|
Протокол № от 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр мбоу «Боцинская сош»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________/_____________/
ФИО
Протокол № ___ от
«____»____________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Боцинская СОШ»
________ / ___________________/
ФИО
«____»____________2013 г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ «Боцинская СОШ» _________ /____________________/
ФИО
«____»____________2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
_____________________________________________________
Ф.И.О., категория
по ____________________________________________________
предмет, класс ______________________________________________________
школа
2013– 2014 учебный год
Пояснительная записка. Образовательная учебная программа по предмету составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по математике.
Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ – 5. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения. Изучение учебного материала по геометрии в 8 классе строится по следующим разделам: «Четырехугольники», «Площади фигур», «Подобные треугольники», «Окружность».
Формой промежуточной и итоговой аттестации являются:
контрольная работа;
самостоятельная работа;
диктант; тест.
Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
-развитие:
логического мышления;
творческой активности учащихся;
интереса к предмету; логического мышления;
активизация поисково-познавательной деятельности;
развитие математической культуры;
формирование и закрепление понятий доказательства.
-воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
-подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Задачи курса:
систематическое изучение свойств многоугольников;
формирование умения применять полученные значения для решения практических задач, проводить доказательства;
формирование умения логически обосновывать выводы.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения курса геометрии 8 класса ученик должен уметь:
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
выполнять чертежи по условиям задач;
изображать геометрические фигуры; осуществлять преобразования фигур;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычислений площадей фигур при решении практических задач.
Требования к ЗУН представлены и в тематическом плане по каждой теме. Основное содержание (70 часов) Содержание курса геометрии 8 класса включает следующие тематические блоки:
№
| Тема
| Количество часов
| Контрольных работ
| 1
| Четырехугольники
| 14
| 1
| 2
| Площади фигур
| 16
| 1
| 3
| Подобные треугольники
| 20
| 2
| 4
| Окружность
| 17
| 1
| 5
| Повторение
| 3
| -
|
1.Четырехугольники (14 ч) Понятие четырехугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм, его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии. 2.Площади фигур (16 ч) Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. 3.Подобные треугольники (20 ч) Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. 4.Окружность (17 ч) Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. 5. Повторение (3 ч) Решение задач. УМК
Пособия для учащихся 1.Геометрия, 7-9.Л. С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др.
М.: Просвещение, 2010.
2. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл.
-М.: Просвещение, 2007 Пособия для учителя 1.Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл.
-М.: Просвещение, 2008
2. Изучение геометрии в 7-9 классах, методические рекомендации к учеб.: Книга для учителя /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, - М.: Просвещение, 2003.
3. Поурочные разработки по учебнику Атанасяна Л.С., Н.Ф.Гаврилова.
Москва «Вако» 2008.
4.Журнал «Математика в школе». Дополнительная литература 1.Е.Ю.Иванова, Д.А.Калинин. Планиметрия (методические разработки для учащихся заочного отделения малого ММФ МГУ им. М.В. Ломоносова, 7-9 кл.), 2008.
Учебно-тематическое планирование.
№
урока
| Раздел
программмы
| Тема урока
| Формы занятий
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Формы
контроля
| 1
| Четырехугольники
( 14 ч)
| Многоугольники
|
| Знать: определение многоугольника, формулу суммы улов выпуклого многоугольника.
Уметь: распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, используя определение
|
УО
| 2
| Четырехугольник
| Практика
| Знать: формулу суммы углов многоугольника.
Уметь: применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника при нахождении элементов многоугольника.
| СР
| 3
| Параллелограмм
| Теория,
практика
| Знать: определение параллелограмма и его свойства.
Уметь: распознавать на чертежах среди четырехугольников
| Индивидуальные карточки
| 4
| Признаки параллелограмма
| Теория, практика
| Знать: определение параллелограмма; формулировки свойств и признаков параллелограмма.
Уметь: доказывать что данный четырехугольник является параллелограммом
| Фронтальный опрос
| 5
| Решение задач по теме: «Параллелограмм»
| Практика
| Знать: определение параллелограмма; формулировки свойств и признаков параллелограмма
| СР
| 6
|
| Трапеция
| Теория, практика
| Знать: определение трапеции, свойства равнобедренной трапеции.
