Главная страница

Протокол № от 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр мкоу «Синелипяговская сош»



Скачать 451.14 Kb.
НазваниеПротокол № от 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр мкоу «Синелипяговская сош»
страница2/4
Дата05.04.2016
Размер451.14 Kb.
ТипПротокол
1   2   3   4

Рабочая программа

по математике

для 9 класса

среднего (полного) общего образования

(базовый уровень)

Составила Дедова Т.В

учитель математики и физики

МКОУ «Синелипяговская СОШ»

с. Синие Липяги - 2013-14

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике 2004 г;

  • Примерной программы основного общего образования по математике;

  • Авторской программы по алгебре к учебнику «Алгебра 9 класс», авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова;

  • Авторской программы к учебнику «Геометрия, 7-9 класс», авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

  • Учебного плана МКОУ «Синелипяговская СОШ»

Примерная программа основного общего образования по математике и авторская программа по алгебре и геометрии взяты из методического пособия «Программы общеобразовательных учреждений» АЛГЕБРА 7-9 классы, ГЕОМЕТРИЯ 7-9 классы, составитель: Бурмистрова Т.А Издательство «Просвещение», 2009.

Обучение математике в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Интеллектуальное развитие, продолжение формирований качеств личности, свойственных математической деятельности: ясности и точности мышления, критичности мышления, интуиции как свернутого сознания, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

  • Воспитание культуры личности, внимания как свернутого контроля, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями, о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

  1. Место предмета в учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. Математика изучается в 9 классе 5 ч в неделю, всего 175 ч.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

Знать/понимать

Существо понятия математического доказательства, приводить примеры доказательств.

Существо понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов.

Как используются математические формулы, уравнения и неравенства, примеры их применения для решения математических и практических задач.

Как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости, приводить примеры таких описаний

Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.

Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира, примеры статистических закономерностей и выводов.

Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия, примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

Смысл формализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при формализации.

Арифметика

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычислений с использованием различных приемов;

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Алгебра

Уметь

  • составлять формулу по условию задачи; осуществлять числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления в формулах, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через другую;

  • применять свойства арифметических корней для вычисления значений и преобразования числовых выражений, содержащих корни;

  • решать линейные, квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений, линейные и несложные нелинейные;

  • решать линейные и квадратные неравенства и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа на координатной прямой и точки с заданной координатой на координатной плоскости; изображать множество решений неравенства на координатной прямой;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значение функции по ее аргументу, значение аргумента по значению функции;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; находить нужные формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами

Геометрия

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин, в том числе тригонометрических функций; находить стороны, углы и площади треугольников, правильных многоугольников, некоторых четырехугольников, длины ломаных и дуг окружности; находить площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждения;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятность случайного события в простейших случаях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве в диалоге;

  • распознавания логически некорректных рассуждений;

  • записи математических утверждений, доказательств;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности;

  • решения учебных и практических задач, требующих системного перебора вариантов;

  • сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

  • понимания статистических утверждений.

  1. Содержание программы учебного курса.

  1. Свойства функций. Квадратичная функция

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Степенная функция.

Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции.

  1. Уравнения и неравенства с одной переменной

Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 или ах2 + bх + с<0, где а0.

  1. Уравнения и неравенства с двумя переменными

Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.

Цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и неравества с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

  1. Прогрессии

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

  1. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Цель: ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

  1. Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

  1. Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

  1. Об аксиомах геометрии

Беседа об аксиомах геометрии.

Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

  1. Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Цель: дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

  1. Повторение. Решение задач

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры и геометрии 7-9 классов.

Перечень контрольных работ.

  1. Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства».

  2. Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная и степенная функции».

  3. Контрольная работа № 3 по теме «Векторы. Метод координат».

  4. Контрольная работа № 4 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной».

  5. Контрольная работа № 5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

  6. Контрольная работа № 6 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»

  7. Контрольная работа № 7 по теме «Длина окружности и площадь круга».

  8. Контрольная работа № 8 по теме «Арифметическая прогрессия».

  9. Контрольная работа № 9 по теме «Геометрическая прогрессия».

  10. Контрольная работа № 10 по теме «Движения».

  11. Контрольная работа № 11 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».

  12. Итоговая контрольная работа.



