|
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать: признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
V.Литература и средства обучения Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты/ Дизайн обожки А.С. Андреева. – СПб.: ИД «МиМ», 1998.
Васильева Г.Д. Зоология: Проверочные карточки и тесты. 7-8 классы. – М.: Рольф, 2001.
Гончаров О.В. Лабораторный практикум по зоологии: Методические рекомендации для учителя. – Саратов: «Лицей», 2002.
Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: «Родничок», 1999.
Игошин Г.П. Уроки биологии в 7-м классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004.
Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Экология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2003.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.
Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Животные». 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Цитадель-трейд, 2002.
Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.
Резникова В.З. 1000 вопросов и заданий по биологии. Раздел «Животные»/ - М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.
Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
Резанов А.Г. Зоология. Тесты. – М.: Издат-Школа, 1998.
Резанов А.Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс. – М.: «Издат-школа 2000», 1999.
Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь/ Под ред. В.М. Константинова. – В 2-х ч.- М.: Вентана-Граф, 2000.
Суматохин С.В., Кучменко В.С. биология. Экология. Животные: Сб.заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний: Растения. Животные. Человек: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2001.
Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: Пособие для учителя/ В.З. Резникова, Г.С. Калинова, Т.В. Иванова. – М.: Просвещение/ Учебная литература, 1997.
Хадори Э., Венер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.
Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Шурхал Л.И. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельных работы учащихся по биологии. – Ч.2. – М.: Школа-Пресс, 2001.
Юнусбаев Б.Х. Биология. Тесты: Животные/ Под ред. В.И. Сивоглазова. – М.: АРКТИ, 2001.
Я иду на урок биологии: Зоология: Пресмыкающиеся: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Интернет-ресурсы по курсу «Животные» https://bugdreams.com/ - - материалы о насекомых
https://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.
https://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи
https://bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация
https://aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки
https://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири
https://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок
https://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок
https://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире
https://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
https://zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам
https://zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея
https://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных
https://kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах
https://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др
https://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса
https://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня
https://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих
https://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.****
https://deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.
https://sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.
https://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.****
https://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал
https://chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии.
https://aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах
https://photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология
https://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки
https://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия
https://dipterologic.sp.ru/ - Статьи о двукрылых насекомых: комарах и мухах. Популярная и специально-научная информация. Коллекции, образ их жизни, микроскопия
https://gwij99.chat.ru/ - Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.***
https://paleontology.narod.ru/ - Этот сайт создан для того, что бы рассказать как развивалась жизнь на Земле. Какие животные обитали на нашей планете.***
https://darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов
https://insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии
https://zoohall.com.ua/findex.php?page=https://zoohall.com.ua/flora/komn_rastenia/spr/cupressus.htm - зоологический сайт
https://zoo-eco.zooclub.ru/index.html- мир животных
https://fcior.edu.ru/
https://school-collection.edu.ru/
VI.Календарно – тематический план № п/п
| Дата проведения урока
| Тема, раздел
| № уро-ка в раз-де ле
| Тема урока
| Форма контроля
| план
| факт
|
|
|
| Общие сведения о животных.
| 1
| «Зоология – наука о животных. Методы изучения живых объектов»
|
|
|
|
|
| 2
| «Краткая история развития зоологии»
|
|
|
|
|
| 3
| «Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе»
| Лабораторная работа №1: «Выявление приспособлений у животных к среде обитания. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
|
|
|
|
| 4
| «Классификация жи-вотных. Основные систематические группы животных»
| Лабораторная работа №2: «Определение принадлежности животных к определенной систематической группе. Распознавание животных разных типов»
|
|
|
|
| 5
| «Влияние человека на животных»
|
|
|
|
|
| 6
| «Клетка»
|
|
|
|
|
| 7
| «Ткани»
| Лабораторная работа№3: «Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание»
|
|
|
|
| 8
| «Органы и системы органов»
| Лабораторная работа №4: «Распознавание органов и систем органов у животных»
|
|
|
| Простейшие.
| 1
| «Саркодовые»
|
|
|
|
|
| 2
| «Жгутиковые»
|
|
|
|
|
| 3
| «Инфузории»
|
|
|
|
|
| 4
| «Многообразие прос-тейших»
|
|
|
|
| Кишечно-полостные.
| 1
| «Пресноводная гидра»
|
|
|
|
|
| 2
| «Морские кишечно-полостные». Обобщение знаний по теме «Простейшие и Кишечнополостные»
|
|
|
|
|
| 3
| Контрольный урок по теме: «Простейшие и Кишечнополостные»
| тестирование
|
|
|
| Черви.
| 1
| Анализ проверочной работы.
