Главная страница


Рабочая программа учебного предмета «Технология»



Скачать 130.36 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета «Технология»
Дата12.02.2016
Размер130.36 Kb.
ТипРабочая программа


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2010 г. и авторской рабочей программы по учебникам под ред. В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов под . ред. В.Д. Симоненко - 2011 г.

Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 6 неделимых классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год. Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений всего на изучение технологии в 6 классе выделяется 68 ч. (из расчета 2 часа в неделю, 34 рабочих недели в год).

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.


Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

Данная программа по желанию социума (детей и родителей), а также, учитывая оснащение кабинета технологии, уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.

Задачи учебного курса

Образовательные:

  • приобретение графических умений и навыков, графической культуры;

  • знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;

  • знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.

Воспитательные:

  • формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;

  • формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;

  • формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;

  • формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.

В результате изучения технологии учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные технологические понятия;

  • назначения и технологические свойства материалов;

  • назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;

  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;

  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

  • для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;

  • для обеспечения безопасности труда;

  • для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуг


Содержание курса 6 класса

  1. Кулинария

  2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

  3. Технология ведения дома

  4. Электротехнические работы

  5. Творческие проектные работы

  6. Дизайн пришкольного участка


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

должны знать (письменно или устно охарактеризовать, объяснять на примерах):

  • роль техники и технологии в развитии цивилизации, социальные и экологические последствия становления промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  • принципы работы, назначение и устройство использованных технологических и транспортных машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электробытовых приборов;

  • свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных материалов (физические, технические и технологические);

  • традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;

  • значение питания для здоровья человека, состав пищевых продуктов (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы);

  • способы передачи, использования и экономии электрической энергии;

  • роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

  • основные понятия , термины графики, правила выполнения чертежей в системе ЕСКД, методы проецирования, виды проекций;

должны уметь:

  • рационально организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

  • выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требования дизайна;

  • читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;

  • составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико- технических требований и существующих условий;

  • выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;

  • собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;

  • изготавливать простые швейные изделия ручным и машинным способами;

  • определять доброкачественность пищевых продуктов, их правильный подбор и готовить блюда для дневного рациона;

  • находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;

  • выполнять не менее одного вида художественной обработки материала с учетом региональных условий и традиций;

  • управлять простыми электротехническими установками, диогнастировать их исправность;

  • выполнять простые строительно- отделочные и санитарно- технические работы.

Учебно-тематическое планирование

Разделы и темы

Количество часов




Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

Кулинария

12

Физиология питания

2

Технология приготовления пищи

8

Заготовка продуктов

2

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

28

Рукоделие. Художественные ремёсла

18

Элементы материаловедения

4

Элементы машиноведения

6

Технологии ведения дома

4

Эстетика и экология жилища

2

Уход за одеждой и обувью

2

Электротехнические работы

4

Электромонтажные работы

4

Творческие проектные работы

10

Дизайн пришкольного участка

8

Итого:

68


Календарно тематическое планирование 6 класс

Дата проведения

ii/п

Тема урока

Домашнее задание




1-2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Повторить Общие правила ТБ




3-4

Лоскутное шитье Приёмы и технология лоскутного шитья. Пр. раб. «Изгот. схемы лоскут. блока»

Приготовить варианты лоскутных блоков сборки




5-6

Композиционное и цветовое решение в лоскутном шитье Практическая работа «Выполнение эскиза прихватки»

Приготовить ткань, краски,

резерв. Продолжить работу




7-8

Практическая работа «Выполнение эскиза прихватки»

Продолжить работу




9-10

Лоскутное шитье. Техника «из отдельных полос»

Прак. раб. «Разработка схемы»

Продолжить работу




11-12

Оформление и защита готового изделия

Оценка изделия родителями




13-14

Использование вторичного сырья в быту. Разработка эскиза изделия

Закончить эскиз




15-16

Технология изготовления выбранного изделия Пр. работа. Разработка технологической карты

Продолжить работу




17-18

Практическая работа «Изготовление изделия»

Подготовить отделочные

материалы




19-20

Художественное оформление. Защита творческого проекта

Оценка изделия родителями




21-22

Натуральные волокна. Практическая работа «Выполнение саржевого переплетения»

Закончить работу, составить коллекцию образцов тканей




23-24

Пиломатериалы Древесные материалы Пр. работа Определение пороков древесины»

Собрать образцы пороков древесины.




25-26

Регуляторы швейной машины. Причины дефектов строчки .Пр. работа «Установка машинной иглы»

Установка машинной иглы в домашних условиях




27-28

Машинные швы. Классификация краевых швов.

Пр. работа «Выполнение образцов краевых швов»

Нарисовать схемы краевых швов.




29-30

Уход за швейной машиной. Отработка строчки. Виды передач







31-32

Этапы выполнения творческого проекта. Практическая работа «Разработка банка идей»

Подобрать материалы для изделия




33-34

Техники выполнения изделий Практическая работа» Эскиз изделия»

Подбор сырья




35-36

Изготовление изделия. Перечень критериев оценки

Разработать рекламный проспект изделия




37-38

Экономическое и экологическое

Подготовить экономическое

и экологическое




39-40

Защита проекта







41-42

Эстетика и экология жилища. Практическая работа «Эскиз интерьера»

Эскиз и домашний интерьер




43-44

Уход за одеждой и обувью. Практическая работа «Наложение

заплаты ручным способом»

Найти полезные советы по

удалению различных видов пятен




45-46

Электромонтажные работы и профессии, связанные с ними

Закрепить изученный материал





47-48

Практическая работа «Подключение проводов к вилке»







49-50

Физиология питания. Практическая работа «Определение суточной потребности»

Составить кроссворд из названии минеральных солеи и микроэлементов




50-52

Блюда из молока и кисломолочных продуктов.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.

Сообщение «Это удивительное молоко» Подготовить рецепт любимого семейного

Рыбного блюда




53-54

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Составить коллекцию из 5-6 видов макаронных изделий




55-56

Изделия из жидкого теста. Сладкие блюда и напитки.

Приготовить рецепты блинчиков




57-58

Приготовление обеда в походныхусловиях. Практическая работа «Расчет количества и состава продуктов для похода »

Любимый походный рецепт



59-60

Заготовка продуктов. Практическая работа «Сушка трав и специй»

Подготовить рецепт блюда с использованием квашеной капусты




61-62

Почва на пришкольном участке и в регионе. ТБ

Повторить ТБ




63-64

Типы почв. Понятие о плодородии почвы

Повторить виды почв




65-66

Технология выращивания Цветочно декоративных культур Пр. работа «Эскиз цветочно-декоративной клумбы»

Цветочные культуры дома




67-68

Резервные часы





Учебно-методическое обеспечение рабочей программы 5 класс

Для учителя:

Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома», учебник для обучающихся 6 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год
Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
Рабочая тетрадь к учебнику под ред. В.Д.Симоненко. Технология: для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Вентана-Граф», 2012 год
Методические рекомендации по оборудованию мастерской
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. «Формула правильного питания», методическое пособие для педагога. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 год
Для учащихся:

Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома», учебник для обучающихся 6 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год

Рабочая тетрадь к учебнику под ред. В.Д.Симоненко. Технология: для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Вентана-Граф», 2012 год