  1. Календарно тематическое планирование.

урока

Тема урока

Вид контроля

Тип урока

Дата проведения занятия

план

факт

Глава 1 Квадратичная функция 22часа

1

Функция. Область определения и область значений функции.




ИНМ







2

Функция. Область определения и область значений функции.




ЗИМ







3

Свойства функций.




ИНМ







4

Свойства функций.




ЗИМ







5

Свойства функций.

Самостоятельная работа по теме «Функции и их свойства»

ОСЗУ







6

Квадратный трёхчлен и его корни.




ИНМ







7

Квадратный трёхчлен и его корни.

Математический диктант

ЗИМ







8

Разложение квадратного трёхчлена на множители.




ИНМ







9

Разложение квадратного трёхчлена на множители.




ЗИМ







10

Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства».

Контрольная работа

КЗ







11

Функция y=аx2, её график и свойства.




ИНМ







12

Функция y=аx2, её график и свойства.




ЗИМ







13

Графики функций y=аx2+ n u y= a(x-m)2

Математический диктант

ИНМ







14

Графики функций y=аx2+ n u y= a(x-m)2




ЗИМ







15

Графики функций y=аx2+ n u y= a(x-m)2

Самостоятельная работа

ОСЗУ







16

Построение графика квадратичной функции.




К







17

Построение графика квадратичной функции.




К







18

Построение графика квадратичной функции.

Практическая работа.

ОСЗУ







19

Функция y=xn




ИНМ







20

Корень n-й степени.




ИНМ







21

Корень n-й степени.

Самостоятельная работа

ЗИМ







22

Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная и степенная функции».

Контрольная работа

КЗ







Векторы 8часов

23

Понятие вектора. Равенство векторов




К







24

Откладывание вектора от данной точки.




К







25

Сумма двух векторов.




К







26

Законы сложения векторов. Правило параллелограмма




К







27

Вычитание векторов.

Практическая работа по теме «Сложение и вычитание векторов».

ОСЗУ







28

Произведение вектора на число.




К







29

Применение векторов к решению задач.




ОСЗУ







30

Средняя линия трапеции

Практическая работа по теме «Умножение вектора на число».

К







Метод координат 10часов

31

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.




К







32

Координаты вектора.




К







33

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.




К







34

Простейшие задачи в координатах.

Математический диктант.

К







35

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.




К







36

Уравнение прямой.




К







37

Уравнения окружности и прямой.

Самостоятельная работа.

К







38

Решение задач.




ОСЗУ







39

Решение задач.




ОСЗУ







40

Контрольная работа № 3 по теме «Векторы. Метод координат».

Контрольная работа

КЗ







Уравнения и неравенства с одной переменной 14часов

41

Целое уравнение и его корни.




ИНМ







42

Целое уравнение и его корни.




ЗИМ







43

Целое уравнение и его корни.

Самостоятельная работа.

К







44

Дробные рациональные уравнения.




ИНМ







45

Дробные рациональные уравнения.




К







46

Дробные рациональные уравнения.




К







47

Дробные рациональные уравнения.




К







48

Дробные рациональные уравнения.

Самостоятельная работа.

ОСЗУ







49

Решение неравенств второй степени с одной переменной.




ИНМ







50

Решение неравенств второй степени с одной переменной.




ЗИМ







51

Решение неравенств методом интервалов.




ИНМ







52

Решение неравенств методом интервалов.




ЗИМ







53

Решение неравенств методом интервалов.

Самостоятельная работа.

ОСЗУ







54

Контрольная работа № 4 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной».

Контрольная работа

КЗ







Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов 11часов

55

Синус, косинус, тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.




ИНМ







56

Формулы для вычисления координат точки.




К







57

Синус, косинус и тангенс. Решение задач.

Самостоятельная работа

К







58

Теорема о площади треугольника.




ИНМ







59

Теоремы синусов и косинусов.




ИНМ







60

Решение треугольников.




К







61

Решение треугольников. Измерительные работы.




К







62

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.




ИНМ







63

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

Самостоятельная работа

К







64

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач.




К







65

Контрольная работа № 5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

Контрольная работа

КЗ







Уравнения и неравенства с двумя переменными 17часов

66

Уравнение с двумя переменными и его график.




ИНМ






1   2   3   4