|
Протокол №1 от «24» августа 2012 г. Руководитель методобъединения И. М. Мамеева-Шварцман «Согласовано» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла
Протокол № 1 от «24» августа 2012 г.
Руководитель методобъединения
____________ И.М. Мамеева-Шварцман
| «Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________ Л.Е. Лямцева «28» августа 2012 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Шеломовская СОШ» ___________________ Т.И. Гурова «31» августа 2012 г.
|
Рабочая программа по предмету
«Введение в геометрию»
для 5 класса
Составитель:
учитель математики и информатики
Ермоленко Сергей Александрович
|
2012-2013 учебный год
| Пояснительная записка Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии в 5-6 классах, с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Согласно базисному учебному плану общеобразовательной школы и рекомендации Министерства образования Российской Федерации выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект. Из компонента образовательного учреждения на ведение нового учебного предмета «введение в геометрию» (пропедевтический курс) выделен 1 час.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
-
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| итого
| Количество недель
| 9
| 7
| 10
| 8
| 34
| Количество часов в неделю
| 1
| 1
| 1
| 1
|
| Количество часов в четверть
| 9
| 7
| 10
| 8
| 34
|
Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”. Основные цели курса:
Задачи:
учить ясно и точно излагать свои мысли;
помочь приобрести опыт исследовательской работы;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
показать роль геометрических знаний в познании мира;
развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.
Планируемый уровень подготовки выпускников Учащиеся должны знать/понимать
роль геометрических знаний в познании мира
простейшие геометрические фигуры
симметрию и зеркальное отражение
Учащиеся должны уметь
разрезать и складывать фигуры
разгадывать простые геометрические головоломки
как измерить и вычислить длину, площадь и объём
различать параллельность и перпендикулярность
складывать простейшие фигуры - оригами
Основное содержание данного предмета не разделено на главы, поэтому оно не рассматривается отдельно, а представлено в календарно-тематическом планировании. Контрольных работ не запланировано. Учебно-методический комплект и дополнительная литература
Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.
Математика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (https://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе
К – комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала)
ПЗУ – применение знаний и умений
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
В столбце «Вид контроля» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
РК – работа по карточкам
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос
ИО – индивидуальный опрос
В столбце «Средства обучения»:
ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
ДМ – дидактический материал
НП – наглядные пособия
РМ – раздаточный материал
В столбце «Метод обучения»:
ИР – информационно-развивающий
ПП – проблемно-поисковый
ТР – творчески-репродуктивный
Р - репродуктивный
Календарно-тематическое планирование
-
I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков)
| № урока четв.
| № урока
| Дата
| пункт
| Содержание учебного материала
| Тип урока
| Вид контроля
| Средства обучения
| Метод обучения
| 1
| 1
|
| 1
| Первые шаги в геометрии
| К
| ФО
ВП
СП
| ЧИИ
НП
ДМ
РМ
| ИР
Р
| 2
| 2
|
| 2
| Пространство и размерность
| К
| 3
| 3
|
| 3
| Простейшие геометрические фигуры
| К
| 4
| 4
|
| 4
| Конструирование из Т
| К
| РК
| 5
| 5
|
| 5
| Куб и его свойства
| К
| ФО
| 6
| 6
|
| 6
| Задачи на разрезание и складывание фигур
| К
| РК
|
|
| 7
| 7
|
| 7
| Треугольник
| К
| УО
| ИР, ПП
| 8
| 8
|
| 8
| Правильные многогранники
| 9
| 9
|
| 9
| Геометрические головоломки
| К
| РК
|
| ПП
|
II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков)
| 1
| 10
|
| 10
| Измерение длины
| К
| ИО
| ЧИИ
НП
|
ИР, Р Р, ПП
| 2
| 11
|
| 11
| Измерение площади и объёма
| ФО
| 3
| 12
|
| 12
| Вычисление длины, площади и объёма
| К
| 4
| 13
|
| 13
| Окружность
| УО
| УО, ВП
| 5
| 14
|
| 14
| Геометрический тренинг
| К
| ИО
| РМ
ЧИИ, ДМ
| ПП, ТР
| 6
| 15
|
| 15
| Топологические опыты
| К
| ВП
| 7
| 16
|
| 16
| Задачи со спичками
| К
| ФО
|
III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков)
| 1
| 17
|
| 17
| Зашифрованная переписка
| К
| ФО
|
|
|
-
2
| 18
|
| 18
| Задачи, головоломки, игры
| К
| ФО
ВП
СП
| ЧИИ
НП
ДМ
РМ
| ИР
Р
| 3
| 19
|
| 19
| Фигурки из кубиков и их частей
| 4
| 20
|
| 20
| Параллельность и перпендикулярность
| К
| ФО
| ИР
| 5
| 21
|
| 21
| Параллелограммы
| К
| УО
| ИР
| 6
| 22
|
| 22
| Координаты, координаты, координаты
| ПЗУ
| РК
| ПП
| 7
| 23
|
| 23
| Оригами
|
| ФО
| ИР, Р
| 8
| 24
|
| 24
| Замечательные кривые
| К
| УО
ВП
| ЧИИ
НП
РМ
| ИР
ТР
| 9
| 25
|
| 25
| Кривые Дракона
|
-
10
| 26
|
| 26
| Лабиринты
| К
| ФО
| РМ
| ИР, ТР
|
IV четверть (8 недель по 1 уроку = 8 уроков)
| 1
| 27
|
| 27
| Геометрия клетчатой бумаги
| К
| ИО
| РМ
| ТР
| 2
| 28
|
| 28
| Зеркальное отражение
| ФО
| ЧИИ, НП
|
| 3
| 29
|
| 29
| Симметрия
| ПЗУ
|
|
|
| 4
| 30
|
| 30
| Бордюры
|
| РК
| ЧИИ, НП
| ИР, ТР
| 5
| 31
|
| 31
| Орнаменты
| К
| ФО
| ЧИИ
| ИР
ТР
| 6
| 32
|
| 32
| Симметрия помогает решать задачи
| УО
| 7
| 33
|
| 33
| Одно важное свойство окружности
|
| 8
| 34
|
| 34
| Задачи, головоломки, игры
| К
| ФО
| ЧИИ
| ИР, Р
| |
|
|