Главная страница

Протокол №1 от «31» августа 2012 года Председатель педагогического совета: «Согласовано»



Скачать 147.69 Kb.
НазваниеПротокол №1 от «31» августа 2012 года Председатель педагогического совета: «Согласовано»
Дата04.08.2016
Размер147.69 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад

«Золотая рыбка»


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета _____________________

Протокол № 1

от «31» августа 2012 года
Председатель педагогического совета: ____________


«Согласовано»:

Заместитель заведующего по ВМР____________
от «30» августа 2012 года


«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ « ___»

__________________________
от «31» августа 2012 года



Рабочая программа

по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка»

для групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)

1 непосредственно образовательная деятельность в неделю

(всего 33 непосредственной образовательной деятельности для раннего и 33 непосредственной образовательной деятельности для детей младшего возраста).

Составитель:воспитатель Крук Светлана Витальевна
МБДОУ«Золотая рыбка"

2012 - 2013 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка» составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «По дороге к знаниям» для детей разновозрастной группы от (от 1г6мес. до 3 лет) разработана в соответствии с:

- ст.9,14,32 Закона Российской от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. №12-Ф3 с преследующими изменениями.

Используемый учебно-методический комплект:

Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, допущенная Министерством образования и науки РФ, М.2005г.;

Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори детском саду и начальной школе» Е.А. Хилтунен.

«Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток» под редакцией А.М. Страунинг

Программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой.

Количество непосредственно образовательной деятельности:

Программа рассчитана на 33 НОД в год ранний возраст, младший возраст (1 раз в неделю длительностью 8 мин.)

Сопутствующими формами образовательной деятельности являются:

- наблюдение;

- обследование;

- экскурсии;

- проектная деятельность.

- чтение литературы;

- заучивание стихов.

Цель:формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.


  • Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.

  • Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, баранки, колесо и др.).

  • Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п.

  • Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку,

  • Пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при лепке (сидеть свободно, не наклоняться низко над дощечкой для лепки).

Задача по НРК:

- формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе.

Новизна рабочей программы:

- разработана структурно-содержательная модель учебного курса, включающая в себя федеральный компонент и региональный компонент, работа в группе раннего возраста с 1г6мес. до 3 лет.

Обоснование внесённых изменений: на основании приказа департамента образования №417 – од от 05.04.2012г.

Национальный региональный компонент используется как часть непосредственно образовательной деятельности, только в некоторых темах, например: «Дерево», «Осенний сад», «Грибы», «Золотая осень», «Весна пришла».

Приоритетным направлением работы ДОУ является:

- развитие свободной личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения;

- обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса, как основы повышения качества дошкольного образования.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Труд» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Особенностями организации образовательного процесса является: работа подгруппами с учётом индивидуальных особенностей детей.

Предпочтительные формы организации образовательного процесса: репродуктивная, творческая, так как позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми раннего возраста – развитие детского творчества.
Тематический план по разделу «Изобразительное искусство», образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту "Лепка"

для детей групп раннего возраста с 1г6мес. до 3 лет.





Тема (блок)

НОД (количество)

В том числе:

практические занятия

Планируемая дата

Фактическая дата

1

"Знакомство с пластилином"

1

1







2

«Вкусные гостинцы на день рождения».

1

1







3

«Блинчики»

1

1







4

«Пластилиновая мозайка»

1

1







5

«Покормим птичек»

1

1







6

«Заборчик для петушка».

1

1







7

« Дождик»

1

1







8

«Падают, падают листья»

1

1







9

«Сидит белка на тележке»

1

1







10

«Бусы».

1

1







11

«Ежик».

1

1







12

«Миски для медведей».

1

1







13

«Ягоды на тарелочке»

1

1







14

«Угощение для кукол - баранки ».

1

1







15

«Испекла бабка колобок».

1

1







16

«Чашки для кукол »

1

1







17

«Банан »

1

1







18

«Снеговик»

1

1







19

«Новогодние подарки игрушкам».

1

1







20

«Вот какая елочка»

1

1







21

«Красивая тарелка для угощений».

1

1







22

«Теплые носочки для Маши и Миши»

1

1







23

«Шарф для снеговика».

1

1







24

«Украсим матрешке сарафан».

1

1







25

«В гости едет Котофей»

1

1







26

«Цветы для мамы».

1

1







27

«Вот какие у нас сосульки».

1

1







28

«Солнышко–колоколнышко».

1

1







29

«Вот какая у нас неваляшка».

1

1







30

«Вот какой у нас мостик».

1

1







31

«Вот какой у нас салют»

1

1







32

« Птенчики в гнездышке».

