|
Рабочая программа
по учебному предмету
«Математика»
9 класс
базовый уровень
на 2013–2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы А.Г.Мордковича «Алгебра 7-9 классы»-М.Мнемозина, 2009 г, базовый уровень, 9 класс-102 ч и программы Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др. «Геометрия 7-9 классы» М. «Просвещение, 2009, базовый уровень, 9 класс-68 ч. Составитель: Бирих Елена Ивановна,
учитель математики высшей
квалификационной категории
с. Таловка 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа
Рабочая программа курса « Математика » для 9 класса разработана на основе Примерной программы по Математике, авторской программы А.Г. Мордковича и авторской программы Л.С. Атанасяна и методических рекомендаций авторов учебников. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Срок реализации программы 1 год. Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 175 часов, из расчета 5 часов в неделю. В Рабочую программу внесены изменения.
Рабочая программа выстроена в логике программы по ( Математике , А.Г. Мордковича и Л.С.Атанасяна ) и учебного пособия « Математика » для 9 класса под ред. А.Г. Мордковича и Л.С. Атанасяна. В соответствии с базисным учебным планом программа составлена на 175 часов. Программа полностью соответствует программе ( Математика, А.Г. Мордковича и Л.С. Атанасяна ).
В Рабочую программу внесены изменения. Рабочая программа выстроена в логике программы по «Алгебра7-9кл»под редакцией Мордковича для 9 класса и программы Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др. «Геометрия 7-9 классы» для 9 класса и учебного пособия «Алгебра9 кл» под ред. А.Г.Мордковича и учебного пособия «Геометрия 7-9кл» для 9 класса под ред. Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова . В соответствии с базисным учебным планом программа составлена на 175 часов. Курс математики 9 класса состоит из следующих предметов: «Алгебра», «Геометрия», 3 часа алгебры и 2 часа геометрии в неделю. В соответствии с этим составлено тематическое планирование. Программа по геометрии полностью совпадает с авторской. В авторскую программу по алгебре добавлено 5 часов из базисного учебного плана на темы: - Неравенства и системы неравенств 1 час, - Системы уравнений 1 час -Числовые функции 1 час , - Векторы 1 час - Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов 1 час Кроме тематических текущих контрольных работ, в конце полугодия возможно проведение контрольной работы.
Формы и методы обучения:
1. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
2. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в
проектной деятельности.
Технологии обучения: Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
модульное обучение.
Содержание обучения по алгебре:
1). Неравенства и системы неравенств (17 ч).
Решение рациональных неравенств методом интервалов. Решение систем рациональных неравенств.
Основная цель – сформировать умение решать неравенства и системы неравенств и научить использовать полученные навыки их решения при исследовании корней квадратных уравнений, содержащих параметр.
2). Системы уравнений (16 ч).
Уравнение с двумя переменными, его решение и график. Системы рациональных уравнений, основные методы их решения: графический, подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Понятие о равносильности систем уравнений. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи). Основная цель – научить учащихся решать системы уравнений с двумя переменными различными способами и использовать полученные навыки при решении задач.
3). Числовые функции (26 ч).
Определение функции, способы задания функции. Область определения, область значений функции. Свойства функций: монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке. Четные и нечетные функции, особенности их графиков. Наглядно-геометрические представления о непрерывности и выпуклости
Основная цель – выработать умение исследовать функции по заданному графику. При изучении материала данной главы функциональные представления учащихся существенно расширяются и углубляются.
4). Прогрессии (16 ч).
Определение числовой последовательности и способы ее задания: аналитический, словесный, рекуррентный. Монотонные последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии: определения, формулы л-го члена, формулы суммы п членов, характеристические свойства.
Основная цель – познакомить учащихся с понятиями арифметической и геометрической прогрессий.
5). Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. (12 ч).
Основная цель – сформировать умение воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимание вероятностного характера многих реальных зависимостей, научить производить простейшие вероятностные расчеты.
6). Итоговое повторение (18 ч).
Основная цель – подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Список умений, на овладение которых может быть направлена работа по повторению:
– выполнение преобразований целых и дробных выражений, действия над степенями с целыми показателями;
– выполнение преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
– нахождение значений буквенных выражений при заданных значениях букв;
– решение линейных и квадратных уравнений, простейших дробно-рациональных уравнений;
– решение систем двух уравнений первой степени и систем, в которых одно из уравнений – второй степени;
– решение задач методом уравнений;
– решение линейных неравенств и их систем, неравенств второй степени, применение свойств неравенств для оценки значений выражений;
– построение и чтение графиков линейной и квадратичной функций, прямой и обратной пропорциональностей;
– вычисление координат точек пересечения прямых, прямой и параболы, нахождение нулей функций, вычисление координат точек пересечения графиков с осями координат;
– интерпретация графиков реальных зависимостей. Содержание обучения по геометрии:
1.Векторы. Метод координат( 19ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов( 12ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
3.Длина окружности и площадь круга( 12 ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2*n-угольника, если дан правильный n-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
4.Движения( 8 ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
5.Начальные сведения из стереометрии. Об аксиомах планиметрии (10 ч)
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
6.Повторение. Решение задач.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир.
Контроль знаний и умений учащихся :
1. Контрольные работы по окончанию разделов
2. Самостоятельные работы по окончанию каждой темы.
3. Итоговые контрольные работы по алгебре и геометрии.
Используемый учебно-методический комплект:
«Алгебра и начала анализа » 9 класс, базовый уровень, Авторы: А.Г. Мордкович, Мнемозина 2009 год. Учебник и задачник.
« Геометрия » 7-9 классы, базовый уровень .Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. М: Просвещение, 2011 г.
Тематическое планирование курса 9 класса
Авторская программа
| Рабочая программа
| Название раздела, темы
| Кол час
| Название раздела, темы
| Кол час
| Алгебра
|
| Алгебра
|
| Неравенства и системы неравенств
| 16
| Неравенства и системы неравенств
| 17
| Системы уравнений
| 15
| Системы уравнений
| 16
| Числовые функции
| 25
| Числовые функции
| 26
| Прогрессии.
| 16
| Прогрессии.
| 16
| Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
| 12
| Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
| 12
| Повторение
| 18
| Повторение
| 18
| Геометрия
|
| Геометрия
|
| Векторы
| 8
| Векторы
| 9
| Метод координат
| 10
| Метод координат
| 10
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
| 11
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
| 12
| Длина окружности и площадь круга
| 12
| Длина окружности и площадь круга
| 12
| Движения.
| 8
| Движения.
| 8
| Начальные сведения из стереометрии. Об аксиомах
планиметрии
| 10
| Начальные сведения из стереометрии. Об аксиомах
планиметрии
| 10
| Повторение. Решение задач.
| 9
| Повторение. Решение задач
| 9
| ИТОГО
| 170
| ИТОГО
| 175
| |
|
|