельефе на тему "Гибель Вандеи". Стонут падающие с коней белые всадники, их лица искажены предсмертными судорогами, в глазах безумие. В боевом ритме противника чувствуется уверенность в скорой победе. Правый горельеф назван "Железный поток". На нем - семнадцать участников боя. Они с яростным выражением лица действительно представляют "железный поток", который невозможно остановить. В общем, облике театра выражен противоречивый характер событий 20-30-х годов, вся трагедия донского края.

В годы Отечественной войны театр сгорел. Здание было восстановлено в 1963 году к двадцатилетию освобождения Ростова от фашистов. В это время появилось телевидение, и власть решила, что громадное театральное здание городу не нужно. Поэтому, сохранив общий силуэт памятника, архитекторы института Ростовгражданпроект под руководством Н. Н. Семененко и при консультациях профессора В. Г. Гельфрейха произвели полную внутреннюю перепланировку здания.

2.5 Советский неоклассицизм

Тенденции неоклассицизма существовали в нашей архитектуре и в 20-х годах. Их роль резко возросла с середины 30-х годов. Одной из главных причин были возросшие требования к идейным задачам архитектуры. Новое время требовало создания произведений искусства, понятных широким массам. Конструктивизм не всегда оказывался на уровне новых требований. К тому же сказывался еще и недостаток строительных материалов, имевших важное значение в работе конструктивистов над формой.

Из общественных зданий советского неоклассицизма большой интерес представляет главный корпус Ростовского института сельскохозяйственного машиностроения (ныне Донской Государственный технический университет). Автор проекта - архитектор И. Г. Буров. Строительные работы начались в 1949 году и завершились в начале 60-х годов (см. рисунок 29). Монументальное 4-х этажное здание, имеющее в плане вид, близкий к букве «Н», завершает перспективу Ворошиловского проспекта. Его светло-серый колер оштукатуренного фасада создавал впечатление строгости и монументальности. Первый этаж центрального ризалита рустован. Величественность зданию придают устремляющиеся вверх по всему фасаду пилястры.

Другим примером советского неоклассицизма является Ростовский цирк. Это крупнейший в СССР цирк со зрительным залом на 1700 мест. Он был построен на основе дореволюционного театра в 1947-57 годах архитекторами Г. А. Петровым, И. В. Бурулиным и инженерами А. Е. Журавлевым и Щепетовым. Фасад здания украшают колонны и скульптурная группа (см. рисунок 30).

3. Заключение

Изучив архитектурное наследие Ростова-на-Дону, следует отметить, несомненно, его стилевое многообразие: русский классицизм, эклектика, модерн, советский конструктивизм, советский неоклассицизм. Очевидно, что архитектура Ростова развивалась в русле общероссийских тенденций, будучи связана с культурой в целом и отразив, таким образом, особенности соответствующих исторических эпох. Вместе с тем обстоятельства возникновения и развития нашего города, специфика его экономического и географического положения отразились на формировании его архитектурного облика, придавая ему своеобразие и неповторимость. Именно поэтому в частной архитектуре рубежа XIX-XX веков доминировала эклектика, обусловленная развитием торговли и значимостью купечества, выступавшего крупным заказчиком, в то время как в общественной архитектуре преобладала неоклассика.

В архитектуре ХХ века наблюдается несколько стилей. Четких границ между ними не было, иногда даже несколько течений существовали вместе в одно время.

Известно, что расцвет архитектуры всегда совпадал с расцветом государства. Архитектура — зеркало государства и общества. Поэтому она всегда являлась частью государственной политики. Но модерн не стал государственным стилем: он оказался слишком волен для официальных зданий. Этот стиль использовался в строительстве особняков и парадных зданий. Его предпочитало купечество, поскольку дома построенные в стиле модерн выглядели особенно шикарно и показывали состоятельность их владельцев.

На смену модернизму пришел конструктивизм, который был возведен в ранг "государственного стиля". Это было время, когда нужно было создавать новые типы зданий: дворцы труда, дворцы культуры.

За конструктивизмом появляется советский неоклассицизм. Одной из причин его возникновения были возросшие требования к идейным задачам архитектуры. Новое время требовало создания произведений искусства понятных широким массам.

Разумеется, Ростов и дальше будет строиться и развиваться, используя новые материалы и технологии. Но только бережное отношение к культурному наследию, соблюдение исторической, в том числе архитектурной, преемственности, станет залогом настоящего и будущего своеобразия города. Об этом свидетельствуют и реставрационные работы, учитывающие городской контраст.

Чтобы архитектура нашего города не была безликой и одинаковой, при проектировании новых зданий, которые будут располагаться рядом со «старыми» зданиями, на наш взгляд, нужно учитывать их своеобразие. Это поможет сохранить облик нашего города.

4. Список литературы.

