|
Сочинение на свободную тему Сочинение на свободную тему.
(конспект урока по русскому языку)
Выполнила:
Косарева Валентина
Владимировна
Петропавловск-Камчатский, 2012
Программа: Общеобразовательная.
Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2011.
Класс: 5.
Тема: Сочинение на свободную тему.
Тип урока: урок развития речи (перерастающий в проектную деятельность).
Оборудование: тетрадь, доска, мел, медиапроектор, экран, электронная презентация, схема на карточках.
План урока:
| Этапы урока
| Время
| 1.
| Оргмомент
| 2 мин.
| 2.
| Подготовка к сочинению
| 42 мин.
| 3.
| Постановка домашнего задания
| 1 мин.
| 4.
| Написание сочинения
| Д/з
| 5.
| Работа над проектной деятельностью
| 1 неделя (+/-)
| 6.
| Представление проектов
| 1 урок
| Оформление доски:
Темы сочинений:
1. Памятный день в школе.
2. Лучший день лета.
3. Мой самый сладкий день.
| Дата.
Подготовка к сочинению на свободную тему.
| Домашнее задание:
написать сочинение, выбрав одну из тем.
|
Общий план:
1. Этот день был самым сладким в моей жизни.
2. Как я отметил свой День рождения.
3. Так закончился один из самых сладких дней.
| План основной части:
1. Нежданное пробуждение.
2. Подготовка к торжеству.
3. Приход гостей.
4. Долгожданный подарок.
5. Счастье от сладостей.
| Ход урока:
Слово учителя
| Ответ учеников
| 1. Оргмомент
| Приветствие учеников. Выдача тетрадей для творческих работ. Запись даты и темы.
|
| 2. Подготовка к сочинению.
| Сегодня вы будете писать сочинение. Но для того, чтобы вы написали его на хорошую оценку, необходимо подготовиться.
Сочинение вы будете писать на одну из предложенных тем. Они представлены на доске:
1. Памятный день в школе.
2. Лучший день лета.
3. Мой самый сладкий день.
Как вы думаете, чем похожи данные темы сочинений?
Перед тем, как вы выберите понравившуюся тему, мы поговорим о каждой из них.
Первая тема, к которой мы обратимся – «Памятный день в школе».
Зачем дети ходят в школу?
Нравится ли вам ходить в школу? Почему?
Какие дни в школе вам больше всего запомнились? Почему?
Попробуйте рассказать об одном из понравившихся дней по следующей схеме (дана на карточках):
1. С чего начался день?
2. Что интересного произошло в этот день, какие чувства вы испытывали при этом?
3. Чем закончился день?
4. Повторялись ли такие моменты в будущем?
Посмотрите на экран. Здесь представлено сочинение ученика 9 класса про один день из его школьной жизни. (Учитель выразительно читает текст).
Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.
25 мая мы сдавали математику. До этого я никогда не сдавал никаких экзаменов. Мне немного было страшно, но и интересно: какие задания будут, смогу ли я решить их?
Утром я встал очень рано и повторил все правила, которые учили, пересмотрел все задачи и примеры. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на экзамен. Когда я увидел задания на доске, то почти не испугался: все было знакомо. Я решил пять примеров и задачу одним из первых.
Я получил “четверку”, так как перепутал один знак. Теперь я знаю, что на экзамене надо быть очень собранным и внимательным. Несколько раз проверять решенное.
Это был мой первый экзамен.
Что такое тема текста?
Какова тема данного текста?
Какие типы речи вы знаете?
Какой тип речи используется в данном случае? Объясните, почему вы так решили.
Из скольки частей состоит сочинение?
Найдите в предложенном тексте введение, основную часть и заключение.
О чем говорит введение сочинения?
Можно ли придумать другое заключение для данного сочинения?
Какие слова и выражения вы бы могли использовать в своем сочинении? (записать в тетрадь)
Попробуйте данное сочинение переделать так, как будто вы рассказываете о своем первом празднике «Первое сентября» (когда первый раз пошли в школу.
Вторая тема, к которой мы обратимся – «Лучший день лета».
Расскажите, где и как вы отдыхали летом? Какой из дней отпуска вам больше всего запомнился? (используйте уже знакомый вам план)
Выполните следующее задание. На экране даны предложения. Необходимо из них составить текст.
1.Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. 2.Это лето я провёл весело и с пользой для себя. 3.Я и мои друзья пошли на рыбалку. 4.Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. 5.Мне даже не пришлось скучать или грустить. 6.Это было прекрасное зрелище. 7.Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. 8.Так закончился один из летних дней моих каникул. 9.Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству. 10.В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. 11.Она была большая и необычная. 12.Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. 13.В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. 14.Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться.
Текст появляется на экране:
Это лето я провёл весело и с пользой для себя. Мне даже не пришлось скучать или грустить.
В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. Я и мои друзья пошли на рыбалку. Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться. Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. Она была большая и необычная. Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству.
Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. Это было прекрасное зрелище.
Так закончился один из летних дней моих каникул.
Составьте план данного сочинения, используя цитаты из текста (сколько абзацев, столько пунктов в плане).
Подумайте, о каком дне каникул вы бы написали. Какие пункты плана можно оставить неизменными?
