Календарно-тематическое планирование по геометрии в 9 классе
Учебник «Геометрия 7-9 , авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
-
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Вид занятия
|
Количество часов
|
Виды самостоятельных работ
|
Дата проведения занятия
| Планируемая
| Фактически
| 1
| Вводное повторение
|
| 2
|
|
|
| 1.1
| Решение задач на повторение
| Повторение изученного
| 1
|
|
|
| 1.2
| Самостоятельная работа на повторение (индивидуальные задания; 1ч).
| Повторение изученного
| 1
| Проверочная
|
|
| 2
| Метод координат
|
| 12
|
|
|
| 2.1
| Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 2.2
| Координаты вектора. | Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 2.3
| Решение задач по теме «Координаты вектора». Самостоятельная работа (0,5;тесты), ИКТ
| Обобщение умений, знаний и навыков
| 1
| Тренировочная
|
|
| 2.4
| Простейшие задачи в координатах. Связь между координатами его начала и конца.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 2.5
| Решение задач на вычисление координат вектора.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 2.6
| Координаты середины отрезка. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч).
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
| Контролирующая
|
|
| 2.7
| Вычисление длины вектора через координаты.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 2.8
| Решение задач по теме «Простейшие задачи в координатах». Самостоятельная работа (0,5;тесты)
| Закрепление и проверка изученного изученного
| 1
| Обучающая
|
|
| 2.9
| Уравнение окружности.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 2.10
| Уравнение прямой.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 2.11
| Использование уравнений окружности и прямой при решении задач. Подготовка к контрольной работе
| Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
| 1
|
|
|
| 2.12
| Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат»
| Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
| 1
|
|
|
| 3
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
|
| 17
|
|
|
| 3.1
| Работа над ошибками. Синус, косинус и тангенс угла.
| Коррекция знаний. Изучение нового материала
| 1
|
|
|
| 3.2
| Синус, косинус и тангенс угла.
| Закрепление изученного
| 1
|
|
|
| 3.3
| Решение задач. Самостоятельная работа (0,5;тесты)
| Закрепление и проверка изученного
| 1
| Контролирующая
|
|
| 3.4
| Формула площади треугольника S=ab sin
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 3.5
| Решение задач по теме «Площади фигур».
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 3.6
| Теорема синусов.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 3.7
| Теорема косинусов.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 3.8
| Решение треугольников.
| Обобщение умений, знаний и навыков
| 1
|
|
|
| 3.9
| Практическая работа по теме «Измерение высоты предмета. Измерение расстояния до недоступной точки».
| Закрепление и применение знаний на практике
| 1
|
|
|
| 3.10
| Угол между векторами
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 3.11
| Скалярное произведение векторов.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 3.12
| Скалярное произведение векторов в координатах.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 3.13
| Применение скалярного произведения векторов к решению задач.
| Обобщение умений, знаний и навыков
| 1
|
|
|
| 3.14
| Применение скалярного произведения векторов к решению задач. Самостоятельная работа (0,5;тесты)
| Закрепление и проверка изученного
| 1
| Контролирующая
|
|
| 3.15
| Применение скалярного произведения векторов к решению задач повышенной сложности
| Обобщение умений, знаний и навыков
| 1
|
|
|
| 3.16
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
| 1
|
|
|
| 3.17
| Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
| Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
| 1
|
|
|
| 4
| Длина окружности и площадь круга.
|
| 12
|
|
|
| 4.1
| Работа над ошибками. Правильные многоугольники. Формула суммы углов n-угольника.
| Коррекция знаний. Изучение нового материала
| 1
|
|
|
| 4.2
| Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 4.3
| Формула для вычисления площади правильного многоугольника.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 4.4
| Построение правильных многоугольников.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 4.5
| Длина окружности.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 4.6
| Площадь круга.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 4.7
| Площадь кругового сектора.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 4.8
| Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
| Обобщение умений, знаний и навыков
| 1
|
|
|
| 4.9
| Самостоятельная работа (1ч;тесты), ИКТ
| Закрепление и проверка изученного
| 1
| Обучающая
|
|
| 4.10
| Решение задач на построение
| Закрепление изученного
| 1
|
|
|
| 4.11
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
| 1
|
|
|
| 4.12
| Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга».
| Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
| 1
|
|
|
| 5
| Движения.
|
| 12
|
|
|
| 5.1
| Работа над ошибками. Отображение плоскости на себя.
| Коррекция знаний. Изучение нового материала
| 1
|
|
|
| 5.2
| Понятие движения.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 5.3
| Понятие движения.
| Закрепление изученного
| 1
|
|
|
| 5.4
| Наложения и движения.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 5.5
| Параллельный перенос.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 5.6
| Параллельный перенос.
| Закрепление изученного
| 1
|
|
|
| 5.7
| Поворот.
