| Главная страница |
«Развивающие задачи в процессе обучения математике»
Проверяем ответы стоя. Если ученик ошибся, то он садится. Существуют разные классификации развивающих заданий . 1. Введение вспомогательной неизвестной. Введение вспомогательной неизвестной – это эвристический приём, используемый в алгебре для формоизменения текста задачи. В 5-м классе можно использовать вид этого приёма – это использование различного рода обозначения чисел или числовых выражений с целью упрощения процесса вычислений. Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями», пример: 96 · .Решение. Пусть = a, ,тогда 96 (a-b)+97 (a+b)-b-192a=aОтвет. ![]() Такие примеры хороши для дифференцированной работы на уроке, сильные – отыскивают путь решения, остальные – в очередной раз отрабатывают распределительный закон и упрощение выражений. 2.Приём получения следствий. Приём получения следствий состоит в том, что раскрытие содержания исходных данных задачи даёт возможность получить некоторые выводы, а из полученных результатов сделать новые выводы и т.д. Нередко, таким образом, удаётся найти решение задачи. Тема: «Умножение натуральных чисел». Пример 1. Сколько всего прабабушек и прадедушек было у всех ваших прапрабабушек и прапрадедушек? Решение. У каждого человека было 8 прапрабабушек и 8 прапрадедушек, всего 16 человек. У каждого из этих 16-ти тоже было по 16 прямых предков в «четвёртом колене», следовательно, искомое число 16 ·16=256 Тема: «Деление натуральных чисел». Пример 2. Делимое в 6 раз больше делителя, а делитель в 6 раз больше частного. Чему равно делимое, делитель и частное. Решение. Делимое в 6 раз больше делителя, следовательно, частное равно 6. Если частное равно 6, а делитель в 6 раз больше частного, следовательно, делитель равен 36 и, следовательно, делимое равно 36·6=216. Ответ: делимое 216, делитель 36, частное 6. 3.Перебор. Сущность данного приёма заключается в проведении перебора всех возможных случаев, описанных в задаче, что особенно ценно, в групповом анализе возможных решений. В курсе 5-го класса можно решать огромное количество задач на перебор. Начинаем, как всегда, с простейших. Пример 1. В двузначном числе в два раза больше единиц, чем десятков. Если к этому числу прибавить 36, то получится число, записанное теми же цифрами. Найдите это число. Решение. Перебираем двузначные числа, удовлетворяющие условию12; 24; 36; 48. Прибавляем к каждому 36 и выбираем 12+36=48, 24+36=60, 36+36=72,48+36=84 искомое число. Ответ: 48. Постепенно, при решении задач такого плана, формируется определённый навык. И можно уже брать задания, где уже надо показать единственность решения. Пример 2. На складе имеются гвозди в ящиках по 16 кг, 17 кг, 40 кг. Может ли кладовщик отпустить 100кг гвоздей, не вскрывая ящики? Решение. 1). Если один ящик по 40 кг, то оставшиеся 60 нельзя получить из 16 и 17. 2). Аналогично, если взять 2 ящика по 40 кг. Следовательно, кладовщик может брать только ящики по 16 кг и 17 кг. 3). Один 16 кг, то 84 кг нельзя составить из ящиков по 17 кг. 4). Два по16 кг, то 16 ·2=32,68:17=4 Итак, 100 кг = 2·16кг+4·17кг. Покажем, что задача имеет единственное решение:3·16=48, 4·16=64, 5·16=80, 6·16=96. Только по 17 нельзя, т.к. 100 не делится на 17. Замечание. Второй путь. Рассмотреть 1, 2, 3, 4, 5 ящиков по 17 кг и подсчитать, можно ли оставшийся вес в каждом случае составить из ящиков по 16 кг. Хорошо с помощью перебора отрабатывать: геометрический материал; задачи на движение, в которых не указано направление движения; порядок действий, в заданиях, где надо расставить всеми возможными способами скобки и т.д. 4.Сравнение Сравнение – процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов. К заданиям на сравнение относятся: задания на обнаружение сходных признаков, отличных признаков, на полное сравнение. Примеры: 1. Чем похожи числа? а) 7 и 71 б) 33 и 4444 в) 31 и 38 г) 400, 114, 488 и 242 В данных заданиях несколько объектов в значительной степени сходны друг с другом и только один отличается от остальных. Главное требование – выявление лишнего объекта. Тема: «Геометрические фигуры». Пример. Исключите лишнюю фигуру. ![]() 5Аналогия. Аналогия – это мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одной из основ поиска решения задач. Примеры: 1. Уменьшаемое – разность, множитель - ….? 2. Продолжите ряд: а) 1, 5, 13, 29,…. б) 1, 4, 9, 16,…. в) 7, 19, 37, 61,… г) 1, 8, 27…. 3. Найдите пропущенное число
