Главная страница

Рассказать об истории их создания; воспитывать чувство патриотизма. Ход урока: Объявляется тема урока, записывается в тетрадь, ставится цель урока. Оборудование



Скачать 77.47 Kb.
НазваниеРассказать об истории их создания; воспитывать чувство патриотизма. Ход урока: Объявляется тема урока, записывается в тетрадь, ставится цель урока. Оборудование
Дата06.03.2016
Размер77.47 Kb.
ТипРассказ

skip to main | skip to sidebar

Тема:
Наше государство – Российская Федерация.
Государственная символика.
Цель урока:
познакомить учащихся с основными понятиями «конституция», «федерация», «субъекты», дать представление о государственных символах страны, рассказать об истории их создания; воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока:
1. Объявляется тема урока, записывается в тетрадь, ставится цель урока.
Оборудование:
1. Карта Российской Федерации.
2. Государственные символы: флаг, герб.

3. Запись государственного гимна РФ.
4. На каждой парте текст гимна, Конституция РФ.
Доска: Записано число, тема урока.
Понятия: конституция, федерация, субъект, флаг, герб, гимн, вексиллология.
Даты: 12 декабря 1993 год – принятие Конституции РФ, 8 декабря 2000 г. – утверждение государственного флага РФ, 22 августа 1994 г. – утверждение Дня государственного флага РФ.

Звучит песня « С чего начинается Родина» Слайд №1

- Почему наш урок начинается с такой песни?
Учитель: На нашей планете более 200 государств. Каждый народ испытывает чувство гордости за свою страну, свою землю и ее историю. Но каждый народ живет по своим законам, своим правилам, поэтому большинство стран имеют свою Конституцию. Что это такое? Конституция (от латинского слова constitutuo) – устройство, постановление, основной закон.
(Записывается слово в тетрадь-Конституция.) Слайд № 2.
Учитель: Именно Конституция (основной закон государства) защищает неприкосновенность личности, гарантирует человеку права и свободы. У вас на партах лежит документ, посмотрите как он называется?
Ученики: Конституция Российской Федерации.
Учитель: Таким образом, как называется наше государство?
Ответ: Российская Федерация.

Учитель читает стихотворение:

Живут в Росии разные народы

С давних пор.

Одним- тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех ( учитель делает паузу) дети говорят: одна
Учитель: Определите когда была принята Конституция нашей страны – РФ?
Ответ: 12 декабря 1993 г. (записывается дата в тетрадь).
Учитель: Откроем главу первую. Ее название «Основы конституционного строя». Прочитаем статью 1.
Ученик: Читает 1-ую статью.
Учитель: Прочитав статью, вы обратите внимание, что наша страна имеет 2 названия. Какие?
Ответ: Российская Федерация и Россия. Слайд №3.
Учитель: Обращаю ваше внимание на п. 1 ст. 1, где сказано, что РФ – Россия – федеративное государство. Что обозначает слово «федерация»?
Федерация -- союз, объединение. Россия объединяет в своем составе субъекты (территории, имеющие определенные юридические права)
Запись в тетради.

Учитель: Какой город является столицей нашей Родины? Слайд №4 и 5

А всегда ли Москва была столицей? Какой город тоже был столицей?
Учитель: Обратимся к статье 5 главы I. Зачитайте какие субъекты составляют Российскую Федерацию

Ответ: равноправные субъекты
Учитель: Наше государство многосубъектное. Давайте откроем статью 65.

В этой статье перечислены примеры и республик, и краев, и областей.
Посчитайте сколько всего субъектов в нашей федерации?
Учитель: В каком субъекте РФ мы с вами живем?
Ответ: В Московской области Слайд №6 и 7
Учитель: Есть ли этот субъект в статье 65? А теперь обратимся к карте Российской Федерации. Кто покажет на карте субъект в котором мы живем?

Субъекты разные по населению, но равноправные.

Учитель: С 12 июня 1990 г. ведет свою новейшую историю РФ. Была принята Декларация о государственном суверенитете (независимости) России.

На партах у вас лежат цветные полоски. Рассмотрите их и подумайте какие цвета вы выберете и почему. Положите их правильно. Что у вас получилось? (флаг) Слайд № 8.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы бывают разные, но есть такие, которые представляют и страну, и ее историю, и народы ее населяющие. В нашей стране это Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Они закреплены Основным законом нашей страны – Конституцией (ст. 70). Согласно этой статье появились Федеральные конституционные законы «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ». Эти законы были приняты Государственной Думой в декабре 2000 г.