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 5.8
| Поворот.
| Закрепление изученного
| 1
|
|
|
| 5.9
| Решение задач по теме «Движения»
| Обобщение умений, знаний и навыков
| 1
|
|
|
| 5.10
| Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 1ч).
| Закрепление и проверка изученного
| 1
| Обучающая
|
|
| 5.11
| Решение задач по теме «Движения». Подготовка к контрольной работе
| Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
| 1
|
|
|
| 5.12
| Контрольная работа № 4 по теме «Движения».
| Урок контроля знаний, умений и навыков учащихся
| 1
|
|
|
| 6
| Об аксиомах планиметрии
|
| 2
|
|
|
| 6.1
| Об аксиомах планиметрии
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 6.2
| Об аксиомах планиметрии
| Закрепление изученного
| 1
|
|
|
| 7
| Начальные сведения из стереометрии
|
| 6
|
|
|
| 7.1
| Предмет стереометрии. Многогранники
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 7.2
| Многогранники
| Закрепление изученного
| 1
|
|
|
| 7.3
| Многогранники. Объём тела
| Закрепление изученного
| 1
|
|
|
| 7.4
| Тела и поверхности вращения
| Изучение и закрепление нового материала
| 1
|
|
|
| 7.5
| Тела и поверхности вращения. Урок-практикум по теме «Многогранники. Тела вращения».
| Закрепление и применение знаний на практике
| 1
|
|
|
| 7.6
| Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 1ч).
| Закрепление и проверка изученного
| 1
|
|
|
| 8
| Повторение. Решение задач
|
| 5
|
|
|
| 8.1
| Решение задач по теме «Метод координат»
| Обобщение умений, знаний и навыков
| 1
|
|
|
| 8.2
| Решение задач по теме «Решение треугольников»
| Обобщение умений, знаний и навыков
| 1
|
|
|
| 8.3
| Решение задач по теме «Длина окружности, площадь круга. Движения»
| Закрепление изученного
| 1
|
|
|
| 8.4
| Защита рефератов по курсу 9 класса. Подготовка к контрольной работе
| Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков
| 1
|
|
|
| 8.5
| Итоговая контрольная работа
|
| 1
|
|
|
|
Содержание обучения
№
п/п
| Наименование раздела
| Знания и умения учащегося по разделу
| Краткое описание содержания раздела, обучающих блоков с включением основных терминов
| Темы лабораторных, практических и иных видов учебной деятельности
| Виды самостоятельной работы (подготовка докладов, рефератов, сочинений, аналитических работ, исследовательских работ и т.д.) с указанием темы урока
| 1
| Вводное повторение
|
|
|
|
| 2
| Метод координат
| Уметь применять теорему о разложении вектора по 2 неколлинеарным векторам, знать правила действий над векторами с заданными координатами, выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками, уметь решать задачи типа 945, 951.
Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой, уметь строить окружность и прямые, заданные уравнениями решать задачи типа 966, 972
| Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.
|
|
| 3
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
| Уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, знать формулу для вычисления координат точки, уметь решать задачи типа 1013-1019, доказывать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач.
Знать, как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов, выражать скалярное произведение в координатах , знать его свойства, уметь решать задачи типа 1044, 1045, 1047, 1048,1050, 1051
| Синус, косинус, тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение вгеометриеских задачах.
| Практическая работа по теме «Измерение высоты предмета. Измерение расстояния до недоступной точки».
|
| 4
| Длина окружности и площадь круга
| Знать определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности. Знать формулы длины окружности и дуги окружности, уметь применять их при решении и задач типа 1111,1113, 1119; знать формулы площади круга и кругового сектора, уметь применять их при решении задач типа 1120, 1126, 1127
Уметь выводить формулы и применять при решении задач типа.
| Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга и площадь сектора.
|
|
| 5
| Движения
| Знать определение движения плоскости,
Уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник на равный ему треугольник, решать задачи типа 1152, 1159, 1161, уметь объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; решать задачи типа 1164, 1165, 1167, 1168
| Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
|
|
| 6
| Об аксиомах планиметрии
| Знать аксиомы стереометрии.