Найдите неизвестное число
Найдите неизвестное число
6.Логические задачи Логические задачи не имеют прямой связи с каким-либо учебным материалом. Их можно использовать с целью воспитания умения проводить доказательные рассуждения. Сюда относятся задачи на взвешивания, переливания, разрезания. Пример 1. В мешке 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные весы без гирь, отмерить 9 кг гвоздей? Пример 2. Из девяти монет одна фальшивая, она легче остальных. Как за два взвешивания на чашечных весах без гирь определить, какая именно монета фальшивая? Решение. 1) Взять по три монеты. Если весы в равновесии, то фальшивая в тройке не на весах, если равновесия нет, то фальшивая в лёгкой тройке. 2) Взять по одной монете, если весы в равновесии, то фальшивая не на весах, если равновесия нет, то фальшивая легче. Пример 3. Как из восьмилитрового ведра, наполненного молоком, отлить 1л с помощью трёхлитровой банки и пятилитрового бидона? Решение.
При систематическом использовании задач на описанные выше приёмы на уроках, в домашних заданиях и дополнительных занятиях можно помочь школьникам приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приёмов, позволяющих творчески подходить к решению незнакомых задач. Для удобства в планировании такой работы учителю хорошо иметь систематизированную по темам школьного курса математики и приёмам эвристики подборку задач. Ниже приведены такие задачи: 5-6 классы
7-8 классы
5. Чему равны произведения (1 − 1/4)(1 − 1/9)(1 − 1/16) ... (1 − 1/225); (100 − 1²) (100 − 2²) (100 − 3²) ... (100 − 25)? 9-11 классы
7.Задания, направленные на развитие внимания Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии. Внимание бывает двух видов: непроизвольное (непреднамеренное) внимание – возникает без усилий, само по себе, и произвольное (преднамеренное) внимание – предполагает постановку цели, и приложение усилий и стараний для сосредоточения. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют: 1) осознание человеком значения задачи – чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание; 2) интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать себе, что надо быть внимательным; 3) постановка вопросов по ходу выполнения задания, ответы на которые требуют внимания помогают сосредоточиться; 4) словесный отчет, что уже сделано и что еще надо сделать и т. д. В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности. Упражнение 1Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 сек. Перечислите детали (предметы), которые запомнились. Ключ:
Упражнение 2 Назовите количество групп из трех последовательных цифр, которые в сумме дают 15: 489561348526419569724 Упражнение 3 Сколько цифр одновременно делятся на 3 и на 2: 33; 74; 56; 66; 18 Упражнение 4 1. Поставьте будильник перед телевизором во время какой-либо интересной программы. 2. В течение 2-х минут удерживайте внимание только на секундной стрелке, не отвлекаясь на ТВ-передачу. Упражнение 5 1. Возьмите два фломастера. 2. Попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой — круг, второй — треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов. 3. Теперь попробуйте нарисовать за 1 мин. максимум кругов и треугольников. 4. Система оценивания:
Упражнение 6Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя). 1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе! 2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней. 3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! 4. Ковал я железо ярким днем. 8.Задания, направленные на развитие восприятия и воображения Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Обучение восприятию и умению наблюдать через упражнения на развитие восприятия, на восприятие формы, на развитие глазомера и решением задач с не сформулированным вопросом, с недостающими данными, с лишними данными, с взаимопроникающими элементами, нереальных задач. Для развития воображения на уроках математики используются задания на составление фигур, построение фигуры из заданных фигур; упражнения на формирование способности понимать математические термины, взаимное расположение фигур, распознавание и выделение определенных геометрических фигур из общего числа фигур, деление заданной геометрической фигуры, составление фигуры из фиксированного числа частей, преобразование и перестраивание геометрических фигур, отыскание и пересчет предметов, представленных в завуалированном виде, восстановление фигур или предметов и простейшие задания по топологии. ![]() ![]() ![]() 9.