|
Рабочая программа по геометрии 11 класс Учитель Якушенко Татьяна Андреевна Доволенский район Новосибирская область МОУ Ярковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» « 1» сентября 2011 г.
Директор МОУ ЯСОШ
____________Карлова В.Н. Рабочая программа
по геометрии 11 класс
Учитель Якушенко Татьяна Андреевна
Доволенский район
Новосибирская область 2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
Воспитание средствами математики культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.
Структура курса. Целью изучения курса геометрии в11 классе является:
Познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур;
Сформировать представления о телах и поверхностях вращения. Познакомить учащихся с понятиями объёмов тел и площади их поверхности. Ввести декартовы координаты в пространстве, векторы в пространстве.
Развитие пространственных представлений учащихся, развитие логического мышления;
Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложения, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся.
Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач. Уделяется достаточное внимание развитию речи учащихся, формированию у них навыков умственного труда - планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценки результатов.
Данная рабочая программа курса по геометрии для 11 класса разработана на основе примерной авторской программы Т.А.Бурмистровой (Москва, «Просвещение», 2009 год), составленной в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю 1 ч. добавлен из школьного компонента на изучение математики и поэтому я распределила часы так: 3ч на курс алгебры и 2ч на курс геометрии т.к. задания по геометрии входят в ЕГЭ). В рабочей программе предусмотрено 3 контрольные работы.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование учебника геометрии для 10-11 классов авторов Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др.М.;«Просвещение», 2007.
В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также виды деятельности. Распределение курса по темам:
Векторы в пространстве (6 ч.)
Метод координат в пространстве (15 ч.)
Цилиндр, конус, щар (16 ч.)
Объёмы тел (17 ч.)
Повторение. Решение задач (14 ч.)
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Знать/ понимать:
Значение математической науки для решения задач; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
Универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
Вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Уметь:
выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи; соотносить трёхмерные объекты с их описаниями, изображениями, аргументировать свои суждения об этом расположении;
Изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;
Строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на вычисление геометрических величин;
проводить рассуждения, решать несложные задачи на доказательство;
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объёмов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание курса.
№ урока
| Дидактические единицы образовательного процесса
| Содержание учебного материала
| Виды деятельности
| Формы контроля
| Сроки изучения
| Векторы в пространстве (6 ч.)
| 1
| Знать и понимать:
Понятие вектора в пространстве.
Правила сложения, вычитания и умн. вектора на число. Понятие компл. вект.
Правило сложения для трех некомпланарных
векторов (правило параллелограмма).
Теорема о разложении любого вектора по
трем некомпланарным векторам.
Уметь:
Использовать векторный метод при решении задач.
Выполнять действия над векторами в пространстве.
Раскладывать вектор по трем некомпл. векторам.
Доказывать теоремы.
| Понятие вектора в пространстве
| изучение
|
|
| 2
| Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
| изучение
| фронтальный
|
| 3
| Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
| закрепление
| индивидуальный
|
| 4
| Компланарные векторы
| изучение
| Самостоятельная работа
|
| 5
| Компланарные векторы
| закрепление
|
|
| 6
| Решение задач по теме «Векторы в пространстве»
| изучение
| фронтальный
|
| Метод координат в пространстве(15 ч.)
| 7
| Знать и понимать:
-декартовы координаты в пространстве,
-формулы координат вектора,
-связь между координатами векторов и координатами точек,
-формулы вычисления скалярного произведения векторов, вычисления угла между прямыми, плоскостями,
Уметь:
-выполнять действия над векторами,
-решать стереометрические задачи координатно-векторным методом,
| Прямоугольная система координат в пространстве
| изучение
|
|
| 8
| Прямоугольная система координат в пространстве
| закрепление
| фронтальный
|
| 9
| Координаты вектора
| изучение
| фронтальный
|
| 10
| Связь между координатами векторов и координатами точек
| изучение
|
|
| 11
| Связь между координатами векторов и координатами точек
| закрепление Решение задач
| фронтальный
|
| 12
| Простейшие задачи в координатах
| изучение
| индивидуальный
|
| 13
| Угол между векторами
| изучение
| Самостоятельная работа
|
| 14
| Скалярное произведение векторов
| изучение
|
|
| 15
| Вычисление углов между прямыми
| изучение
| Устный опрос (УО)
|
| 16
| Вычисление углов между прямой и плоскостью
| изучение
|
|
| 17
| Вычисление углов между прямой и плоскостью
| закрепление
| фронтальный
|
| 18
| Вычисление углов между плоскостями
| изучение
| тест
|
| 19
| Вычисление углов между плоскостями
| закрепление
| Самостоятельная работа
|
| 20
| Решение задач по теме «Метод координат в пространстве». Подготовка к к/ работе.
| Решение задач
|
|
| 21
| Контрольная работа №1 по теме «Метод координат в пространстве».
|
|
|
| Цилиндр, конус, шар (16 ч.)
| 22
| Знать и понимать:
-понятие о телах вращения и поверхностях вращения,
-прямой круговой цилиндр, его элементы,
-осевые сечения, перпендикулярные оси; сечения, параллельные оси,
-прямой круговой конус, его элементы,
-осевые сечения конуса; сечения, перпендикулярные оси; сечения, проходящие через вершину,
-шар, сфера,
-сечение шара плоскостью,
-касательная плоскость к сфере,
-комбинация многогранников и тел вращения.
