|
«Система деятельности педагога, направленная на формирование ууд на уроках математики в рамках фгос» Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС »
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 29.09.14г-10.10.14г.
Выполнила:
Сысуева Ольга Александровна
учитель математики ГБОУ СОШ №22
г.о. Чапаевска
2014г.
Оглавление
Введение 3
Паспорт ИР 3
Актуальность 3
Проблема и противоречие 4
Цели, задачи, результативность 4
Основная часть 5
Содержательный блок 5
Технологический блок 9
Контрольно-оценочный блок 12
Ресурсное обеспечение 13
Заключение 14
Список источников 15
Введение
Паспорт
Предмет – математика
Работа представляется на примере урока по теме «Уравнения» (технологическая карта урока см. Приложение)
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса
Сроки - октябрь 2013 г
Место реализации - ГБОУ СОШ №22 г.о. Чапаевска Актуальность
В современном обществе возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми и другие. И современная школа должна готовить своих выпускников к реалиям жизни. Поэтому на сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
В связи с этим необходимо переориентировать учебную деятельность с простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, на развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты.
Анализ входного контроля в 5-х классах, который был, проведен 19.09.13г.113показал, что, существуют недостатки как в предметной деятельности: обучающиеся не умеют решать задачи на движение (39%), на хождение площади и периметра прямоугольника (27%), не обладают необходимыми вычислительными навыками (56%), но и в общеучебных действиях: современные дети мало читают, отсюда не умение работать с учебником, трудностью логического мышления и воображения, обоснованных и полных ответов.
В связи с этим возникает проблема: как же научить детей давать развёрнутый ответ на оставленный вопрос, учить ставить и решать проблемы на уроке изучения нового материала. Для решения существующей профессиональной проблемы необходимо выдвинуть (сформулировать) цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по внедрению в образовательный процесс универсальных учебных действий.
Также очевидно противоречие между необходимостью формирования универсальных учебных действий и не разработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы.
Цель данной работы данной работы является знакомство с методологией проектирования программы развития универсальных учебных действий, изучение особенностей формирования универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе.
Задачи:
- изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы формирования универсальных учебных действий;
- определить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- выявить особенности формирования универсальных учебных действий ресурсами предметной области «Математика». Ожидаемые результаты
Внедрение УУД на уроках математики позволило:
- увеличиться информационной емкости урока, глубине подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;
- возросла заинтересовать детей, повысилась их мотивация к уроку.
Обучающиеся стали более самостоятельными, уверенными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, возрос интерес не только к предмету, но и к учению в целом; отношения в рамках «учитель – ученик» стали более гармоничными, психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное общение.
Основная часть
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Основные виды универсальных учебных действий:
1) личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
2) регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
3) познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
4) коммуникативные.
Вопросы теории и практические рекомендации по данной теме подробно изложены в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» под редакцией
А. Г. Асмолова. Авторами представлены основные типы заданий, направленные на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий с учётом возрастных особенностей обучающихся 5-9 классов.
Остановимся несколько подробнее на каждом виде универсальных учебных действий. В блок личностных универсальных учебных действий входит: применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
Формирование личностных УУД проходит через различные упражнения, указание практической значимости математики.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
УУД должны формироваться всем педагогическим коллективом. Обучающиеся должны осознавать, что те навыки, которые они получают на одном уроке, - универсальны, и они могут пользоваться ими на остальных предметах.
Контрольно-оценочный блок
Оцениваются устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания. Рассмотрим на примере входного контроля 5 класса:
Спецификация
Цель работы: оценить уровень усвоения материала начальной школы учащимися 5 класса.
Сроки проведения: сентябрь
Форма работы: тест
Количество вариантов: 2
Продолжительность работы: 40 мин.
Характеристика работы: Контрольная работа разделена на три части. Включённые в них задания различаются по типам и уровню трудности. В части 1 представлены задания с выбором одного ответа из нескольких предложенных (5 заданий). В части 2 представлены задания с кратким ответом (3 задания). В части 3 все задания требуют полной записи решения и ответа (2 задания).
