|
«Проверка безударных гласных в корне слова» НРМОБУ «Сентябрьская СОШ»
Урок по русскому языку
2 класс Тема:
«Проверка безударных гласных в корне слова»
Цели и задачи
Формировать умения обосновывать написание слов.
Развивать орфографическую зоркость и умение проверять безударные гласные в корне слова.
Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
Воспитывать сдержанность, умение выслушивать ответы товарищей, любовь к окружающему миру.
Повторить словарные слова.
Оборудование
Учебник «Русский язык» 2 класс, автор Т. Г. Рамзаева
Сигнальные карточки с гласными буквами.
памятка, карточка со словарными словами
Учитель: Атаманова Г.Д
1.Орг.момент
С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать и писать.
- Чтоб работалось хорошо на уроке, проведем мозговую гимнастику «Покачивания головой». (Для снятия напряжения перед занятием, улучшения мыслительной деятельности).
- Сядьте прямо, дышите ровно, расслабьте плечи, уроните головы вперёд. Продолжайте ровно дышать, покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком «вычерчивая» слегка изогнутую линию на груди.
- А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.
2. Сообщение темы и цели урока.
У. Сегодня на уроке мы поговорим о природе, который нас окружает, и поупражняемся в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. Но вы должны на уроке быть внимательными, активными и должны проявить свои знания, умения смекалку и находчивость.
Под тихую музыку один из учеников читает отрывок из стихотворения.
Д. О люди, мыслю я: у всех у нас
Есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты;
Поля, леса, луга, моря и реки.
У. Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это дом для зверей, птиц. Давайте и мы с вами шагнём по тропинке в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
3. Минутка чистописания и проверка д/з.
Вот дорожка в лесу, по которой мы с вами должны пройти. Посмотрите на доску. (соединение гласных букв аоиея)
Вопросы: К какой группе относятся буквы, из которых состоит дорожка? (Гласные буквы.)
Что вы знаете о гласных звуках? (Они образуют слог, могут быть ударными и безударными.)
В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (В корне.)
Что нужно помнить о правописании безударной гласной в корне? ( В безударном слоге корня нужно писать ту же гласную, которая написана в ударном.)
- Молодцы! Открыли тетради, записали число и классная работа.
Гимнастика для кисти руки:
Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз (10 раз), вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против. Встряхнём нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописанию
4.Упражнени в написании безударных гласных.
А)
(Работа в тетрадях и у доски)
Дорожку в лес мы нашли, а попадём мы в лес, если выполним такое творческое задание ( задание записано на доске)
Лес, лесник, лесочек, лесник, роща, лесничий, лесистый, лестница.
В группу однокоренных слов включено одно слово, близкое к ним по звучанию, одно слово, близкое к ним по звучанию.
Задание: Обозначьте ударение, найдите безударные гласные, выделите корень, выпишите однокоренные слова.
- Справились с работой. Молодцы! Представите мы с вами в гостях в лесу.
У. Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красноватым стволом
Высятся, точно колонны, рядами,
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит,
Луч шаловливый украдкой скользит,
Веет прохладой в лесу тишина……
Б)
Безударная гласная в словарных словах .
- А теперь игра «Молчанка». Я буду поочерёдно показывать карточки со словами, в которых пропущены гласные. Вы по моей команде будете поднимать сигнальную карточку с соответствующей гласной буквой (а, о, и, е, я)
Б.рёза, гор.д, к.пуста, м.рковь, д.ревня, п.суда, л.пата, п.нал, с.бака, с.рока, за.ц, т.релка.
Почему в этих словах надо запомнить безударные гласные корня? (Их нельзя проверить ударением.)
А как можно проверить? ( По словарю.)
В) У. И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа
Очень уж суровы
Филины и ……. (Совы)
- Посмотрите на доску, назовите, какую значит, птицу встретили в лесу?
( На доске картина совы.)
- Можем ли слово сова записать без раздумий? ( Нет)
- Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово совы.)
- Вспомним правило.
Д. Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение.
Г) Работа над развитием речи.
Рассмотрите сову. Какие у неё глаза? (Большие.)
Какое оперенье. ( Обильное, наверное, мягкое.)
Какие лапы? ( Короткие, мощные, с кривыми острыми когтями.)
Какой клюв? ( Загнутый.)
Д. Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв согнут крючком. Сова находится под охраной государства. Она уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.
У. Давайте составим с этим слово предложение и сделаем его грамматический разбор. ( На доске и в тетрадях.)
Сова живет в лесу.
Напишите слова в два столбика: в левый – с непроверяемыми гласными (словарные слова), а в правой – с проверяемыми.
Слова: скворец, завод, город, снежок, зима, берёза, стена, окно, воробей, мосты, садовник.
Д)
У. Следующий лесной житель
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это? (Лиса)
У. Ребята, для вас хитрая лиса приготовила хитрое задание. Она перепутала листья деревьев( липы, дуба, клёна, берёзы), в которых были записаны слова.
Вы должны составить предложения. И у вас получится загадка.
(На доске рисунок дерева и на ней листочки.)
Липовые листочки – Летом летаю я.
Клёновые листочки - Мёд собираю.
Дубовые листочки - Но когда меня подразнишь,
Берёзовые листочки – Тогда я кусаю.
У. Кто это? (Пчела)
При письме какая буква вызывает сомнение? ( пчёлы – пчела)
Е) Физкультминутка.
- Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы хлопаете в ладоши, если услышите слово с корнем сад, то топаете.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек., лесовик, посадка, перелесок.
5. Закрепление.
Распознавание слов с проверяемыми и не проверяемыми безударными гласными.
У. Продолжаем путь и нам встречается -
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это……. (Ёж)
Лесной житель ёж несёт вам лесные яблоки, но особые, все с заданием. Выполните самостоятельно задание на карточках-яблочках.(Раздаётся детям)
( На доске ответы – самопроверка)
6. Итог урока
Итак, ребята , мы побывали в гостях в лесу. А гости не должны обижать хозяев дома. Напомните мне правила друзей природы.
Д.
- Не срывать цветы.
- Не ломать ветки деревьев и кустарников.
-Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз.
-…………
У. Какое правило мы сегодня закрепляли на уроке русского языка?
Д.Если гласная вызвала сомнение
Ты её немедленно поставь под ударение!
У. Уточним последовательность действий при записи слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
( Работа по памятке)
Выясни смысл слова.
Обозначь ударение и найди безударный гласный, требующий проверки.
Выдели корень.
Найди проверочное слово.
Напиши в корне проверяемого слова ту букву, которая пишется в ударном слоге проверочного.
7. Домашнее задание.
Когда будете выполнять дома Упр.316., что не ошибиться пользуетесь памяткой.
(У доски лежат лучики , на доске рисунок жёлтого круга.)
- Ребята, а теперь возьмите лучики – Если вам понравилось урок берите любой лучик, кроме красного, а красный - кому урок не понравился, было скучно. Посмотрим, какое солнышко у нас получится.
Урок окончен.
Спасибо за урок |
|
|