|
Использование элементов технологии модульного обучения при изучении математики в школе. Маслиева Марина Алексеевна, учитель математики Использование элементов технологии модульного обучения
при изучении математики в школе.
Маслиева Марина Алексеевна, учитель математики.
Век информации и глобализации требует от школы формирования у старшеклассников способностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации. Приоритетным становится овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых. Высокий уровень самообразовательных способностей обеспечивает модульная технология преподавания, элементы которой я применяю в своей работе.
Модульное обучение является перспективной технологией образования. Как самостоятельная форма обучения, модуль выступает в виде «накапливаемых единиц»: программа представлена комплексом модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач. Управление осуществляется с помощью системы контроля знаний. Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технологии овладения им. Это автономная часть учебного курса, состоящая из следующих компонентов: целевой программы; банка информации; методического руководства; практических заданий; контрольной работы. Общую систему формируемых знаний и умений можно представить как иерархию модулей. Структурирование содержания курса на модули отражает его целостность, структурную организацию и функции. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью изучения курса. Дидактическая цель формируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и его уровень. Модули позволяют дозировать индивидуальную помощь, изменять формы общения учителя и ученик. Сущность модульного обучения в том, что ученик самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы над модулем.
Моими основными мотивами обращения к элементам модульной технологии обучения являются: гарантированность достижения результатов обучения; паритет в отношениях учителя и учащихся; возможность индивидуализировать обучение; возможность выбрать уровень обучения; раннее предъявление учащимся конечных результатов обучения; «мягкий» контроль в процессе усвоения учебного материала. Исходя из выше сказанного и актуальности введения новых технологий обучения, я применяю элементы модульной технологии при прохождении некоторых тем. В данном случае покажу на примере темы: «Решение уравнений и неравенств с модулем» в классах с углубленным изучением математики.
Схема структуры модуля «Уравнения и неравенства с модулями»
УЭ-0. Цели модуля.
УЭ-1. Входной контроль.
УЭ-2. Решение уравнений и неравенств с использованием геометрической интерпретации модуля: УЭ-2.1. Уравнения. УЭ-2.2. Неравенства.
УЭ-3. Снятие модуля по определению: УЭ-3.1. Уравнения. УЭ-3.2. Неравенства.
УЭ-4. Метод разбиения на промежутки.
УЭ-5. Использование свойств модуля для решения уравнений и неравенств: УЭ-5.1. Уравнения. УЭ5.2. Неравенства.
УЭ-6. Графический метод решения уравнений и неравенств с модулями.
УЭ-7. Иррациональные уравнения и неравенства, в решении которых используется модуль.
УЭ-8. Примеры решения трансцендентных уравнений и неравенств с модулями.
УЭ-9. Решение задач.
УЭ-10. Обобщение и выводы по теме.
УЭ-11. Выходной контроль.
Моя роль в данном обучении состоит в целенаправленном введении в модуль, в консультировании, в проверке и оценке результатов обучения. В начале курса провожу предварительную проверку знаний и умений учащихся, определяю их готовность к обучению. Это помогает составить общий план и индивидуальные учебные планы. Усвоение материала модуля начинаю с мотивации изучения модуля и формулировки конкретных целей его изучения.
Таким образом, в ходе усвоения модуля у учащихся формируются учебные умения. В структуре модуля чётко выделяются базовые умения и понятия, дополнительная информация, вопросы для контроля, а также эталоны к заданиям для самоконтроля. В завершении изучения всех учебных элементов модуля учащиеся выполняют выходной контроль, который также осуществляется в тестовой форме и оценивается учителем. Модульное обучение хорошо сочетается не только с традиционной, главным образом лекционно-семинарской и комбинированной системами обучения.
Мои наблюдения за учебной деятельностью учащихся, беседы с ними работа на уроках, проведенное анкетирование показали, что они научились работать как коллективно, так и индивидуально, самостоятельно оценивать свою работу, работать с учебником, дополнительной литературой, выполнять несложные эксперименты.
Результативность учащихся показывает, что применение модульной технологии повышает качество знаний, интерес к предмету, стимулирует работу учащихся особенно в классах с углубленным изучением математики. |
|
|