Уметь: распознавать трапецию, 6ее элементы, виды на чертежах, находить углы и стороны равнобедренной трапеции, используя ее свойства
| Устный опрос.
Практическая работа на компьютере
| 7
| Теорема Фалеса
| Теория, практика
| Знать: формулировку теоремы Фалеса и основные этапы ее доказательства.
Уметь: применять терему в процессе решения задач
| Решение задач по готовым чертежам
| 8
| Задачи на построение
| Теория, практика
| Знать: основные типы задач на построение.
Уметь: делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки
| СР
| 9
| Прямоугольник
| Теория, практик
| Знать: определение прямоугольника, формулировки свойств и признаков.
Уметь: распознавать на чертежах, находить стороны, используя свойства углов и диагоналей
|
УО
| 10
| Ромб. Квадрат.
| Теория, практика
| Знать: определение ромба, квадрата как частных видов параллелограмма.
Уметь: распознавать и изображать ромб, квадрат, находить стороны и углы, используя свойства
| СР с самопроверкой.
| 11
|
| Осевая и центральная симметрия
| Теория, практика
| Знать: определение симметричных точек и фигур относительно прямой и точки.
Уметь: строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией
| ФР
Практич.
раб. на компьют.
| 12
| Решение задач
| Практика
| Знать: определение параллелограмма; ромба, квадрата, формулировки свойств и признаков.
Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, применять признаки при решении задач
| СР
| 13
| Решение задач
| Практика
| Знать: определение параллелограмма; ромба, квадрата, формулировки свойств и признаков.
Уметь: находить стороны квадрата, если известны части сторон, используя свойства прямоугольного треугольника.
| Теорети-ческая.
СР
| 14
| Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники»
| Проверка знаний, умений
| Уметь: находить в прямоугольнике угол между диагоналями, используя свойство диагоналей, углы в прямо-угольной или равно-бедренной трапеции, используя свойства трапеции, стороны параллелограмма
|
КР
| 15
|
| Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника.
| Теория, практика
| Знать: представление о способе измерения площади многоугольника, свойства площадей.
Уметь: вычислять площадь квадрата.
| ФО
| 16
| Площадь прямоугольника
| Теория, практика
| Знать: основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника.
Уметь: использовать формулу при нахождении площадей
| Проверка домашне-го зада -ния.
Индиви-дуальные
| 17
| Площадь параллелограмма
| Теория, практика
| Знать: формулу для вычисления площади параллелограмма.
Уметь: использовать формулу при нахождении площадей
|
УО
| 18
| Площадь параллелограмма
| Практика
| Уметь: выводить эту формулу и использовать ее при решении задач
| СР
| 19
| Площадь треугольника
| Теория, практика
| Знать: формулу для вычисления площади треугольника.
Уметь: доказывать теорему о площади треугольника, использовать формулу при нахождении площадей.
|
УО
| 20
| Площадь треугольника
| Теория, практик
| Знать: теорему об отношении площадей, имеющих по равному углу.
Уметь: док. теорему и использовать ее при решении задач.
|
СР с взаи-мопро-
веркой
| 21
| Площадь трапеции
| Теория, практик
| Знать: формулировку теоремы о площади трапеции и этапы ее доказательства.
Уметь: находить площадь трапеции, используя формулу.
|
УО
| 22
| Площадь (16 ч)
| Площадь трапеции
| Практика
|
СР
| 23
| Решение задач по теме: «Площадь»
| Практика
| Знать и уметь: применять формулы площадей при решении задач
| Проверка задач самостоя-тельного решения
| 24
| Решение задач по теме: «Площадь»
| Практика
| Уметь: решать задачи на вычисление площадей
| СР, ПР на комп.
| 25
| Теорема Пифагора
| Теория, практика
| Знать: формулировку теоремы Пифагора, основные этапы ее доказательства.