Задания, направленные на развитие памяти Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Уже в среднем звене школы необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления. Для развития математической памяти, используются, в частности, приемы мысленного составления плана, соотнесения, реконструкции, использования стимулирующих звеньев, выделения смысловых опорных. Для развития памяти представляют определенный интерес задачи с лишними данными, нереальные задачи, задачи с несколькими решениями и упражнения типа математические слова, цепочка слов, повтори-ка, зрительный диктант. Например:1.Задания со сменой установки. -На доске записано несколько чисел: 10,3, , 100, 18. Я вам предлагаю их запомнить в том же порядке. Теперь я убираю этот ряд чисел, а вы должны постараться ответить на мои вопросы, вспоминая то, что было написано. Вопросы:1) Сколько было чисел, которые делятся на 5 без остатка? (2) 2) Каким по счету было число, соответствующее порядковому номеру месяца октября в году? (первым) 3) В словесной записи скольких чисел есть буква «т»? ( во всех) 4) Порядковый номер какого дня недели получится при делении последнего числа на второе? (субботы) 5) Сколько было нечетных чисел? (1) 6) Какой месяц соответствует второму числу? (март) 7) В какую букву надо вписать число 17, чтобы получилось последнее число? (в О) 8) Какая цифра записана в разряде десятков четвертого числа? (0) 9) Какой будет правильная дробь, составленная из первого и второго числа? ( )10) Какой будет правильная дробь, составленная из четвертого и последнего числа? ( ![]() 11) Что общего между дробями и ? (знаменатели обеих дробей- единица с нулями)12) Результат деления второго числа на первое? ( )
10.Развивающим потенциалом обладают провоцирующие задачи. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке, повышают познавательную активности школьников. Можно выделить следующие разновидности задач провоцирующего характера:
Рассмотрим примеры. 1. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш ? Навязывается ответ: "6 граней", но он неверный, так как помимо 6 боковых граней у нового карандаша есть еще 2 торцевые грани. Правильный ответ: «8 граней» 2. Сколько цифр потребуется, чтобы записать двенадцатизначное число? Навязывается ответ: "12 цифр", но это не так, поскольку десятичная система счисления обходится всего лишь десятью цифрами. Правильный ответ: "Двенадцатизначное число можно записать с помощью одной, двух, трех, четырех, пяти, шести, семи, восьми, девяти, десяти цифр". 3. Какое из следующих утверждений истинно ? а) Четырехугольник, диагонали которого делятся точкой пересечения пополам и взаимно перпендикулярны, является прямоугольником. б) Четырехугольник, диагонали которого делятся точкой пересечения пополам и равны, является ромбом. в) Четырехугольник, диагонали которого взаимно перпендикулярны и равны, является квадратом. Чаще всего учащиеся выбирают утверждение в), хотя все утверждения ложны. Правильный ответ: "Никакое". 4. Какое простое число следует за числом 200? Напрашивается ответ: 201, ведь это число следующее — за числом 200. Но этот ответ неверен, так как число 201 — составное. На самом деле искомое число 211. 5. Что больше, число а или число 2а? Обычно учащиеся отвечают: "2а", ведь, чтобы получить 2а, нужно а умножить на 2. Но при отрицательных значениях а справедливо обратное неравенство. Правильный ответ: "Неизвестно". 6. Функция у = k/х является возрастающей или убывающей на каждом из промежутков (- ; 0) и (0; + )? Напрашивается ответ: "убывающей". Он неверен, так как при отрицательных значениях к функция возрастает и на промежутке (- ; 0), и на промежутке (0; + ). Правильный ответ: "Не определено". 7. Сколько натуральных делителей у числа 2 • 3?[Четыре.] 8. Что больше sina или sin2a? [Heопределено.] 9. Что легче: пуд пуха или пуд железа? [Равны.] 10. Одно яйцо сварится вкрутую в кипящей воде за 5 мин. За сколько минут сварятся 2 яйца? [За 5 мин.] 11. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? [60 десятков.] 