|
Разработка урока по алгебре в 9-м классе "Решение уравнений" Разработка урока по алгебре в 9-м классе "Решение уравнений" (повторение: решение упражнений с использованием сведений о космонавтике).
Цели:
Повторение решения квадратных уравнений к итоговой аттестации.
Развитие познавательного интереса к изучению математики.
Расширение знаний о космонавтике.
Тип урока: Урок систематизации изученного материала.
План урока:
Постановка цели урока.
Задание на дом.
Логическое задание.
Слово о космосе.
Устная работа.
Работа по цепочке (решение упражнений).
Работа по рядам (сократить дробь).
Следствие ведут знатоки (найти ошибку).
Тест на компьютере.
Итог.
Подготовка к уроку: Дать учащимся задание подготовить рефераты о космосе, космонавтике, найти литературу, репродукции. Учителю подготовить презентацию [Приложение 1].
1. Постановка цели
Повторить решение квадратных уравнений, подготовка к итоговой аттестации, расширение знаний о космонавтике.
2. Задание на дом
Из сборника для подготовки к итоговой аттестации тест №3.
3. Логическое задание
На доске написано задание. (можно использовать презентацию [Приложение 1]) Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
ОНРЬЕК; РВУАЕИНЕН;
СОКМСО; ИСЧОЛ.
| Даны слова: корень; уравнение; космос; число.
Лишнее слово: космос.
Лишнее в задании, но не лишнее для нас.
4. Слово о космосе
Древняя мудрость гласит: “Две вещи поражают нас больше всего – звезды над головой и совесть внутри нас …”
Все люди живут под одним небом. Его красота пробуждает в человеке высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об это великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. А мы сегодня с вами посвятим этому дню наш урок.
5. Устная работа
1) Фронтальный опрос
На доске составлено слово “космос” из бумажных листов. На обратной стороне вопросы. (Можно использовать презентацию [Приложение 1])
1-й вопрос: Что называют уравнением?
2-й вопрос: Что называют корнем уравнения?
3-й вопрос: Что значит решить уравнение?
4-й вопрос: Какое уравнение называется квадратным?
5-й вопрос: От чего зависит число корней квадратного уравнения?
6-й вопрос: Какое уравнение называется приведенным квадратным уравнением?
2) Решив уравнения, мы узнаем, кто был основоположником теоретического этапа космонавтики.
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935 гг.)
Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935 гг.) – учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
3) В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли, мы узнаем, если найдем корни уравнения:
х = 1 или х = 9 или х = 5 или х = 7
Ответ: в 1957 году.
6. Работа по цепочке (решение упражнений)
А теперь вспомним, кто был руководителем строительства и испытания космических аппаратов.
Учащиеся выходят к доске по цепочке и решают по одному упражнению.
№ 7 – № 13
7. Корнем квадратного уравнения -5х2 = -25 является число
А. – 5. Б. . В. . Г. .
8. Найдите корни уравнения 1/4х= 0.
Ответ: ____________
9. Найдите корни уравнения х(х – 7)(х+4) = 0.
Ответ: ____________
10. Решите уравнение . В ответе укажите наименьший из его корней.
А. . Б. 0. В. . Г. .
11. Укажите верную формулу корней квадратного уравнения .
А. Б.
В. Г.
12. Решите уравнение
х - 2х2 – 6х + 12 = 0.
А. -2;-6;6 Б.2;- 6; 6.
В. 0;1;2 Г. 5;-3.
13. Каждое уравнение соотнесите с множеством его корней.
1) 0,2х2 – 5х = 0; 2) 0,2х2 – 5 = 0; 3) 0,2х2 = 0.
а) 0; б) -5 и 5; в) 0 и 25.
Сергей Павлович Королев(1906–1966) –
ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
|
|
| 7. Работа по рядам
Узнаем, как звали первого космонавта планеты.
Для этого выполним упражнение: сократить дробь. Каждому ряду предлагается своя дробь. Один человек от каждого ряда к доске.
1-й ряд
| 2-й ряд
| 3-й ряд
|
|
|
| Ответ:
| Ответ:
| Ответ:
|
Полет Лайки доказал возможность нахождения высокоорганизованного животного в условиях невесомости и получать с помощью радиотелеметрической системы информацию о состоянии основных физиологических функций животного и гигиенических параметров среды на всех этапах орбитального полета.
19 августа 1960 г. собаки Белка и Стрелка, а вместе с ними – 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы17 раз облетели вокруг Земли и приземлились. 8. Свершение века “Следствие ведут знатоки”
Необходимо исследовать ход решения квадратного уравнения и обнаружить закравшуюся ошибку.
