|
Разработка урока по математике в 10 классе по теме «Решение логарифмических и показательных уравнений и неравенств» Методическая разработка урока по математике в 10 классе по теме
« Решение логарифмических и показательных уравнений и неравенств».
учителя математики
Ляшенко Н.Н.
Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Показательная и логарифмическая функции»; закрепление умений и навыков решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств; совершенствовать математическую речь.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Сообщение темы урока.
Постановка целей урока.
2.Актуализация учебного процесса.
1).Теоретический опрос (фронтально).
а). Определение показательной функции, её свойства и график.
б). Применение свойств показательной функции при решении неравенств.
в). Определение логарифма.
г). Свойства логарифмов.
д).Определение логарифмической функции, её свойства и график.
е). Применение свойств логарифмической функции при решении неравенств.
( Для корректировки ответов учащихся на экране высвечиваются правильные ответы; рисунки графиков).
2). Математический диктант.
1вариант.
а). Записать ООФ показательной.
б). Записать формулу: логарифм произведения.
в). Записать формулу перехода к новому основанию.
г). Решить: .
д). Решить: y 7.
2вариант.
а). Записать ООФ логарифмической.
б). Записать формулу: логарифм частного.
в). Записать основное логарифмическое тождество.
г). Решить: 5.
д). Решить: .
На экране предлагаются ответы, поэтому учащиеся выполняют самопроверку и самооценку своей работы.
3.Закрепление умений и навыков учащихся.
К доске вызываются 4 сильных учащихся.
Решаем из учебника А.Н.Колмагорова 2 уравнения и 2 неравенства, остальные учащиеся, эти упражнения выполняют по 1 на 4 варианта.
№ 188 (а), № 188 (в), № 202(а), № 203 (а)
Каждый проверяет своё решение и решение одноклассника на доске. Исправляем ошибки, если они есть.
4. Самостоятельная работа.
Класс разделён на 4 группы.
Даются задания каждой группе.
Задание 1 группе. В 1614 году были опубликованы первые логарифм. таблицы,
составленные Джоном … . Они помогли астрономам и инженерам,
сокращая время на вычисления. Решите примеры и узнаете его имя.
1). +3=0; Н
2). (2 E
3). -5⋅ +6=0; О
4). ( 3lgx+2=0; А
5). +2⋅ -3=0; Б
6). -3⋅ +8≤0; П
7). 1÷( 1)+ 3; В⋅
8). 2 (lgx lg0,1) 1÷(lgx) 0. Р
Задание 2 группе. Ещё недавно трудно было представить инженера без
логарифмической линейки в кармане, изобретённая через десяток
лет после появления логарифмов Непера английским математиком,
имя которого вы узнаете, решив свои задания.
1). -5⋅ +2=0; Р
2). -5x+1)=1; Е
3). 2⋅ 3=0; Т
4). 2 lgx 7=0; О
5). +2⋅ =0; К
6). 4⋅ +27 0; Н
7). + 3; У
8). ≤0. Г
Задание 3 группе. Первые попытки распространить логарифмы на комплексные
числа предприняли на рубеже 17-18 веков Лейбниц и Бернулли.
Полная теория логарифмов отрицательных и комплексных чисел
была опубликована …?…. В 1747-1751г.г. и по существу не отличается
от современной. Найти имя учёного.
1). + 3=0; Й
2). А
3). 8⋅ 9=0; Л
4). 3 x 5lgx+2=0; О
5). + -2=0; Е
6). 4⋅ 5≤0; Р
7). + 5; Ф
8). lgx+ ≥ 2. Э
Задание 4 группе. В России первые таблицы логарифмов были изданы в 1703г.
при участии русского учёного, имя которого вы мне назовёте, решив
свои задания.
1). А
2). 17x+9)=-3; Н
3). +16=0; Г
4). 5 x+4lgx Ц
5). =0; К
6). И
7). +7 ; Й
8). lgx+ ≤5. М
Таблицы с ответами для групп:
1 группа:
0 и 1,5
| 1 и 0,5
|

| 1 и 0,5
| (0,1;1)
| Н
| Е
| П
| Е
| Р
| 2 группа:
(0;
|

|

| 0,5
| 2 и 
| 0 и 
| Г
| У
| Н
| Т
| Е
| Р
| 3 группа:

| 2 и -1,2
| 2
| 0
|

| Э
| Й
| Л
| Е
| Р
| 4 группа:

| -1 и 
| 0 и 2
| -1 и 18
|

| 0,1 и 
| 2
|

|

| М
| А
| Г
| Н
| И
| Ц
| К
| И
| Й
| 4. Итоги урока. Оценки учащимся.
5. Д/з. Повторить теоретический материал. |
|
|