1

1







33

« Волшебная картина»

1

1







34

« Божья коровка»

1

1







35

« Зайчик»

1

1







36

« Вишенки».

1

1







37

« Одуванчик»

1

1










Итого:

4 ч.56 мин.





























Диагностика умений и навыков.

Развитие мелкой моторики.

Знает, что из глины (пластилина) можно лепить, что она мягкая.

Возраст 1,5 - 2 года.

Цель: Выявить умение детей правильно брать глину, тремя пальцами обеих рук (между большим и средним), не сжимая сильно, перебирать пальцами, разминать.

Материал: глина, пластилин, дощечка, бумажная салфетка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку взять глину, напоминает ему правила работы с ним. В зависимости от умений ребенка даёт задание размягчить его.

Уровни знаний:

Высокий - Ребенок берет глину без участия (без поправок) воспитателя тремя пальцами обеих рук, перебирает его пальцами.

Средний - Ребёнок берет глину правильно тремя пальцами обеих рук, но не может размягчить его.

Низкий - Ребенок играет глиной как с комком, не понимает для чего он предназначен.
Возраст 2 - 3 года.

Цель: Выявить умение детей правильно брать глину, тремя пальцами обеих рук (между большим и средним), не сжимая сильно, перебирать пальцами, разминать, поделить его на две части.

Цель: Материал:.

глина, пластилин, дощечка, бумажная салфетка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку взять глину, напоминает ему правила работы с ним. В зависимости от умений ребенка даёт задание размягчить его, поделить на две части.

Уровни знаний:

Высокий - Ребенок берет глину без участия (без поправок) воспитателя тремя пальцами обеих рук, перебирает его пальцами, размягчает и делит на две части.

Средний- Ребёнок берет глину правильно тремя пальцами обеих рук, размягчает его, но не может поделить на части. По напоминанию воспитателя - исправляет ошибку.

Низкий - Ребенок по словесным указаниям воспитателя берет глину, разминает его, не может поделить на части. Все действия хаотичны.

2.Умеет лепить из глины колбаску прямыми движениями ладоней.

Возраст 1,5 - 2 года.

Цель: Выявить умения ребенка лепить из глины колбаску прямыми движениями ладоней.

Материал: глина, пластилин, дощечка, бумажная салфетка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку слепить колбаску-угощение для собачки.

Уровни знаний:

Высокий - Ребенок берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и прямыми движениями рук формирует из глины колбаску. Положительно реагирует на мотивацию воспитателя.

Средний - Ребенок карандашом берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и методом «пассивного» движения формирует колбаску.

Низкий - Ребенок выполняет все действия только с помощью воспитателя.

Возраст 2 - 3 года.

Цель: Выявить умения ребенка лепить из глины колбаску прямыми движениями ладоней.

Материал: глина, пластилин, дощечка, бумажная салфетка, игрушка собачка.

Методика проведения: Воспитатель предлагает ребенку слепить колбаску-угощение для собачки.

Уровни знаний:

Высокий - Ребенок берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и прямыми движениями рук формирует из глины колбаску. Положительно реагирует на мотивацию воспитателя.

Средний - Ребенок карандашом берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и методом «пассивного» движения формирует колбаску.

Низкий - Ребенок после повторного словесного указания берет глину, пытается сформировать из него колбаску много раз повторяя однообразные, несогласованные движения.

3.Умеет лепить из глины круговыми движениям ладоней предметы округлой формы (мяч, шарик, колобок).

Возраст 1,5 - 2 года.

Цель: Выявить умения ребенка лепить из глины колбаску круговыми движениями ладоней предметы округлой формы.

Материал: глина, пластилин, дощечка, бумажная салфетка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку слепить мячик .

Уровни знаний:

Высокий - Ребенок берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и прямыми движениями рук формирует из глины мячик.

Средний - Ребенок карандашом берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и методом «пассивного» движения формирует мячик.

Низкий - Ребенок выполняет все действия только с помощью воспитателя.

Возраст 2 - 3 года.

Цель: Выявить умения ребенка лепить из глины колбаску круговыми движениями ладоней предметы округлой формы.

Материал: глина, пластилин, дощечка, бумажная салфетка, резиновый мяч.

Методика проведения: Воспитатель предлагает ребенку слепить мячик.

Уровни знаний:

Высокий - Ребенок берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и прямыми движениями рук формирует из глины мячик..

Средний - Ребенок карандашом берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и методом «пассивного» движения формирует мяч.

Низкий - Ребенок после повторного словесного указания берет глину, пытается сформировать из него мяч, много раз повторяя однообразные, несогласованные движения
4.Умеет лепить из глины колбаску прямыми движениями ладоней и соединять его в кольцо методом прищипывания.