Попробуйте составить свой план (можно пользоваться предыдущим).
Какие из пунктов можно было бы объединить?
Третья тема, к которой мы обратимся – «Мой самый сладкий день».
Кто-нибудь знает, какой праздник отмечается 11 июля?
11 июля любители сладкого отмечают Всемирный день шоколада. День шоколада впервые был придуман французами в 1995 году. Это один из самых сладких дней в жизни Франции.
А у вас были такие дни, когда вы объедались сладостями?
В какие праздники это чаще всего происходит?
Это очень интересная тема для сочинения, но и самая сложная для написания. Разбирая первую тему, вы составляли свой текст на основе данного. Разбирая вторую тему, вы конструировали текст и составляли его план. Сейчас вам предстоит написать два плана. Первый план – план вашего сочинения. Посмотрите на тот, который вы составляли прежде и сформулируйте этот на его подобии. Второй план – это план основной части. Он необходим, чтобы четко и последовательно передать действия этого дня. Вам необходимо отметить следующие пункты:
1. Как начался день, что происходило до самого сладкого момента.
2. Когда и как у вас появились сладости.
3. Что случилось после получения сладкого вознаграждения.
(Примерные планы записаны на доске).
|
Данные темы сочинений объединены тем, что мы будем писать про один день из своей жизни.
Ученики делятся своим мнением, объясняют свою точку зрения.
Ученики формулируют свои ответы в соответствии с предложенным планом.
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Тема: Первый экзамен в школе.
Три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Данный текст написан в форме повествования, так как ученик рассказывает о том, что произошло за один день. К тексту можно задать вопрос: ЧТО ПРОИЗОШЛО? Чаще всего в сочинении встречаются глаголы. Рассматривая текст, мы можем нарисовать несколько иллюстраций к нему.
Сочинение состоит из трех основных частей: введение, основная часть, заключение.
Введение: Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.
Заключение: Это был мой первый экзамен.
Все остальное относится к основной части.
Введение позволяет нам узнать, о каком дне пойдет речь в этом тексте.
Ученики делают предположения.
Это был первый экзамен из десятка тех, которые еще стоит пережить.
Это был мой первый экзамен, а впереди еще целая жизнь, полная неизведанного.
Экзамен в школе пройден, а жизненный экзамен еще только начинается.
Ученики записывают в тетрадь: Самый памятный день в школе оказался…; до этого я никогда…; мне немного было страшно, но и интересно; утром я встал очень рано; теперь я знаю…
Самый памятный день в школе оказался день первого похода в школу в моей жизни.
1 сентября мы пошли на линейку. До этого я никогда не был на этом празднике. Мне немного было страшно, но и интересно: какой учитель у меня будет, смогу ли я выполнять все задания?
Утром я встал очень рано и стал проверять, все ли готово к празднику. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на линейку. Когда я увидел свою первую учительницу, то совсем не испугался. Она была очень доброй, постоянно улыбалась. В класс я зашел одним из первых.
Нас еще раз поздравили с тем, что мы стали первоклассниками. Посоветовали на уроках быть очень собранными и внимательными.
Это был мой первый день в школе, а впереди еще долгих одиннадцать лет.
Ученики делятся своими впечатлениями.
Правильное расположение предложений: 2, 5, 10, 3, 14, 7, 4, 13, 11, 9, 1, 12, 6, 8.
1. «Это лето я провёл весело и с пользой».
2. «Я и мои друзья пошли на рыбалку».
3. «Время рыбалки подходило к концу».
4. «Так закончился один из летних дней моих каникул».
Первый и четвертый пункты плана подошли бы к любому сочинению.
Примерный план ученика:
1. Это лето я провёл весело и с пользой.
2. Я с родителями в Таиланде.
3. Время близится к вечеру.
4. Так закончился один из летних дней моих каникул.
Второй и третий пункты можно объединить.
Ученики отвечают, высказывают свои предположения.
Ученики отвечают.
Новый год и День рождения.
Примерные планы учеников.
Общий план:
1. Этот день был самым сладким в моей жизни.
2. Как я отметил свой День рождения.
3. Так закончился один из самых сладких дней.
План основной части:
1. Нежданное пробуждение.
2. Подготовка к торжеству.
3. Приход гостей.
4. Долгожданный подарок.
5. Счастье от сладостей.
| 3. Постановка домашнего задания.
| Дома в тетрадях для творческих работ написать сочинение на одну из предложенных тем. Тему необходимо выбрать самостоятельно.
|
| 4. Написание сочинения.
| Д/з.
| .
| 5. Работа над проектной деятельностью.
| После того, как будут проверены сочинения и выставлены оценки, начинается работа над проектной деятельностью.
Ученики разбиваются на 3 группы (количество человек в группе не имеет значения) в зависимости от того, какая тема ими была выбрана. Группой ученики оформляют газету, выбирая лучшие сочинения и подбирая картинки, соответствующие теме. Выбирают тех учеников, которые будут представлять работу группы. Вместе пишут небольшую работу о том, почему ими была выбрана именно эта тема. (учитель помогает при необходимости)
|
| 6. Представление проектов.
| На одном из уроков ученики представляют свои работы.
|
| |
|
|