«Плоские черви: белая планария»
|
|
|
|
|
| 2
| «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни»
|
|
|
|
|
| 3
| «Круглые черви»
|
|
|
|
|
| 4
| «Кольчатые черви: многощетинковые»
|
|
|
|
|
| 5
| «Кольчатые черви: малощетинковые». Обобщение знаний по теме «Черви».
|
|
|
|
|
| 6
| Контрольный урок по теме: «Черви»
| тестирование
|
|
|
| Моллюски.
| 1
| Анализ результатов проверочной работы. «Общая характерис-тика моллюсков»
|
|
|
|
|
| 2
| «Брюхоногие моллюски»
|
|
|
|
|
| 3
| «Двустворчатые мол-люски»
|
|
|
|
|
| 4
| «Головоногие моллюски»
|
|
|
|
| Членистоно-гие.
| 1
| «Ракообразные»
|
|
|
|
|
| 2
| «Паукообразные»
|
|
|
|
|
| 3
| «Насекомые: особенности строения и жизнедеятельности»
|
|
|
|
|
| 4
| «Типы развития насекомых»
|
|
|
|
|
| 5
| «Пчелы и муравьи» «Насекомые – вредители сада и огорода».
| Лабораторная работа №5: «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»
|
|
|
|
| 6
| Контрольный урок по теме: «Членистоногие».
| тестирование
|
|
|
|
| 7
| Обобщение знаний по теме «Членистоногие»
|
|
|
|
| Хордовые.
| 1
| «Общие признаки хордовых животных»
|
|
|
|
|
| 2
| «Рыбы: внешнее строение»
| Лабораторная работа №6: «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни»
|
|
|
|
| 3
| «Внутреннее строение рыб»
|
|
|
|
|
| 4
| «Особенности размножения рыб»
|
|
|
|
|
| 5
| «Основные система-тические группы рыб»
|
|
|
|
|
| 6
| «Промысловые рыбы, их рациональное ис-пользование и охрана»
|
|
|
|
|
| 7
| «Земноводные: места обитания и внешнее строение»
| Лабораторная работа №7: «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»
|
|
|
|
| 8
| «Внутреннее строение земноводных»
|
|
|
|
|
| 9
| «Годовой цикл жизни земноводных, их происхождение»
|
|
|
|
|
| 10
| «Многообразие зем-новодных»
|
|
|
|
|
| 11
| «Особенности внеш-него и внутреннего строения пресмыкающихся»
|
|
|
|
|
| 12
| «Многообразие прес-мыкающихся, их зна-чение». Обобщение знаний по теме «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся».
|
|
|
|
|
| 13
| Контрольный урок по теме: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся».
| тестирование
|
|
|
|
| 14
| Анализ результатов проверочной работы. «Среда обитания и внешнее строение птиц»
| Лабораторная работа №8: «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни»
|
|
|
|
| 15
| «Скелет и мускулатура птиц»
«Внутренние органы птиц»
|
|
|
|
|
| 16
| «Размножение и развитие птиц»
|
|
|
|
|
| 17
| «Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц.
Значение птиц и их охрана»
| Лабораторная работа №9: «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных»
|
|
|
|
| 18
| Контрольный урок по теме: «Птицы»
| тестирование
|
|
|
|
| 19
| Анализ результатов проверочной работы. Обобщение знаний по теме «Птицы».
|
|
|
|
|
| 20
| «Внешнее строение млекопитающих»
| Лабораторная работа №10: «Изучение внешнего строения млекопитающего»
|
|
|
|
| 21
| «Внутреннее строение млекопитающих»
| Лабораторная работа №11: «Изучение внутреннего строения млекопитающего»
|
|
|
|
| 22
| «Размножение и развитие млекопитающих»
|
|
|
|
|
| 23
| «Происхождение млекопитающих»
|
|
|
|
|
| 24
| «Многообразие млекопитающих»
|
|
|
|
|
| 25
| «Многообразие мле-копитающих (продолжение)»
|
|
|
|
|
| 26
| «Экологические группы млекопитающих».
|
|
|
|
|
| 27
| «Значение млекопитающих»
| Лабораторная работа №12: «Распознавание домашних животных»
|
|
|
|
| 28
| Обобщение знаний по теме «Млекопитающие».
| Лабораторная работа №13: «Наблюдение за поведением животных»
|
|
|
|
| 29
| Контрольный урок по теме: «Млекопитающие»
| тестирование
|
|
|
| Эволюция животного мира.
| 1
| Анализ проверочной работы. «Доказательства и причины эволюции животного мира»
|
|
|
|
|
| 2
| «Основные этапы развития животного мира на Земле»
|
|
|
|
|
| 3
| «Основные этапы развития животного мира на Земле»
|
|
|
|
|
| 4
| Зоология в терминах
|
|
|
|
|
| 5
| Повторение «Простейшие. Кишечнополостные.
Черви»
|
|
|
|
|
| 6
| Повторение «Членистоногие. Моллюски»
|
|
|
|
|
| 7
| Повторение «Хордовые»
|
|
|
|
|
| 1
| Резерв
|
|
|
|
|
| 2
| Резерв
|
|
|
|
|
| 70
|
| 6 с/р,
13 л/р
| Лист коррекции Тема и дата
| № урока в КТП
| Форма коррекции
( объединение тем, за счет резервного времени, уроков обобщения и т.д.)
| Причина коррекции
| Руководитель ШМО
| Урока, который требует коррекции
| Урока, который содержит коррекцию
| Утверждение
( № протокола, дата проведения заседания ШМО)
| Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|