Уметь:
-выполнять рисунки с комбинацией круглых тел и многогранников; соотносить их с их описаниями,чертежами, аргументировать свои суждения об этом расположении,
-решать задачи на вычисление площадей поверхностей круглых тел, решать задачи, требующие распознавания различных тел вращения и их сечений, построения соответствующих чертежей.
| Понятие цилиндра.
| изучение
|
|
| 23
| Площадь поверхности цилиндра.
| изучение
| МД
|
| 24
| Решение задач на цилиндр.
| Решение задач
|
|
| 25
| Понятие конуса.
| изучение
|
|
| 26
| Площадь поверхности конуса. Усеченный конус.
| изучение
| УО
|
| 27
| Решение задач по теме «Конус».
| Решение задач
| индивидуальный
|
| 28
| Сфера и шар.
| изучение
|
|
| 29
| Уравнение сферы.
| изучение
| УО
|
| 30
| Решение задач на уравнение сферы.
| Решение задач
|
|
| 31
| Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.
| изучение
| фронтальный
|
| 32
| Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.
| закрепление
| МД
|
| 33
| Площадь сферы. Решение задач на площадь сферы.
| изучение
| фронтальный
|
| 34
| Площадь сферы. Решение задач на площадь сферы.
| закрепление
| МД
|
| 35
| Задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар.
| изучение
| фронтальный
|
| 36
| Задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар.
| Решение задач
| фронтальный
|
| 37
| Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр. Конус. Шар».
|
| Контрольная работа
|
| Объёмы тел (17 ч.)
| 38
| Знать и понимать:
-понятие об объеме,
-основные свойства объемов,
-формулы для вычисления объемов многогранников: прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды,
-формулы для вычисления объемов тел вращения: цилиндра, конуса, шара.
Уметь:
решать задачи вычислительного характера на непосредственное применение формул объемов многогранников и круглых тел, в том числе в ходе решения несложных практических задач.
| Объём прямоугольного параллелепипеда.
| изучение
| фронтальный
|
| 39
| Решение задач и самостоятельная работа на объём прямоуг. параллелепипеда
| Решение задач
| Самостоятельная работа
|
| 40
| Объём прямой призмы.
| изучение
| фронтальный
|
| 41
| Объём цилиндра.
| изучение
| индивидуальный
|
| 42
| Решение задач на объём прямой призмы и цилиндра
| Решение задач
| фронтальный
|
| 43
| Вычисление объёмов тел с помощью определенного интеграла
| изучение
|
|
| 44
| Объём наклонной призмы.
| изучение
| фронтальный
|
| 45
| Объём пирамиды.
| изучение
| фронтальный
|
| 46
| Объём пирамиды.
| закрепление
| МД
|
| 47
| Объём конуса.
| изучение
| МД
|
| 48
| Объём конуса.
| закрепление
| Самостоятельная работа
|
| 49
| Объём шара.
| изучение
|
|
| 50
| Объём шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора.
| изучение
| фронтальный
|
| 51
| Решение задач на объём шара и его частей.
| Решение задач
| МД
|
| 52
| Площадь сферы.
| изучение
|
|
| 53
| Решение задач на объём шара и площадь сферы. Подготовка к контрольной работе.
| Решение задач
| фронтальный
|
| 54
| Контрольная работа №3 по теме «Объёмы тел».
|
| Контрольная работа
|
| Обобщающее повторение (14ч.)
| 55
| Уметь:
-решать геометрические задачи на экстремумы, решаемые введением вспомогательного угла,
-применять изученный теоретический материал при решении различных планиметрических и стереометрических задач,
решать задачи на комбинации тел.
| Площади поверхностей многогранников.
| Решение задач
| МД
|
| 56
| Площади поверхностей многогранников
| Решение задач
| Самостоятельная работа
|
| 57
| Цилиндр, конус и шар.
| Решение задач
| УО
|
| 58
| Цилиндр, конус и шар.
| Решение задач
| тест
|
| 59
| Площади поверхностей цилиндра, конуса и шара.
| Решение задач
| фронтальный
|
| 60
| Площади поверхностей цилиндра, конуса и шара.
| Решение задач
| Самостоятельная работа
|
| 61
| Площади поверхностей цилиндра, конуса и шара.
| Решение задач
| МД
|
| 62
| Объёмы тел.
| Решение задач
| МД
|
| 63
| Объёмы тел
| Решение задач
| Самостоятельная работа
|
| 64
| Решение задач на объёмы тел.
| Решение задач
| фронтальный
|
| 65
| Решение задач на комбинации геометрических тел.
| Решение задач
| МД
|
| 66
| Решение задач на комбинации геометрических тел.
| Решение задач
| фронтальный
|
| 67
| Решение задач на комбинации геометрических тел.
| Решение задач
| Самостоятельная работа
|
| 68
| Решение задач на комбинации геометрических тел.
| Решение задач
|
|
|
|
|
|