Уметь: находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора
|
ФО
| 26
|
| Теорема, обратная теореме Пифагора
| Теория, практика
| Знать: формулировку теоремы, обратной теореме Пифагора.
Уметь: доказывать теорему, обратную теореме Пифагора, применять ее при решении задач
|
Индиви-дуальный опрос
| 27
| Решение задач
| Практика
| Знать: формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы.
Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора
| СР
| 28
| Решение задач
| Практика
| Текущий
| 29
| Решение задач
| Практика
| Индивид.карточки.
ПР на комп.
| 30
| Контрольная работа
№ 2 по теме: «Площадь»
| Проверка знаний, умений
| Уметь: находить площадь треугольника по известной стороне и высоте, проведенной к ней; находить элементы прямоугольного треугольника, используя теорему Пифагора. Находить площадь и периметр ромба по его диагонали
|
КР
| 31
| Подобные треугольники (20 ч)
| Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников
| Теория, практика
| Знать: определение пропорциональных отрезков и подобных треугольников, свойство биссектрисы треугольника
Уметь: находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы о делении противоположной стороны
|
УО
| 32
| Отношение площадей подобных фигур
| Теория, практик
| Знать: формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников.
Уметь: находить отношения площадей, составлять уравнения, исходя из условия задачи
|
СР
| 33
| Первый признак подобия треугольников
| Теория, практик
| Знать: формулировку первого признака подобия треугольников; основные этапы его доказательства.
Уметь: доказывать и применять при решении задач первый признак подобия треугольников
|
ФО
| 34
| Первый признак подобия треугольников
| Практика
|
УО
| 35
| Второй и третий признаки подобия треугольников
| Теория, практика
| Знать: формулировку второго и третьего признаков подобия треугольников.
Уметь: доказывать и применять при решении задач второй и третий признаки треугольников
| Индиви-дуальные карточки
| 36
| Второй и третий признаки подобия треугольников
| Практика
| СР
| 37
| Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»
| Практика
| Уметь: доказывать подобия треугольников и находить элементы треугольника, используя признаки подобия
| Индиви-дуальные карточки
| 38
| Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников»
| Проверка знаний, умений
| Уметь: находить стороны, углы, отношение периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия.
| КР
| 39
| Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника
| Теория, практика
| Знать: формулировку теоремы о средней линии треугольника.
Уметь: проводить доказательство теоремы о средней линии треугольника, находить среднюю линию треугольника
|
УО
| 40
| Свойство медиан треугольника
| Теория, практика
| Знать: формулировку свойства медиан треугольника.
Уметь: находить элементы треугольника, используя свойство медианы
|
СР
| 41
| Пропорциональные отрезках
| Теория, практика
| Знать: понятие среднего пропорционального, свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла
Уметь: находить элементы прямоугольного треугольника, используя свойство высоты
|
Индиви-дуальные карточки
| 42
|
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
| Теория, практика
| Знать: теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике.
Уметь: использовать теоремы при решении задач
| ФО
| 43
| Измерительные работы на местности
| Практика
| Знать: как находить расстояние до недоступной точки.
Уметь: использовать подобие треугольников в измерительных работах на местности, описывать реальные ситуации на языке геометрии
|
СР
| 44
| Задачи на построение
| Теория, практика
| Знать: этапы построений.
Уметь: строить биссектрису, высоту, медиану треугольника; угол, равный данному; прямую, параллельную данной
|
УО
| 45
| Задачи на построение методом подобия.
| Практика
| Знать: метод подобия.
Уметь: применять метод подобия при решении задач на построение
| Текущий
опрос
|
46
|
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника
|
Теория, практика
|
Знать: понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождество.
Уметь: находить значения остальных из тригонометрическое функций по значению одной
|
ФО
Индивид.
карточ.
| 47
| Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º
| Теория, практика
| Знать: значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30º , 45º ,60º
Уметь: определять значения синуса, косинуса, тангенса по заданному значению углов
| УО
| 48
|
| Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника
| Теория, практика
| Знать: соотношения между сторонами и углами прямо-угольного треугольника.