  1. Былинкин Н. П. и др. История советской архитектуры 1917 - 1954 гг. М.: Стройиздат, 1985.

  2. Гуляницкий Н. Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Том I. История архитектуры - М.: Стройиздат, 1978.

  3. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова н/Д. 1999.- С. 288

  4. Из истории советской архитектуры 1941-1945 гг. / Под ред. К. Афанасьева. - М.: Наука, 1978.

  5. Ильин А. С. История города Ростова-на-Дону. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1991.

  6. Кириллов В. В. Архитектура русского модерна. - М.: Изд-во МГУ, 1979.

  7. Кулишов В. И. В Низовьях Дона. - М.: Искусство, 1987.

  8. Ребаин Я.А. Первый этап развития советской архитектуры в городах Дона. - Проблемы формирования архитектуры Северного Кавказа. Ростов н/Д. 1984

  9. Ребаин Я.А. Ростов шагает в будущее. - Ростов-на-Дону, 1968.

  10. Ростов и Нахичевань-на-Дону /Под ред. Зимина А. П. - Ростов н/Д: Памятники Отечества, 1991.

  11. Ростовский драматический театр имени Максима Горького. - Ростов н/Д: Азчериздат, 1935. – 110 с.; Ростовский театр имени Максима Горького: [Альбом] – Ростов н/Д: Азчериздат, 1936

  12. Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону, изд. Д.Г.П.Б, Ростов-на-Дону, 1994, т.1

  13. Сидоров В. Энциклопедия Старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Издание ДГПБ, Ростов-на-Дону, 1998,. т. 3.

  14. Токарев А.Г. Преемственность в архитектуре и градостроительстве Ростова н/Д 1920-1930-х годов: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. архитектуры/НИИ теории архитектуры и градостроительства. - М., 2000.

  15. Токарев А.Г. Влияние градостроительных принципов XVIII-XIX вв. на архитектуру общественных зданий Ростова н/Д 20-30-х гг. XX в.//Проблемы архитектурно-художественного образования России на рубеже веков: Тезисы докл. науч.-практ. конф.-Ростов н/Д, 2000.-С. 36-38.

  16. Халпахчьян О. Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону. - Ереван, 1988.

  17. Швецов С. В. На высоком донском берегу. - Ростовн/Д: Ростиздат, 1982.

  18. Шулепова Э. А. (автор-составитель). Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Ростовская область. - М.: Изд-во НИИ культуры, 1990.


5. Приложения
Рисунок 1 - Монастырь Сурб-Хач
Рисунок 2 - Каптаж монастыря Сурб-Хач
Рисунок 3 - Дом П. Р. Максимова

Рисунок 4 - Особняк Н.Е. Парамонова на Пушкинской улице


Рисунок 5 - Госбанк в Ростове
Рисунок 6 - Ростовский областной академический молодежный театр
Рисунок 7 - Деловой дом С. Ф. Генч-Оглуева
Рисунок 8 - Гостиница "Большая Московская"

Рисунок 9 - здание Городской думы

Рисунок 10 - Жилой дом по Б. Садовой, 51

Рисунок 11 - Особняк М. Н. Черновой


Рисунок 12 - Крытый рынок в Ростове
Рисунок 13 — Среднее техническое училище
Рисунок 14 - Школа домоводства и кулинарии
Рисунок 15 - Главный корпус Ростовского государственного университета (ныне - ЮФУ)

Рисунок 16 - Главный корпус педагогического университета
Рисунок 17 - Управление Владикавказской железной дороги.


Рисунок 18 - Волжско-Камский банк
Рисунок 19 - Фирма "Проводник", а ныне - ЦУМ в Ростове
Рисунок 20 - Первый кинотеатр в Ростове
Рисунок 21 - Коммерческий клуб в Ростове
Рисунок 22 - Дворец культуры железнодорожников

Рисунок 23 - Институт инженеров железнодорожного транспорта
Рисунок 24 - Дом Советов Рисунок 25 -Проект Дома Советов
Рисунок 26 - Гостиница "Ростов"

Рисунок 27 - здание Ростовского академического театра имени М. Горького
Рисунок 28 - горельефы донского скульптора Сергея Королькова.
Рисунок 29 - Донской Государственный Технический Университет

Рисунок 30 – Ростовский цирк

1 Аттик — это стенка, над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

2 Парапет — это ограждение балкона или кровли здания.

3 Аттик — это стенка, над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

4 Сандрик — это декоративный архитектурный элемент в виде небольшого карниза.

5 Пилястра - прямоугольный плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны.

6 Ризалит — это часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания.

7 Эркер — это полукруглый, треугольный или многогранный остекленный выступ в стене здания.

8 Портал — это архитектурно оформленный и богато украшенный резьбой дверной проем монументального здания.

9 Пандус — это пологий подъем для въезда на верхнюю площадку.