Критерии оценивания: Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом, части 2 – в 2 балла, части 3 – в 3 балла. Максимально возможное количество баллов – 17.
«5» - 15 – 17 баллов
«4» - 12 – 14 баллов
«3» - 9 – 11 баллов
«2» - 8 и менее балла
№
| Поверяемое содержание
| Кол-во баллов
| 1
| Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз
| 1
| 2
| Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц
| 1
| 3
| Нахождение значения числового выражения
| 1
| 4
| Запись и вычитание натуральных чисел
| 1
| 5
| Порядок действий
| 1
| 6
| Нахождение периметра (площади) прямоугольника
| 2
| 7
| Решение задачи на пропорциональное деление
| 2
| 8
| Решение задачи на движение
| 2
| 9
| Решение задачи на движение
| 3
| 10
| Решение задачи на нахождение периметра (площади) прямоугольника
| 3
|
Оценка устного ответа обучающегося
Критерии:
Полнота и правильность ответа.
Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.
Оценка
| Критерии оценки
|
| 1
| 2
| 3
| «5»
| Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий
| Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний
| Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка
| «4»
| Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются
| Обоснование суждений с помощью учителя
| 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала
| «3»
| Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил
| Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания
| Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении
| «2»
| Незнание большей части изучаемого или полное незнание
| Неумение обосновать суждение, практически использовать знания
| Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами
|
Оценка письменных работ обучающихся
Виды письменных работ
| Оценка
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| Контрольная работа
| Верно выполнены все задания обязательного уровня плюс дополнительные задания более высокого уровня
| Верно решены все задачи , но допущены один-два недочета
| Верно выполнены задания обязательного уровня
| Не выполнение заданий обязательного уровня
| Тестовые задания
| 100-88% верно выполнен
ных заданий
| От 88 до 75% верно выполненных заданий
| От 75 до 50% верно выполненных заданий
| Менее 50% верно выполненных заданий
| При оценке письменных работ обучающихся учитываются:
степень самостоятельности работы обучающегося;
объем работы;
четкость, аккуратность,
оформление работы.
Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:
Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
Стимулирование самостоятельности в учебе;
Учет индивидуальных качеств учащихся;
Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.
Ресурсное обеспечение
Дидактическое обеспечение: УМК по математике для 5-6 классов, который включает в себя:
И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика. Учебники.
И.И. Зубарева. Математика. Рабочие тетради (в 2-х частях).
И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика. Методическое пособие для учителя.
И.И. Зубарева и др. Математика. Контрольные работы.
И.И. Зубарева и др. Математика. Самостоятельные работы.
В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева. Сборник задач и упражнений по математике.
В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн. Математика. Мультимедийные пособия.
Научно-методическое обеспечение: курсовая подготовка по формированию УУД, педсоветы и мастер-классы
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.
Кадровые ресурсы: учителя, прошедшие подготовку по внедрению УУД на уроках математики.
Заключение Формирование УУД раскрывает новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
Результатом знакомства с методологией проектирования программы развития универсальных учебных действий, изучения особенностей формирования универсальных учебных действий на уроках математики стала разработка конкретного урока по теме «Уравнения».
Выполненная по требованиям ФГОС технологическая карта урока по теме «Уравнения» позволила: спроектировать учителю свою деятельность и деятельность учащихся по достижению планируемых результатов; организовать стимулирование учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания; выявить отсутствующие знания и умения; направить самоопределение школьника на желание освоить учебный материал.
Анализ урока показал, что учителем была реализована цель урока, были использованы развивающие методы, способы активизации познавательной деятельности, осуществлен контроль и оценивания как предметных, так и надпредметных навыков.
Список информационных источников
Нормативно-правовая база Закон РФ «Об образовании».
Положение о региональной системе оценки качества образования (РСОКО) Самарской области (Приказ министерства образования и науки Самарской области от 28.09.2007 г. №108-од)
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17.05.2012 г. №413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2010
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- 2изд.- М.:Просвещение, 2010
Основная литература:
Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока//Народное образование.-2009.-№9.-С.118
Бухаркина М.Ю. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ под ред. Е.С.Полат.-М.:Изд. центр «Академия», 2010
Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие.-М.:Издательство «Эйдос»,2012
Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие.-М.: Издательство «Эйдос»,2012
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2011г.
