Учитель:
| Евстафьева В.А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 8 ст.Новопашковской, Крыловского района
|
Класс
| 1 (2 полугодие, урок 58)
|
Предмет:
| Математика
|
Авторы учебника:
|
В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века»)
|
Тема урока.
| Шар. Куб
|
Тип урока.
| Урок открытия нового знания (ОНЗ)
|
Цель:
| Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению геометрических фигур: шара, круга, куба, квадрата.
|
Планируемые
результаты:
| Личностные.
Осознание ценности изучаемого материала.
Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур.
Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах, группах.
Метапредметные.
РУУД:
Умение выявлять проблему;
Умение определять и придерживаться цели.
Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
ПУУД:
Умение работать с информацией;
Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать.
КУУД: Предметные:
Умение находить предметы, имеющие форму шара или круга, куба или квадрата.
Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом.
Применение новых знаний в жизненных ситуациях;
|
Оборудование
| Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс, 2011 г.
Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс В.Н. Рудницкая
Набор геометрических фигур (4 разных комплекта для 4 групп)
Карточки для каждого учащегося (по вариантам)
Фишки (демонстрационные и индивидуальные)
Линейки (индивидуально).
|
Этапы урока
| Цель этапа
| Действия учителя
| Действия обучающихся
| Результат
|
Организацион-ный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
(1 мин)
| Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
| Создание успешной ситуации для психологического настроя на урок.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, к гостям, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке. У Вас всё получится, вместе с другом вы преодолеете встретив-шиеся на уроке трудности.
| Осознанное вхождение учаще-гося в пространство учебной деятельности. Самоопределе-ние учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу).
| -самоопределение (Л);
-смыслообразование (Л);
-внутренняя позиция школьника(Л);
-учебно-познаватель-ная мотивация(Л);
- планирование учебно-го сотрудничества (П).
|
Актуализация знаний
(3 мин)
| Готовность мышления и осознание потребности к построению нового спо-соба действия. Повторе-ние изученного материа-ла, необходимого для «открытия нового зна-ния» и выявление зат-руднений в индивиду-альной деятельности каждого учащегося.
| Вселить уверенность в детей, проверить знания, связать логически знания между собой, оформить «почву» для введения нового знания.
- Ребята, рассмотрите рисунки на доске. Давайте вспомним названия этих геометрических фигур.
| «Я пользуюсь знаниями, полу-ченными на предыдущих уро-ках. Для усвоения нового зна-ния важно быть вниматель-ным, усидчивым,…» - Прямоугольник (четырёху-гольник), овал, квадрат, треу-гольник, круг.
| Актуализация знаний, необходимых для по-нимания новой темы.
|
Первичный опыт. Постановка проблемы.
(Выявление места и причины затруднения)
(4 мин)
| Выявление и фиксация места и причины затруд-нения. (Вызвать и обсу-дить затруднения: «По-чему возникли затруд-нения?», «Чего мы ещё не знаем?». Проговари-вание темы и цели уро-ка).
| - А как называются эти фигуры? (демонстрация предметов, имеющих форму куба и шара)
Побуждающим от проблемной ситуации диа-логом подводим к осознанию противоречия:
- Всего лишь две геометрические фигуры, а смотрите, сколько названий вы им дали! Сколько разных мнений! Почему так получилось, как вы думаете?
- Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Кто сможет сформулировать тему? (Название темы закрыто на доске) (Скорее всего, дети не смогут назвать тему)
- Сможем мы сразу назвать тему урока?
-- Какую цель поставим перед собой?
|
Варианты ответов: куб, квад-рат, круг, шар, мяч, кубик. - Значит, мы чего-то не знаем об этих фигурах. - Нет, так как мы не знаем точ-ное название этих геометри-ческих фигур. - Узнать название данных фигур и их свойства; научиться различать фигуры круга и шара, квадрата и куба.
| -волевая саморегуля-ция (Р);
- анализ, синтез, срав-нение, аналогия (П);
-подведение под поня-тие (П);
-постановка и форму-лирование проблемы (П);
-- формулирование и аргументация своего мнения;
-учёт разных мнений (К).
Умение использовать научный метод позна-ния.
Самостоятельное опре-деление темы и цели урока «Шар.Куб».
|
Исследование. Открытие нового знания
(6 мин)
| На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. По- шагово, при помощи диалогового построения урока провести исследо-вание по алгоритму дей-ствий.
| -Давайте рассмотрим рисунки на стр. 9, задания 1.
- Какие предметы по форме похожи на шар?
- Есть ли в классе другие предметы, которые похожи на шар? - Задание 2. На какую фигуру похожи: ци-ферблат будильника, стёкла очков, пуговица? - Давайте возьмем мячик и круглую фишку. Попробуйте объяснить, чем шар отличается по форме от круга?
- А теперь рассмотрите квадрат (из картона) и кубик. Что можно о них сказать? В чем различие между кубом и квадратом? - Какой вывод можно сделать? = (алгоритм)
| (Деятельность детей совпада-ет с деятельностью учителя – создать алгоритм)
(Ответы детей)
- На круг
Варианты ответов:
- мячик (шар) катится, а круг плоский;
- фишка (круг) полностью ле-жит на столе, а мячик (шар) выступает над столом;
-круг плоский, а шар объем-ный. - Квадрат плоский, а куб объемный;
- куб состоит из 6 квадратов; - Круг и квадрат - плоские фигуры; шар и куб – объемные (пространственные).
| Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом. Осознание практичес-кой важности разли-чия изучаемых геомет-рических фигур Коммуникативные уме-ния – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «кри-тик». Осознание ценности совместной деятель-ности.
|
Проект (Реализация построенного проекта.)
