Главная страница


Урок 6 Тема урока: Крестьянская война под предводительством Степана Разина в мордовском крае. Цель урока



Скачать 30.19 Kb.
НазваниеУрок 6 Тема урока: Крестьянская война под предводительством Степана Разина в мордовском крае. Цель урока
Дата05.04.2016
Размер30.19 Kb.
ТипУрок

Урок 6

Тема урока: Крестьянская война под предводительством Степана Разина в мордовском крае.

Цель урока:

  1. Изучить причины участия населения нашего края в крестьянской войне под предводительством С.Т.Разина; ход событий и последствия крестьянской войны.

  2. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом учебника, выделять основное и делать выводы, работать с документами.

Оборудование: учебник история и культура мордовского края в 17-18вв., фрагменты документов.

Оформление доски: тема урока, новые слова ( повстанцы, «прелестные письма», старица, атаман, «бунташный век»), домашнее задание.

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение новой темы

План:

  1. Предпосылки крестьянской войны

  2. Крестьянская война на территории мордовского края

  3. Исторические личности-участники крестьянской войны

  4. Итоги войны

  1. Рассказ учителя

Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина 1670—7 1г., крестьянская война против феодально-крепостнического гнёта в России. Была вызвана усилением феодально-крепостнического гнёта в центральной России и распространением крепостнических порядков на южный и юго-восточные районы страны. Классовые противоречия особенно обострились в годы войны с Речью Посполитой (1654—67) и Швецией (1656—58), когда в ответ на усиление поборов последовало массовое бегство крестьян и посадских людей на окраины государства. Под давлением дворянства правительство, претворяя в жизнь нормы Соборного уложения 1649, с конца 50-х гг. 17 в. приступило к организации государственного сыска беглых, охватившего многие уезды Европейской части России, что ещё более усиливало недовольство крестьян. Недовольны были и служилые люди "по прибору", охранявшие южные рубежи. Тяжёлые повинности и характер землепользования сближали их с крестьянами. Наибольшее количество недовольных скопилось на Дону, который и стал очагом восстания. Не легче жилось и мордовским крестьянам, которые на себе испытывали гнев дворцовой и воеводской администрации. Их зависимость от государства была ничуть не меньше зависимости русских крепостных крестьян от помещиков.

  1. Работа с документами

Соборное уложение 1649 (фрагмент)

Уложение царя Алексея Михайловича, кодекс законов Рус. государства, принятый Земским собором 1648—49 после восстаний в Москве и др. городах. Над составлением С. у. 1649 работала особая комиссия во главе с боярином князем Н. И. Одоевским. Источниками С. у. были Судебник 1550, указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей и т.д., а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статут 1588 и др. Всего в С. у. 1649 было 25 глав, 967 статей.

В главе "Суд о крестьянах" собраны статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право — устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись "урочные лета" для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. С. у. 1649 лишало помещичьих крестьян права судебного представительства по имущественным спорам. Согласно главе "О посадских людях" ликвидировались частновладельческие слободы в городах, возвращались в число податных сословий люди, принадлежавшие ранее к социальным категориям, освобожденным от уплаты государственных налогов. С. у. предусматривало массовый сыск беглых посадских людей; посадское население прикреплялось к посадам и также облагалось государственными налогами и податями. Положение кабальных холопов регламентировано в главах "О поместных землях" и "О вотчинах", посвященных вопросам дворянского землевладения.

  1. Беседа по документу

- Каким образом Соборное уложение закрепило в России крепостное право?

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание: прочитать с.58-59 учебника, составить в тетради план военных действий.

  1. Заслушивание сообщений о исторических личностях –участниках крестьянской войны.

  1. Закрепление изученного на уроке

-Объясните, каковы же были последствия крестьянской войны для нашего края.

5. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание: прочитать п.6, ответить на вопросы.