Приложение
Технологическая карта урока математики
тема «Уравнения»
№
| Этапы урока
|
Задачи
урока
|
Название используемых
ЭОР
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| Формируемые УУД
|
| Познавательные
| Регулятивные
| Коммуникативные
| Личностные
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Организационный момент
| Создать благоприятный психологический настрой на работу.
|
| Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; подготовка учащихся к деятельности на уроке; выделение целей и задач урока
| Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы учителя, в тетрадях делают записи.
| 2
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
| Прогнозирование своей деятельности
| Умение слушать и вступать в диалог
| Умение выделять нравственный аспект поведения
| 2
| Актуализация знаний
| Актуализация опорных знаний и способов действий, развитие логического мышления; обеспечение восприятия, осмысления, обобщение изученного материала, применяя новые информационные технологии
| Презентация «Устный счет»
( слайд 2)
| Учитель с помощью устных заданий со слайдов организует фронтальную работу с классом.
Задает учащимся наводящие вопросы, которые позволяют выполнить задание
| Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
| 5
| поиск и выделение необходимой информации,
умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач.
-универсальные логические действия: синтез, анализ, построение логической цепи рассуждений
| составление плана и последовательность и деятельности,целеполагание, контроль, коррекция, волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий
| постановка вопросов в коллективе, умение слушать и вступать в диалог,
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической формой речи
| готовность к жизненному и личностному самоопределению,знания моральных норм умения выделить нравственный аспект поведения
| 3
| Закрепление понимания
| Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии и организуя групповой вид работы учащихся.
| Презентация
«Устный счет»
Слайд 3
| Учитель демонстрирует презентацию с заданиями, а затем выполняется проверка
| Учащиеся по вариантам выполняют задания, проверяют правильность решения
| 7
| Поиск и выделение необходимой информации.
Структурирование знаний.
Подведение под понятие
| Целеполагание, выдвижение гипотез Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
| Умение слушать и вступать в диалог
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
| Проявление терпения и аккуратности
|
| Физминутка
| здоровьесбережение
|
| Учитель в стихотворной форме сообщает ученикам команды действий физзарядки.
| Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
| 2
|
|
|
| Осознание ценности здоровья
|
| Закрепление понимания
| Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии
|
| Комментирует, направляет работу учащихся.
Постановка проблемного вопроса.
| Три ученика у доски, остальные в тетради выполняют № 241,238, 239 комментируют и обосновывают свои решения
| 10
| поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, строить высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, синтез, анализ, установление причинно-следственных связей
| составление плана и последовательности деятельности, целеполагание, коррекция, волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий, оценка
| умение слушать, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической формой речи
| готовность к жизненному и личностному самоопределению, установление связи между целью учебной деятельности и мотивом
| 4
| Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
| Проверить умения и навыки решения уравнений
| Презентация
«Уравнения»
| Показывает презентацию и комментирует задания
| Выполнения работы в тетрадях, самопроверка
| 12
| Анализ объектов и синтез
| Контроль изученного материала
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
| Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
| Рефлексия.
| Оценить результат своей деятельности и всего класса.
| Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д/з.
| Учитель задаёт учащимся вопросы; оценивает качествен-ную работу класса и отдельных учащихся; организует рефлексию.
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обдумывают своё отношение к уроку, каждый ученик на стол кладет листочек, где изображено лицо с улыбкой или грустное лицо. Тем самым учитель узнает с каким настроением ушел ученик с урока.
Учащиеся сдают тетради на стол учителя для проверки диктанта.
| 2
| умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме, рефлексия, умение адекватно сжато передавать формулировать мысли, анализ
| Целеполагание, оценка
| Умение слушать, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической формой речи, умение участвовать в коллективном обсуждении
| Готовность к жизненному и личностному самоопределениюнравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных и нравственно-этических ценностей
|
|
|
|