|
«Развитие компетентностно ориентированного образования на уроках математики, используя проектною технологию» Выступление учителя МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Пучкова Н.Н. по теме: «Развитие компетентностно - ориентированного образования на уроках математики, используя проектною технологию».
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной профессиональной и других сферах современного общества требуют изменения методических приемов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств, поэтому я выбрала тему самообразования: «Развитие компетентностно- ориентированного образования на уроках математики, используя проектною технологию».Современное общество немыслимо без проектирования. Практически нет ни одной сферы человеческой деятельности, где не пришлось бы работать над различного рода проектами. Это строительство, архитектура, машиностроение, медицина, телевидение, образование и многое другое. Именно поэтому данному методу я уделяю особое внимание при обучении учащихся математике. Этот метод, как наиболее распространенный вид исследовательского труда школьников в процессе учения, позволяет мне не учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность, успешно воспитывать и формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать свои действия, уметь работать в разнообразных по составу группах.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания , умений ориентироваться в информационном пространстве , развитие критического и творческого мышления. Данный метод всегда ориентирован на индивидуальную, групповую, парную деятельность, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов считаю организацию этой деятельности, а особенно подготовительный этап. При составлении тематического плана на учебный год выделяю ведущую тему или несколько тем, которые будут вынесены на проектирование. Учащиеся должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения, степень сложности проектировочной деятельности. Иногда выделяю алгоритмы проектирования или другое поэтапное разделение деятельности. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоления и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.
Использование метода проектов при обучении математике позволяет формировать некоторые личностные качества учащихся, которые развиваются лишь в их активной деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно в первую очередь отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды- подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Существенно меняется роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде».При этом происходит формирование критического мышления, которому трудно научиться при обычной «урочной» форме обучения. Основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий «вызов- реализация- рефлексия». Без осуществления этих стадий успешная проектная и исследовательская деятельность невозможна.
Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо сделать. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Учитель и ученик вместе выявляют причины неудач, понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, формируют личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создает ситуацию неуспеха.
В течении восьми лет я активно работаю по использованию метода проектов. Так, при изучении темы «Координатная плоскость» в шестом классе я использовала данный метод. На первом этапе я составляю: тематический план проекта, лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения. Это помогает мне создать мотивацию обучения, четко определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы, организовать работу в малых группах и индивидуально. Четко спланировать ход проектной работы и определить , каким видом деятельности должны научиться учащиеся на каждом этапе проектирования, мне помогает понедельное планирование выполнения проекта .На втором этапе происходит ознакомление с новым учебным материалом. Первые несколько уроков мы познакомились с параллельными прямыми, с основными понятиями координатной плоскости, учились строить простейшие рисунки. Итог этой работы-открытый урок по теме «Координатная плоскость», на котором ребята показали хорошие теоретические знания и умения по теме.
На следующем этапе формировались творческие группы среди учащихся, которые выбрали темы: «Герои мультфильмов», «Морские жители», «Флот России», «Красная книга России», «Птицы мира», «Природа России», «Геральдика России».
После проведенной работы каждая группа обобщала и оформляла полученные результаты (оформляла альбомы, плакаты, стенды), готовила коллективное выступление перед классом по определенному плану.
На завершающем этапе был проведен открытый урок, где заслушивался отчет групп в форме защиты проектов, осуществлялся анализ и оценка результатов работы.
Всем участникам проекта была дана положительная оценка, не у всех работа была выполнена на отлично, каждый ученик имел возможность сравнить результаты своей работы с работой одноклассников, видя свои недостатки. Групповая работа, творчество учеников, самостоятельность все - это, несомненно, положительные результаты .Не менее весомой для ученика становилась оценка учителем его личностных качеств (усидчивость, находчивость ,аккуратность, кропотливость).Наш проект участвовал в школьном фестивале «Современный урок. Взгляд в будущее», занял второе место.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения заинтересовала меня и моих учеников, поэтому и в новом учебном году мы продолжили ее использование при изучении темы «Решение уравнений».Эту тему я выбрала неслучайно. Мне хотелось сделать плавный переход от изученной темы «Рисуем по координатам» к новой, где можно было продолжить работу на координатной плоскости при изучении темы «Графический метод решения уравнений, систем уравнений».Для этого я продумывала тематический план проекта, чтобы использовать опережающий способ изучения тем 8-9 классов, составляла лист планирования и содержания учебного проекта и этапов его проведения. Доминирующий метод, который я использовала в работе- метод творческого самовыражения. Творчество-процесс, в результате которого может быть создан продукт, поэтому я стараюсь предлагать учащимся упражнения по составлению уравнений; задач, которые решаются с помощью уравнений. Каждую работу учащиеся выполняют на отдельных листах, красочно ее оформляют. С большим интересом ребята составляют задачи различной тематики: исторические задачи; задачи, связанные с временами года; задачи на движение и т.д.
Каждое такое задание обладает качеством новизны и оригинальности полученных результатов, поэтому есть все основания отнести подобные упражнения к творческим. Как показала практика самостоятельно составленная и решенная задача запоминается полнее и прочнее чем просто решенная. Изучая тему «Графики функций», я сообщала учащимся, что в 7 классе мы научимся только строить графики сложных функций, свойства которых будут изучаться в 9 классе. Это послужило хорошей мотивацией для выработки прочного навыка построения графика и графического решения систем уравнений. После каждого урока давались творческие домашние задания по различным темам, которые учащиеся оформляли в виде папок-альбомов.
Итогом проделанной работы был открытый урок-сказка «Царевна-лягушка» по теме «Решение уравнений».
Ученики класса - участники сказочного представления старались помочь «Царевичу» пройти все испытания, справиться с «Чудищем», построить мост через реку, узнать имя ведьмы. За урок было решено 11 уравнений, 5 задач. Ребята активно работали индивидуально и в парах, успешно справились с самостоятельной работой. По мнению коллег, урок был признан отличным.
Следующим этапом проекта было: оформление альбомов и подготовка к защите проекта. По желанию учащиеся разделились на 4 группы .Каждая взяла подготовку презентации тем : «Решение задач с помощью уравнений», «Решение уравнений графическим способом», «Решение систем уравнений графическим способом». Участники групп собрали теоретический и практический материал и в необычной, оригинальной форме представили презентацию своей темы на открытом уроке. Предварительно мы вместе с учениками и старшеклассниками оценили каждую творческую работу, используя критерий оценки проекта, провели конкурс по следующим номинациям: «Лучший проект», «Самая интересная задача», «Самое оригинальное выполнение проекта». Учащиеся написали мини-сочинение(отзыв) «Что тебе дал проект?» Наш проект принял участие в « Неделе проектов» учащихся школы, завоевав одно из призовых мест.
Поэтапность проекта, четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы позволяет решить основную задачу школы - создание условий для достижения учениками определенного уровня образованности, т.е. формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально-деятельный опыт. Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. Все это позволяет эффективнее функционировать образовательной системе и реализовывать идеи модернизации образования. |
|
|