Задания
1) х2 + 2х – 15 = 0
а = 1; b = 2; с = -15
2) х2 – 6х – 16 = 0
а = 1; b = -6; с = -16
Чем знамениты эти люди?
Гагарин Юрий Алексеевич (1934 – 1968) – первый человек, покоривший космическое пространство. Это произошло 12 апреля 1961 года. На космическом корабле “Восток” впервые в мире человек совершил космический полет. Длительность пребывания в космосе составила 1 час 48 минут. Этот полет доказал, что человек может покинуть Землю и благополучно вернутся на нее.
Терешкова Валентина Владимировна (1937) – первая женщина – космонавт. Родилась в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. 16–19 июня 1963 года Валентина Терешкова первой из женщин в мире совершила свой исторический полет в космос на космическом корабле “Восток – 6”. Ее космический позывной “Чайка” 48 раз облетел вокруг планеты, а общая продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут. Валентина Владимировна – почетный гражданин города Ярославля.
9. Испытание
Каждый человек, желающий стать космонавтом, должен пройти серьезные испытания и подготовку. Мы то же сейчас пройдем контроль. Мы выполним тест. Тест содержит 10 заданий. Вы сразу получите оценку и проанализируете результаты.
№ 1 Найдите дискриминант квадратного уравнения: x2 + 5x – 6 = 0
а) 1; б) 49; в) 37; г) 0.
№ 2 Определите число корней уравнения x2 + 6x + 9 = 0
а) нет корней; б) 1 корень; в) 2 корня; г) 3 корня.
№ 3 Решите уравнение: х - 6 = 3 (х + 8)
а) -15; б) 15; в) 9; г) -9.
№ 4 Решите уравнение: 2x2 + 3x = 0
а) -1,5; б) -1,5; 0; в) нет корней; г) 0; 1,5.
№ 5 Решите уравнение: 2x2 + 32 = 0
а) -4;4; б) 4; в) нет корней; г) 0;16.
№ 6 Решите уравнение: x(x – 7)(x + 3) = 0
а) -3;7; б) 3;7; в) -3; 0; 7; г) -3;-7.
№ 7 В каком веке жил французский математик Франсуа Виет?
а) XV; б) XIX; в) XVIII; г) XVI.
№ 8 Какое из предложенных многочленов является квадратным трехчленом?
а) 8x2 + 4 – x3; б) 2x4 – 5x2 + 1; в) 4x – 9 + 2x2; г) x – 2.
№ 9 Чему равна сумма корней уравнения x2 – 22x – 23 = 0?
а) -22; б) 22; в) 23; г) -45.
№ 10 Чему равно произведение корней уравнения x2 – 16x + 64 = 0?
а) 64; б) – 64; в) 16; г) -16.
Выход человека в открытое космическое пространство.
Первыми вышли в космическое пространство также наши соотечественники:
1) Леонов Алексей Архипович в марте 1965 года;
2) Савицкая Светлана Евгеньевна в августе 1982 года. 10. Итог урока
Достигли ли мы цели урока?
Повторили алгоритмы решение уравнений.
Расширили знания о космонавтике.
Космические полеты хотя и стали привычным явлением, но пока еще рано переводить их в разряд будничных дел. По – прежнему каждый полет – это познание новых загадок Вселенной, испытание космической техники, которая постоянно совершенствуется. И каждый полет вписывает новую строку в историю мировой космонавтики.
11. Дополнение
Если время останется, то заслушать некоторые рефераты, которые готовили учащиеся о космосе.
Список литературы
Браверманн Э.М. “Вечера по физике в средней школе”, Москва, изд. “Просвещение”, 1969, с. 264.
Винокуров В.А. Серия “Космонавтика, астрономия”, “Компьютеры и космические аппараты”, Москва, изд. “Знание”, 1985, с. 64.
Губарев В. “Поехали!”, Документальные очерки о космосе и космонавтах, Москва, изд. “Молодая гвардия”, 1981, с. 304.
Касьян И.И. Серия “Космонавтика, астрономия”, “Первые шаги в космос”, Москва, изд. “Знание”, 1985, с. 64.
Королев Ю.А. “Основоположник практической космонавтики”, журнал “Физика в школе” №1 2007, с. 73.
Кочагина М.Н., Кочагин В.В. “Малое ЕГЭ” по математике. Подготовка учащихся к итоговой аттестации. 9 класс, Москва, изд. “Эксмо”, 2007, с. 192.
Мордкович А.Г. “Алгебра. 9 класс”, учебник ч.1, изд. “Мнемозина”, 2007.
Мордкович А.Г. “Алгебра. 9 класс”, задачник ч.2, изд. “Мнемозина”, 2007.
Ставрова О.Б. “Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя”, Москва, изд. “Интеллект – Центр”, 2007, с. 144.
|
|
|