Возраст 1,5 - 2 года.

Цель: Выявить умения ребенка лепить из глины колбаску прямыми движениями ладоней и соединять в кольцо методом прищипывания.

Материал: глина, пластилин, дощечка, бумажная салфетка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку слепить баранки - угощение для кукол.

Уровни знаний:

Высокий - Ребенок берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и прямыми движениями рук формирует из глины колбаску, по словесным указаниям соединяет концы . Положительно реагирует на мотивацию воспитателя.

Средний - Ребенок карандашом берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и методом «пассивного» движения формирует колбаску и спри помощи воспитателя соединяет его.

Низкий - Ребенок выполняет все действия только с помощью воспитателя.

Возраст 2 - 3 года.

Цель: Выявить умения ребенка лепить из глины колбаску прямыми движениями ладоней и соединять его в кольцо методом прищипывания.

Материал: глина, пластилин, дощечка, бумажная салфетка, игрушка кукла.

Методика проведения: Воспитатель предлагает ребенку слепить колбаску-угощение для куклы .

Уровни знаний:

Высокий - Ребенок берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и прямыми движениями рук формирует из глины колбаску, самостоятельно соединяет концы . Положительно реагирует на мотивацию воспитателя.

Средний - Ребенок карандашом берет глину, размягчает его, кладет между ладонями и методом «пассивного» движения формирует колбаску, по словесным указаниям воспитателя соединяет в кольцо.

Низкий - Ребенок после повторного словесного указания берет глину, пытается сформировать из него колбаску много раз повторяя однообразные, несогласованные движения, не может соединить в кольцо.
Педагогическая диагностика с 15.04.13 по 30.04.13 г.








1,5 – 2 года

2 – 3 года







Iпол

II пол

I пол

II пол

1.

Проявляет интерес к лепке.

*










2.

Создает простейшие формы: цилиндр – колбаска, шар (колобок).

*

*

*

*

3.

Видоизменяет простейшие формы – преобразовывает в иные формы.




*

*

*

4.

Умеет лепить из глины колбаску прямыми движениями ладоней и соединять его в кольцо методом прищипывания.


*

*

*

*

5.

Лепит по собственному замыслу. Объясняет, что он лепит.

*

*

*

*

6.

Умеет лепить из глины колбаску прямыми движениями ладоней.

*

*

*

*


Ключи к диагностике:

Красный – Ребенок самостоятельно отвечает и выполняет задания без помощи взрослого.

Зеленый – Ребенок отвечает и выполняет задания с помощью взрослого.

Синий – У ребенка нет знаний и умений.

Литература и средство обучения для педагога:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2007.
2. Занятия по изобразительной деятельности Т.С. Комарова, М., Мозаика - Синтез, 20083. Комментированное рисование в детском саду. Методическое пособие. Н.В.Михеева, Т.Ц. Сфера 2010
4. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. И.А. Лыкова Т.Ц. Сфера Москва 2009
5. Коллективное творчество дошкольников Комарова Т.С. Савенков А.И., Педагогическое общество России М; 2005
6. Творчество в работе детей с различными материалами. Т.И.Брыкина М., 2002
7. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Т.Н. Доронова, С.Г.Якобсон, М., 2004
8. Детское художественное творчество. Т.С.Комарова М., Мозаика - Синтез, 2005
9. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. О.А. Соломенникова. М., Мозаика - Синтез 2005
10. Коллективное творчество детей. Т.С. Комарова, А.И. Савенков, М., Педагогическое общество России
Учебная литература для воспитанников:
1. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. И.А. Лыкова Т.Ц. Сфера Москва 2009

2. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. О.А. Соломенникова. М., Мозаика - Синтез 2005.

3. Занятия по изобразительной деятельности Т.С. Комарова, М., Мозаика - Синтез, 20083. Комментированное рисование в детском саду. Методическое пособие. Н.В.Михеева, Т.Ц. Сфера 2010

4. Коллективное творчество дошкольников Комарова Т.С. Савенков А.И., Педагогическое общество России М; 2005

5. Творчество в работе детей с различными материалами. Т.И.Брыкина М., 2002

6. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Т.Н. Доронова, С.Г.Якобсон, М., 2004

7. Детское художественное творчество. Т.С.Комарова М., Мозаика - Синтез, 2005

8. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. О.А. Соломенникова. М., Мозаика - Синтез 2005

Перечень средств обучения.

Книги с иллюстрациями времён года; книжки-малышки; учебные плакаты: «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда»,

«Игрушки»; муляжи: овощи, фрукты; «Моя первая энциклопедия» (энциклопедия малыша); наборы картин, календарь природы.