Статья 1 Федерального закона гласит: «Государственный флаг РФ является официальным государственным символом РФ». Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Какова история его создания? Об этом нам расскажет Шумарин Саша.
Шумарин Саша. История российского флага насчитывает более трех столетий. Появление трехцветного полотнища связано со строительством в России мощного военного флота.
По указу царя Алексея Михайловича в 1668 году в подмосковном селе Дединове построили первый русский воинский корабль с гордым названием «Орел». Строителями были голландцы. В документах тех лет указано, что на флаги к корабельному строению были выданы ткани красного, белого и синего цветов. Но не корабль «Орел», ни его флаги не сохранились, поэтому не известно, как располагались цвета на полотнищах флагов.
Гаврилина Галя. Но вот царь Петр I в 1693 году отправился в Архангельск, чтобы посетить Соловецкий монастырь. Впервые в жизни Петр увидел настоящие корабли разных стран. Он пробыл в Архангельске все лето, совершил плавание по морю. А уезжая, пожаловал архангельскому архиепископу струг (деревянное речное судно). К тому стругу был сшит флаг из горизонтально расположенных полос белой, синей и красной материи, и уже с 1700 года бело-сине-красные флаги были подняты на всех русских кораблях.
Дербнева Настя. Значительно позже, в 19 веке, при царе Александре II была попытка изменить цвета государственного флага. Закон установил, что расположение цветов должно быть таково: верхняя полоса – черная, средняя – желтая (или золотая), а нижняя серебряная (белая).

Так в России наравне с бело-сине-красным флагом использовали черно-желто-белый флаг. Однако в 1883 году уже новый царь Александр III настоял на том, чтобы русский флаг состоял из 3-х цветов: белого – верхний, синего – средний, красного – нижний.
Учитель: Кто из вас знает, что означают цвета флага?

Белый означает мир, чистоту, совершенство.
Синий – веру и верность, постоянство.
Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Именно этот флаг становится Государственным флагом России.
В 1994 году был издан Указ, подписанный Президентом Российской Федерации.

В нем 22 августа объявляется национальным праздником – Днем Государственного флага Российской Федерации. ( записывают в тетрадях)
Государственный Флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств. Ежедневно он взвивается на месте постоянного пребывания российских воинских частей. В дни всенародного траура флаг приспускается и к его верхней части древка прикрепляется черная лента, свидетельствующая о скорби государства и всего народа.
Флаг – наша святыня, и мы должны к нему относиться с уважением и почитанием.
Вексиллология – наука о флагах ( Записывают в тетрадях)
Учитель: Не менее важен, чем флаг, и государственный герб. Слайд № 9
Что обозначает слово «герб»? Слово «герб» пришло в русский язык в 16-17 в.в. В его основе лежит немецкое эрбе, что означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важнейших черт герба – стабильность, постоянство). Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце _11_ века. Сначала это были печати – отличительные знаки русских князей, которые впоследствии принесли значение герба. На них изображались лики святых, покровителей князя, изображения львов, олицетворяющих властную силу, а также вооруженных всадников.
Учитель: Смотрим внимательно на Государственный герб РФ.
Государственный герб России – это четырехугольный красный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Крылья его подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника серебряное копье, которым он поражает дракона.
Учитель: Где встречается у нас Государственный герб РФ? (паспорта, пограничные столбы, борта военных кораблей, на знаменах, на знамени Президента - штандарте).
Учитель: И третий важнейший государственный символ – Государственный гимн. Слово «гимн» греческого происхождения, обозначает«Торжественную, хвалебную песнь». Текст гимна принадлежит известному поэту, писателю Сергею Михалкову, а музыка композитору Александрову.
(учитель читает выразительно) Слайд № 10.
Вопрос: Какие чувства вызывает у вас текст? Какие слова вам особенно дороги, особенно запомнились?
Учитель: Государственный Гимн звучит в особо торжественных случаях: при вступлении в должность президента РФ, во время встреч и проводов главы государства, на торжественных линейках, вечерах. При исполнении Государственного Гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины без головных уборов. Слушают Гимн торжественно, без улыбок, без замечаний, разговоров.

Учитель: Вам было предложено дома подготовить небольшой рассказ на тему «Россия, в которой я хочу жить.» Давайте послушаем, что вы написали. Кто хочет первый?
Итог: рефлексия. С какой темой познакомились? Что узнали? Что запомнили?
Игра « Самолет»

Учитель: Представим, что самолет – это наше государство.

Подумайте:

- Кто будет командиром нашего самолета? ( президент)

- Кто второй пилот? ( премьер – министр)

- Чем является корпус нашего самолета? ( федеративное устройство)

- А кто пассажиры?( народ)

- А кто бортпроводник? ( местная власть)


Домашнее задание:
Прочитать с. 101-103; Из истории Древнего мира вы знаете, что такое демократия и что такое республика. Давайте вспомним. Дома вам нужно привести примеры того, что наша страна – республика, а государство наше демократическое.

МОУ ЕРМОЛИНСКАЯ ООШ

УРОК

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

6 КЛАСС

ТЕМА:

« НАШЕ ГОСУДАРСТВО - РОССИЯ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ».

Учитель: Куцеволова О.Б.

2011 – 2012 учебный год.