|
«Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей» Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться , не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем
возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно-образные способы познания. Игровая экспериментальная деятельность позволяет создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Игры – эксперименты как социально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающей действительности.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, мы регулярно организуем игры эксперименты используя следующею структуру:
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотезы;
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников чаще всего используем различные стимулы: - Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- Тайна, сюрприз;
- Мотив помощи;
- Познавательный мотив (почему так?);
- Ситуация выбора.
В нашем дошкольном учреждении имеется огромное количество литературы по данной теме. В своей работе мы используем разработки многих авторов: И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование», А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», О.В. Дыбина «Ребёнок в мире поиска», Т.В. Григорьева «География в занимательных экспериментах», Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» и т.д.
Ежегодно в нашем дошкольном учреждении разрабатывается перспективный план работы по игровой экспериментальной деятельности детей.
- Игры – эксперименты с песком: « Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;
- Игры эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
- Игры эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».
В результате данной деятельности дети узнали много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды.
После проведения игр – экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
После проведения игр - экспериментов со звуком мы создаём с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. Дети принимают участие в создании коллажей по различной тематике.
По – этому виду деятельности в нашем детском саду проводится большая работа с родителями. Для родителей наших воспитанников создаются «Рассуждалки» детей на различные темы, в которых в виде домашних заданий детям совместно с родителями предлагается решить те или проблемы (Почему снег тает на
ладони?; Почему дует ветер?). В конце учебного года, мы планируем с детьми, для их родителей провести открытое занятие , где дети продемонстрируют свои умения думать, рассуждать, быть самостоятельными.
Нам очень хочется создать на базе дошкольного учреждения небольшую лабораторию, оснащённую всем необходимым оборудованием (микроскопы, колбы, пробирки, демонстрационный материал) рассчитанную на подгруппу детей, чтобы каждый
ребёнок мог самостоятельно проводить простейшие эксперименты, а не ждать своей очереди.
В дальнейшем мы планируем стимулировать познавательную активность дошкольников путём увеличения усвоения различных способов достижения результатов опытом творческой деятельности направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. А так – же нам очень хочется придумать и организовать совместно с родителями детей долгосрочный творческий проект, который заинтересовал бы их исследовательской работой и способствовал сотрудничеству детей и родителей в познании окружающего мира.
Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личностью. Подготовила: воспитатель 2-ой младшей группы
МДОУ детский сад комбинированного вида №20
Книга Наталия Васильевна
Сценарий познавательной игры – викторины «Счастливый случай» Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
Ход мероприятия:
Под музыку дети входят в зал, выстраиваются полукругом. 1- ребёнок: Приветствуем сегодня всех,
Мы рады встречи с вами.
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали. 2-ребёнок: Детей и взрослых позвала
Игра «Счастливый случай»
И думаю, пройдёт она
Активно и нескучно. Ведущая: Начинается игра!
Вы готовы детвора? Дети: Да! Ведущая: Предлагаю вам ребята
В этот конкур поиграть.
На серьёзные вопросы
Вам придётся отвечать. За одну минуту только
Вы должны свой дать ответ.
А потом мы все оценим,
Был он верен или нет!
Ведущая загадывает детям загадки о неживой природе. - Воздух, радуга, молния, вода, ветер, солнце, свет;
Ведущая:
Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора
И у капельки – подружки!
Есть для вас одна игра. Проводится Игра-эксперимент №1 « Капитошка»
Появляется Капелька и приносит 4 шарика, наполненных водой. Дети встают в круг, Капелька запускает по кругу 4 шарика. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остаётся после остановки музыки выбывает из игры. В конце игры дети делают вывод. Результаты игры заносятся в экспериментальный бланк.
Ведущая Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами вместе,
Тот становится умней.
Прошу вниманья, детвора!
Игру нам продолжать пора.
Проводится игра-эксперимент№2 «Забавные картинки».
Ведущая: Дети, а как вы думаете можно ли нарисовать забавные картинки из водяных клякс при помощи соломки? Предлагает попробовать. Детям даются листы бумаги и соломки для коктейлей. Взрослый ставит кляксу. Дети дуют в соломку, чтобы клякса расползлась, делая какое либо изображение и придумывают ему название. В конце игры дети делают вывод, что из цветных водяных клякс путём выдувания воздуха из трубочки можно нарисовать различные картинки. Результаты игры заносятся в экспериментальный бланк.
Ведущая:
Играть нам очень интересно,
И похвалу мы заслужили честно.
Всем нам слава и почёт,
Дружно движемся вперёд.
Проводится игра – эксперимент№3 «Кто быстрее соберёт магнетические предметы».
Одна команда собирает руками, другая с помощью магнита.
Ведущая:
Ребята мы знаем, что магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Давайте выясним, чем быстрее можно собирать магнетические предметы магнитом или руками.
В конце игры дети приходят к выводу, что магнетические предметы быстрее собирать при помощи магнита. Результаты заносятся в бланк.
Проводится игра-эксперимент№4 «Волшебный песок».
Ведущая:
Ребята как вы думаете? Можно ли рисовать сухим песком?
Предлагает попробовать. На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что – либо нарисовать, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть песок и посмотреть, что получилось. В конце работы дети делают вывод, что сухой песок замечательный материал для рисования. Результаты фиксируются в бланке.
Ведущая:
Кто-то к нам шагает украдкой Мы назовём его « Тёмной лошадкой»
Раздаётся громкий хлопок за кулисами. Появляется фокусник по музыкальное сопровождение.
Фокусник: Я великий волшебник Амур Хаттаб прилетел к вам на волшебном ковре самолёте из волшебной страны. Сейчас я продемонстрирую вам своё всемогущее волшебство.
Демонстрирует фокусы:
1. Фокус с окрашиванием воды. (На крышку от бутылки наклеивается ватка с марганцовкой, зелёнкой, синькой) Фокусник произносит заклинание над бутылкой, а затем взбалтывает воду и демонстрирует детям.
2.Фокус с грецким орехом. ( Внутри магнит)
3.Фокус с очищением воды. Пропускает через фильтр и вода становится чистой.
Предлагает повторить опыт детям. Делает совместный опыт с детьми о свойствах воды. (Воду можно отфильтровать)
Дети:
Игры - эксперименты
наши помощники и друзья!
В современной жизни
нам без научных знаний нельзя!
Опыт с магнитом, песком, водой
Важный урок нам дают непростой.
Вода прозрачна, песок сыпуч,
Магнит собёрёт всё без помощи рук.
Правила эти будем помнить всегда!
В знание сила в не знанье беда. Ведущая: Праздник весёлый удался на славу!
Я думаю, всем он пришёлся по нраву!
К победе стремитесь, иначе нельзя.
Мы ждём новых встреч, прощайте друзья. |
|
|