Уметь использовать их при решении задач.
| Системы аксиом планиметрии.
|
|
| 7
| Начальные сведения из стереометрии
| Знать определения многогранников, тел и поверхностей вращения их свойства.
Уметь использовать знания о многогранниках и телах вращения на практике.
| Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: конус, сфера, шар, формулы для вычисления площадей их поверхностей и объемов.
| Урок-практикум по теме «Многогранники. Тела вращения».
|
| 8
| Повторение. Решение задач
| Знать определения основных понятий, формулы, теоремы, аксиомы.
Уметь использовать на практике основные формулы, теоремы, аксиомы.
|
|
| Защита рефератов по курсу 9 класса (темы на выбор)
|
Содержание практической деятельности (контрольно-измерительный материал) 1).Тематика лабораторных и практических работ с заданиями (вариантами заданий)
Практическая работа по теме «Измерение высоты предмета. Измерение расстояния до недоступной точки».
Урок-практикум по теме «Многогранники. Тела вращения». 3).Тематика докладов, рефератов и иных видов самостоятельной работы учащихся.
Защита рефератов по курсу 9 класса (темы на выбор) 4).Варианты контрольных работ, тестовых заданий с критериями оценок.
Г - 9 Контрольная работа № 1
Метод координат
Вариант 1
1.Найдите координаты и длину вектора если
2. Даны координаты вершин треугольника ABC: A (-6; 1), B (2; 4), С (2; -2).
Докажите, что треугольник ABC равнобедренный, и найдите высоту треугольника, проведенную из вершины A.
3. Окружность задана уравнением Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси ординат.
Контрольная работа № 1
Метод координат
Вариант 2
1.Найдите координаты и длину вектора если
2. Даны координаты вершин четырехугольника ABC D: A (-6; 1), B (0; 5), С (6; -4),D (0; -8).
Докажите, что ABCD – прямоугольник, и найдите координаты точки пересечения его диагоналей.
3. Окружность задана уравнением Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси абсцисс.
Г- 9 Г – 9 Контрольная работа № 2
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов.
Вариант 1
1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох, если А(-1; 3).
2. Решите треугольник АВС, если
3. Найдите косинус угла М треугольника KLM, если К(1; 7), L(-2; 4), М(2; 0).
Контрольная работа № 2
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов.
Вариант 2
1. Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью Ох, если В(3; 3).
2. Решите треугольник ВСD, если
3. Найдите косинус угла А треугольника АВC, если А(3; 9), В(0;6), С(4;2).
Г – 9 Контрольная работа №3
Длина окружности и площадь круга
Вариант 1
1. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2.
3. найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если её градусная мера равна 150о.
Контрольная работа №3
Длина окружности и площадь круга
Вариант 2
1. Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите длину окружности, если площадь вписанного в неё правильного шестиугольника равна .
3. Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120о, а радиус круга равен 12 см. Г – 9 Контрольная работа №4
Движения
Вариант 1
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2 и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, четырехугольник О1МDО2 является параллелограммом.
Контрольная работа №4
Движения
Вариант 1
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, Являющейся серединой боковой стороны CD..
2. Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
1. В треугольнике АВС точка D – середина стороны АВ, точка М – точка пересечения медиан.
а) Выразите вектор через векторы и и вектор через векторы и .
б) Найдите скалярное произведение , если
2. Даны точки А(1; 1), В(4; 5), С(-3; 4).
а) Докажите, что треугольник АВС равнобедренный и прямоугольный.
б) Найдите длину медианы СМ.
3. В треугольнике АВС высота ВD равна h.
а) Найдите сторону АС и радиус R описанной окружности.
б) Вычислите значение R, если
4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 120о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами. Итоговая контрольная работа
Вариант 2
1. В параллелограмме АВСD диагонали пересекаются в точке О.
а) Выразите вектор через векторы и и вектор через векторы и .
б) Найдите скалярное произведение , если
2. Даны точки К(0; 1), М(-3; -3), N(1; -6).
а) Докажите, что треугольник KMN равнобедренный и прямоугольный.
б) Найдите длину медианы NL.
3. В треугольнике АВС высота ВD равна h.
а) Найдите сторону АD и радиус R описанной окружности.
б) Вычислите значение R, если
4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 60о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.
Список литературы
1.Основная учебно-методическая литература:
Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Зив Б.Г. и др. Дидактические материалы по геометрии: 9 класс. – М.: Просвещение, 2007.
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики 5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
|