Первичное закрепление
(12 мин)
| Построение и фиксация нового знания. Прогова-ривание нового знания. Применение нового зна-ния в типовых условиях.
| Отслеживание результатов деятельности де-тей при работе по алгоритму. Работа в груп-пах. Каждой группе раздать набор предметов: 1 группа. Набор предметов: вчетверо сложен-ный лист, при развороте имеет форму круга; кольцо из конструктора; мяч; овал из картона; шестиугольник.
Задание: найти и назвать\показать предметы, имеющие форму круга. Доказать. 2 группа. Набор предметов: тот же. Задание: найти и назвать\показать предметы, имею-щие форму шара. Доказать. 3 группа. Набор предметов: вчетверо сложен-ный лист, при развороте имеет форму квадрата; кубик; спичечный коробок; шестиугольник. Задание: найти и назвать\показать предметы, имеющие форму квадрата. Доказать. 4 группа. Набор предметов: тот же. Задание: найти и назвать\показать предметы, имею-щие форму куба. Доказать. (дается 5 минут для выполнения задания)
- А теперь посмотрим, как вы смогли определить нужный предмет.
Покажите этот предмет, назовите: какую форму он имеет. Докажите, что это именно шар, а не круг (куб, а не квадрат), т.е. расска-жите о его свойствах.
| Работа в группах по алгорит-му, действуя по схеме «я на-училась и могу проверить се-бя».
Знакомятся с набором предме-тов, с заданием.
Группы выполняют задание, опираясь на новые знания. Каждая группа учеников вы-ходит к доске со своим набо-ром предметов. Учащиеся оп-ределяют фигуру предмета, доказывают свое мнение.
При ошибочном ответе, уча-щиеся других групп помогают выбрать нужный предмет из набора, назвать данную фигу-ру, рассказать её свойства.
| - умение определять и придерживаться цели (Р);
- умение сравнивать, классифицировать, де-лать выводы, доказы-вать (П).
- умение работать в парах (К).
Подтверждение своего открытия. Положительная мотивация.
|
Физминутка
(1 мин)
|
|
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 5 раз. Темп медленный. ФМ для снятия утомления с туловища: И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
|
|
|
Самостоятель-ная работа
(5 мин)
| Самопроверка умения применять НЗ в типовых условиях. При помощи внешней речи проверить новые знания ребенка. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
| Работа в рабочей тетради.
- Стр.7 № 1. Отметить «галочкой»: какой предмет не похож на шар? - Стр. 7 № 2. Найти и раскрасить куб.
- Итак. Как вы справились? В первом задании, какой предмет не похож на шар, какой он по счету?
- А во втором задании надо было раскрасить куб. Куб стоит на каком по счету месте? - Какими знаниями вы пользовались при определении фигур шара, куба?
|
Самостоятельно выполняют за-дание.
(Ответы детей)
- Плоский предмет (круг, квад-рат); объемный предмет (шар, куб).
|
Успешно выполненные задания.
Сформированные пред-метные УУД
|
Включение нового знания в систему знаний. Повторение.
(10 мин)
| Включение НЗ в систему знаний, повторение и закрепление ранее изу-ченного. Границы при-менимости НЗ.
Обобщение и системати-зация знаний о геомет-рических фигурах, спо-собах сложения и вычи-тания с использованием шкалы линейки.
| Работа по карточкам:
Послушайте внимательно задачу:
У Димы 4 кубика, у Тани 5 шариков. Сколько всего предметов у детей? - Назовите условие задачи. Что значит условие?
-Назовите вопрос задачи. Что значит вопрос задачи?
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Запишите решение задачи.
С использованием шкалы линейки решить примеры:
Вариант 1
| Вариант 2
| 2+7=
4+6=
9-5=
| 2+6=
4+5=
10-4=
|
- Поменяйтесь карточками и проверьте рабо-ту друг друга.
|
-Условие, это то, что известно в задаче: у Димы 4 кубика, у Тани 5 шариков. - Вопрос задачи: то, что неиз-вестно, и надо найти - Сколько всего предметов у детей?
- Можем, потому что известны все данные для решения зада-чи. 4+5=9
|
Успешно выполненные задания.
Сформированные мета-предметные и предмет-ные УУД,
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
| Соотнесение цели урока и его результатов, само-оценка работы на уроке (результатов деятельнос-ти своей и всего класса), осознание метода пост-роения НЗ.
| Наблюдает, старается услышать об усвоении алгоритма и получить вывод о новом знании.
- Какие новые фигуры мы сегодня изучили?
- Теперь мы можем сказать, какая была тема урока?
(после названия учащимися темы урока, учитель открывает её на доске) - Какую задачу ставили на урок?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Какие знания вам помогут теперь опреде-лить куб и шар? - Оцените свою работу на уроке по шкале на карточке, по параметрам: быстро, пра-вильно, красиво.
Б П К
- На этом урок окончен. Спасибо за урок!
| Доказать при помощи чего у них сформировались новые знания (видел, слышал, наблю-дал, был спокойным, узнал что-то новое для себя…)
- Шар, куб.
- Тема урока: «Шар.Куб»
Высказывания учащихся.
|
Осознание результатов каждого этапа урока.
Осознание ценности полученных знаний.
|