12. Сколько натуральных чисел заключено между 300 и 700? [399.] Повторение любой темы полезно завершать уроком, в котором основное внимание уделяется приобщению школьников к творческой деятельности. Конечно, решение любой задачи — это прежде всего творчество, и кажется, что чем сложней задача, тем больше умственных усилий она требует и тем лучше служит развитию учащихся. Но это расхожее мнение опровергается учительской практикой. Учителя знают, что урок нельзя строить на одних только сложных заданиях, которые оказываются обычно непосильными для доброй половины класса. Настоящее обучение, вовлекающее в творческую работу весь класс, проходит именно на легком материале. Но этот материал должен быть подан разнообразно не столько в математическом, сколько в методическом плане. Под методическим разнообразием имеется в виду следующее: формулировка задачи должна содержать конфликт, который виден учащемуся сразу, без обращения к математической стороне вопроса. К задачам такого рода часто относят следующие:
Применение задач указанных видов при повторении тем «Четырехугольники и теорема Пифагора» Задача 1. Найдите ошибки на рис. 1, а—г. ![]() Рассмотрев рис. 1, учащиеся установят, что треугольники ВОС и DOC равны и, значит, угол DCO составляет 70°, а тогда угол COD равен 80°, что противоречит перпендикулярности диагоналей ромба. Но можно рассудить иначе: применение свойств диагоналей ромба противоречит теореме о сумме углов треугольника. На рис. 1, г ошибочно показаны неравными смежные стороны квадрата и неправильно указана его диагональ. Это один из самых трудных случаев, поскольку здесь скрыты сразу две трудности, и одна из них графического плана. В предыдущих заданиях ребята встречались с ошибками лишь метрического характера: или с неправильно измеренными углами параллелограмма (рис. 1, б), или с ошибочно подсчитанным периметром (рис. 1, в). Задача 2. Определите вид треугольников на рис. 2, а, б. Узнайте о них все, что возможно. Прежде всего учащиеся должны понять, что на рис. 2, а дан равносторонний треугольник, имеющий три угла по 60°. Отсюда остается сделать простейшие логические шаги до нахождения длины отрезка АС, а затем периметра треугольника ABC. По рис. 2, б ребята вычислят второй острый угол, гипотенузу, второй катет, а затем смогут найти периметр и площадь данного треугольника. ![]() Как видим, задания нетрудные. Но все дело в том, что этих заданий учащимся никто непосредственно не предлагает. Они сами ставят перед собою маленькие цели, продвигаясь в том порядке, какой им кажется наиболее разумным. Вот так и оттачивается то, что в дальнейшем сложится в умение находить верный путь решения. Конечно, неплохо было бы, если некоторые задачи из предлагаемых обучающимся были практико-ориентированными. Не известна ли вам такая задача? Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,25г 2 раза в день в течении 20 дней. Лекарство продаётся в упаковках по 12 таблеток по 0,25г. Какое наименьшее количество упаковок хватит на весь курс лечения? 1) 2 × 20 = 40 2) 40 : 12 = 3,333… 3,333… округляем до 4 штук, так как целостность упаковки не может быть нарушена. Ответ: 4 упаковки. Отдельно хочется сказать об использовании старинных задач на уроках математики. Очень веский аргумент в пользу того, что математику нужно учить не только для того, чтобы сдать зачет, написать контрольную работу или успешно сдать ЕГЭ, а, прежде всего, для того, чтобы быть образованным человеком. Сейчас существует огромный выбор книг такой направленности. Если же говорить об учебниках, то мне посчастливилось поработать и уже выпустить параллели классов, занимавшихся по таким учебникам, в которых авторами уже предусмотрены развивающие задания всех названных ранее видов. Это УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы» со своим электронным приложением, содержащим более 1500 ресурсов, объединённых в рубрики: флеш-демонстрации;виртуальные лаборатории;интерактивные модели; интерактивные упражнения;математический кружок;игры и головоломки;тренажёры; тесты; и тетрадью- тренажером с заданиями по видам учебной деятельности: работаем с текстом; выполняем упражнения; находим закономерности; анализируем и рассуждаем. И УМК по геометрии Смирновых для 7-9 и 10-11 классов, который сопровождается материалами на сайте https://geometry2006.narod.ru/ . Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Литература 1. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе. // Народное образование. – 1999.– № 9. 2. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. // М.: - 2004. 3. Гусев В.А., Комбаров А.П. Математическая разминка //М.: Просвещение. - 2005 4.https://geometry2006.narod.ru/ 5.https://shkolapifagora.my1.ru/ 6.https://metaschool.ru/ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||