|
Разработка урока математики в 5 классе по теме: «Уравнение» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 429
Петродворцового района Санкт-Петербурга
имени Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева
Методическая разработка урока математики в 5 классе
по теме:
«Уравнение».
Учитель математики
Курбатова Татьяна Николаевна
Цели урока:
Обучающая: Развивающие:
развитие навыков поиска, обработки и представления информации;
развитие мыслительных операций;
развитие аналитических умений, жизненной смекалки и интуиции;
развитие коммуникативных умений.
Воспитательные:
формирование целостной картины знаний, получаемых в школе, путем использования знаний по математике, информатике;
формирование понимания значимости математики как способа познания окружающего мира;
воспитание сотрудничества, грамотной математической речи, аккуратности;
формирование значимости коллективной и индивидуальной работы.
Ход урока.
I. Попросить учащихся, прослушав стихотворение, «догадаться» о теме урока.
Совсем замучил брата Икс,
Ему не привыкать.
Он целый вечер ищет Икс,
Не может отыскать.
Мне брата жаль, во двор иду
Собаку в комнату веду:
Ну, Икс противный трепещи,
Твой номер не пройдет,
Сейчас я крикну: «Рекс, ищи!»
И он тебя найдет.
Отыщет всех твоих дружков
По кличке Игрек, Зет
Раз мучил ты учеников
Тебе прощенья нет! II. Устная работа. 1. а). Назвать слагаемые, вычитаемое и уменьшаемое в выражениях.
б). Упростить выражения.
а) (45+х)+25; б) 69-(у+49); в) (х+278)-116. 2. Укажите букву, под которой записано уравнение:
а) х+20; г) 7+х=15;
б) 21-4=17; д) (х+5)-40
в) 42-4х; Вопросы:
-Какое выражение называется буквенным?
-Какое выражение называется числовым?
-Дать определение уравнения и его корня.
-Сформулировать правило нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого. 3. Найти ошибку в решении уравнения:
49-х=15 х-13=39 28+х=57
х=49+15 х=39-13 х=57-28
х=64 х=26 х=39 4. Составьте выражение по условию задачи:
1) В одной бригаде х человек, а в другой на 5 человек больше. Сколько человек во второй бригаде?
2) В ящике х карандашей. Сначала в ящик добавили 12 карандашей, а затем вынули 7 карандашей. Сколько карандашей стало в ящике?
3) Рост Пети х см. Петя выше Вани на 5 см и ниже Коли на 3 см. Чему равны рост Вани и рост Коли? 5. Контрольный устный счет (карточка) с последующей проверкой ответов. 5 мин. III. Решение задач. 1. 4 человека решают уравнения у доски на оценку:
(у-28)-164=31
246-(х+54)=45
58-(х-97)=12
(у-36)+73=218 2. Остальные учащиеся самостоятельно решают уравнения. Ответы к уравнениям зашифрованы. 5 учащихся, правильно выполнивших задание, получают оценку «5».
40-(х+8)=18 (14) – В
(х+98)+14=169 (57) – И
96+(17-х)=100 (13) – Е
175-(х-88)=79 (184) – Т И Т Н В Е
57 184 56 14 13 3. Исторический экскурс. Кто и когда придумал первое уравнение?
По-видимому, ответить на этот вопрос невозможно. Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, люди решали на основе здравого смысла с того времени, как стали людьми. Ещё за 3-4 тысячи лет до н.э. Египтяне умели решать простейшие уравнения.
Большой вклад в изучение уравнений внес среднеазиатский математик Мухаммед аль Хорезми (IX век). В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик: Франсуа Виет. Жил он в XVI веке. Более подробно о некоторых его работах мы поговорим в 8 классе, а сейчас познакомимся с интересным эпизодом из его жизни.
Громкую славу Ф.Виет получил при короле Генрихе III во время франко-испанской войны. Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись, благодаря которой испанцы вели переписку с врагами Генриха III. Напрасно французы пытались найти ключ к шифру, и тогда король обратился к Виету. Рассказывают, что Виет нашел за две недели непрерывной работы ключ к шифру, после чего, неожиданно для Испании, Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Будучи уверенными, что шифр разгадать невозможно, испанцы обвинили Виета в связи с дьяволом и приговорили к сожжению на костре. К счастью, он не был выдан инквизиции и вошел в историю как великий математик. 4. Решение задачи на составление уравнения всем классом с комментированием с мест. В классной комнате было несколько учеников. После того как 7 учеников вошли и 9 вышли, в комнате их стало 23. Сколько учеников было в классной комнате первоначально? IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание: Придумать задачи, решением которых будут выражения:
А) (х+11)-8=37; б) 70-(х+29)=24; в) 612-х=242. Карточка
с+10=90
|
| 370-а=240
|
| а-5=45
|
| у+27=81
|
| 40+у=80
|
| 95-х=76
|
| в+5=100
|
| 186+у=186
|
| х-280=720
|
| 78-х=53
|
| с-270=0
|
| 64+х=99
|
| 84-в=56
|
| 55+у=66
|
| с-125=875
|
| а-37=63
|
| 1000-у=750
|
| 26-в=17
|
| 84+в=100
|
| 15-х=8
|
| |
|
|