Кичигина Надия Хамзеевна МБОУ СОШ №16
Тема урока: «Разложение квадратного трёхчлена на множители» (алгебра 8 класс)
Цель: восприятие и первичное осознание нового материала;
изучить основные понятия, связанные с квадратным трёхчленом;
вывести формулу для разложения квадратного трёхчлена
на множители и формировать умение её применять.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний;
Структура урока: мотивация- актуализация опорных знаний -восприятие, осмысление, закрепление-проверка усвоения - анализ и самоанализ.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжим работу с квадратным уравнением, используя теорему Виета и применением квадратного уравнения для новых алгебраических преобразований.
Работа у доски по карточкам.( 2 ученика)
Карточка №1:Составить квадратное уравнение, имеющее корни 3 и 2 ,через составление произведения.
Карточка №2: Составить квадратное уравнение, имеющее корни 3 и 4 ,используя формулу Виета.
Остальные устно:
(слайд №1) Сократить дробь: ; ; ; ; ; ;
№2 Назовите коэффициенты квадратного уравнения:
а)
б) - - + 5 = 0
(слайд 2)
в) 2х2- 7х + 3 = 0 – преобразуйте в приведённое квадратное уравнение (один человек к доске записать полученное приведённое квадратное уравнение)
-Назовите коэффициенты полученного уравнения. (р= - ; или - ; g = )
-Проверяем работу учеников, работающих по карточкам:
№1 (х-3)(х-2) = - 5х +6 ; №2 - 7х + 12 = 0 т. к. 3 + 4 = 7 , 3*4 = 12
3. Объяснение нового материала:
-Назовите общий вид квадратного уравнения ( + + с = 0 )
Я вытру ноль.
+ + с, где - переменная, а, и с- некоторые числа, причём 0
-Как вы назовёте это выражение?(возможен ответ: многочлен второй степени с одной переменной)
-Это квадратный трёхчлен. Сегодня нам предстоит познакомиться с новой темой: «Разложение квадратного трёхчлена на множители» (Запишем в тетради число, классная работа и тема урока)
-Дайте определение квадратного трёхчлена.(слайд 3)
Квадратным трёхчленом называется многочлен вида
+ + с, где- переменная, а, и с- некоторые числа, причем, а 0
(слайд 4) Задание:
Определите, какие из следующих выражений являются квадратным трёхчленом; ответ объясните.
а) б) в)
г) 2х – 1,27 д)
Заметим, что значение квадратного трёхчлена зависит от значения х.Например,
Если х = 0,то
Если х = 2,то
Если х = -1,то
При х = -1 квадратный трёхчлен обращается в нуль,в этом случае число -1 называют корнем квадратного трёхчлена.
-Сформулируйте определение корня квадратного трёхчлена.(слайд 5)
Определение. Корнем квадратного трёхчлена называется значение переменной, при котором значение этого трёхчлена равно нулю.
-Как отыскать корни квадратного трёхчлена?
Приравнять к нулю трёхчлен и найти дискриминант.
-Итак, появилось новое понятие дискриминант квадратного трёхчлена
Определение. Дискриминантом квадратного трёхчлена + + с называется значение выражения D = b2 – 4 с .
Если D
Если D, то квадратный трёхчлен имеет 1 корень или 2 равных корня;
Если D, то квадратный трёхчлен не имеет корней.
Вы умеете составлять квадратное уравнение, если известны корни, а квадратный трёхчлен - это его левая часть. Нам предстоит выполнить обратную работу. Посмотрите на работу ученика, работающего по карточке №1:
(х-3)(х-2) = - 5 +6
Поменяем местами левую и правую части этого равенства
- 5х +6 = (х-3)(х-2)
Вывод: получилось, что трёхчлен разложен на множители, а 2 и 3 это корни квадратного трёхчлена.
-Рассмотрим другой трёхчлен 2- 10х + 12 . Как его разложить на множители?
2- 10х + 12 = 2(- 5х +6) = 2(х-3)(х-2) , где а = 2 – первый коэффициент.
Запишем в общем виде: + + с = (х - )(х - ) , где и корни квадратного трёхчлена + + с .
-Мы получили разложение квадратного трёхчлена на множители. Откроем страницу 136 учебника. Читаем вслух правило в рамочке.(слайд 6)
Если и корни квадратного трёхчлена + + с,
то + + с = (х - )(х - )
Наш вывод совпал с выводом учебника.
Это можно доказать перемножив множители правой части. В учебнике есть доказательство. Кто желает рассмотреть доказательство дома и на следующем уроке показать его нам?(слайд 7)
Итак, если квадратный трёхчлен имеет корни, то он раскладывается на множители. Читаем обратное утверждение:
Если квадратный трёхчлен раскладывается на линейные множители, то он имеет корни. По - другому, читаем в книге стр.137 в рамке
Если квадратный трёхчлен не имеет корней, то его нельзя разложить на линейные множители.
4 .Формирование умений и навыков:
Мы с вами будем формировать умения в разложении квадратного трёхчлена на множители. №531(а,в)-показывает учитель.
а) - 15х + 50 = (х-5)(х-10)
- 15х + 50 = 0
Д,
в) 3- 2х – 1 = 3(х - )(х - ) , не приведённое ,тогда а = 3 и 3- 2х – 1 = 0, Д,Д = 4 +12 =16,
№532(б,г) устно(Чтобы разложить на множители нужно знать корни.)№533(а,г ), №538(а)
5.Проверочная самостоятельная работа на листах.(слайд 8)
1в. №533(б),№535(а),№538(в)
2в. №533(в),№535(б),№538(б)
Оценочная таблица.
«3»
| «4»
| «5»
| 1задание
| 2задания
| 3задания
| 6. Итог.
-Когда можно, а когда нельзя разложить на множители квадратный трёхчлен?
Оценки: 2 ученика по работе с карточками, остальные по итогам проверочной работы.
7. Домашнее задание. П.3.7,№531(б,г), №533(д,е) , №538(г) (слайд 9)
Спасибо за урок, дети. (слайд 10)
Хабаровск, 2014
|