Уметь: решать прямоугольные треугольники, используя определение синуса, косинуса и тангенса
|
СР
| 49
| Решение задач
| Практика
| Знать и уметь: применять теорию подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямо-угольного треугольника.
Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, решать геометрические задачи с использованием тригонометрии
|
Проверка задач самостоя-тельного решения
| 50
| Контрольная работа
№ 4 по теме: «Применение подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
| Проверка знаний, умений
| Уметь: находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
|
КР
| 51
| Окружность (17 ч) .
| Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности
| Теория, практика
| Знать: возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности.
Уметь: определять взаимное расположение прямой и окружности, выполнять чертеж по условию задачи
|
ФО
| 52
| Касательная к окружности
| Теория, практика
| Знать: понятие касательной, точек касания, свойство касательной и ее признак.
Уметь: доказывать теорему о свойстве касательной и ей обратную, проводить касательную к окружности
|
Теорети-ческий опрос
| 53
| Решение задач
| Практика
| Знать: взаимное расположение прямой и окружности; формулировку свойства касательной о ее перпендикулярности к радиусу; формулировку свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки.
|
СР
| 54
| Центральный угол
| Теория, практика
| Знать: какой угол называется центральным, как определяется градусная мера дуги окружности.
Уметь: решать простейшие задачи на вычисление градусной меры дуги окружности
|
УО
| 55
| Теоремы о вписанном угле
| Теория, практика
| Знать: какой угол называется вписанным теорему о вписанном угле, следствия из нее.
Уметь: распознавать на чертежах вписанные углы, находить величину вписанного угла
|
Работа в парах.
ПР на комп.
| 56
| Теорема об отрезках пересекающихся хорд.
| Теория, практика
| Знать: теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд.
Уметь: решать задачи с использованием теоремы
| Текущий опрос
| 57
|
| Решение задач
| Практика
| Знать: формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд.
Уметь: находить величину центрального и вписанного угла
|
СР
| 58
| Свойство биссектрисы угла.
| Теория, практика
| Знать: формулировку теоремы о свойстве равноудаленности каждой точки биссектрисы угла и этапы ее доказательства
| ФО
| 59
| Серединный перпендикуляр
| Теория, практика
| Знать: понятие серединного перпендикуляра, формулировку теоремы о серединном перпендикуляре.
Уметь: доказывать и применять теорему для решения задач на нахождение элементов треугольника
| Теоретический опрос
| 60
| Теорема о точке пересечения высот треугольника.
| Теория, практик
| Знать: четыре замечательные точки треугольника, формулировку теоремы и пересечении высот треугольника.
Уметь: находить элементы треугольника
| СР
| 61
| Вписанная окружность.
| Теория, практика
| Знать: какая окружность называется вписанной в многоугольник, теорему об окружности, вписанной в треугольник..
Уметь: распознавать на чертежах вписанные окружности, находить элементы треугольника, используя свойства вписанной окружности
| Индиви-дуальный теорети-ческий опрос
| 62
|
| Свойство описанного четырехугольника
| Теория, практика
| Знать: теорему о свойстве описанного четырехугольника и этапы ее доказательства.
Уметь: применять свойство описанного четырехугольника при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи
|
УО
| 63
| Описанная окружность
| Практика
| Знать: какая окружность называется описанной около многоугольника, теорему об окружности, описанной около треугольника.
Уметь: проводить доказательство теоремы и применять ее при решении задач, различать на чертежах описанные окружности.
|
УО
| 64
| Свойство вписанного четырехугольника
| Теория, практика
| Знать: формулировку теоремы о вписанном четырехугольнике.
Уметь: выполнять чертеж по условию задачи, решать задачи, опираясь на указанное свойство.
| МД
| 65
| Вписанная
окружность
| Теория, практика
| Знать: формулировки определений и свойств.
Уметь: решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства
| ФО
| 66
| Решение задач по теме: «Окружность»
| Практика
| Проверка задач самост. Решения
| 67
| Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»
| Проверка знаний, умений
| Уметь: находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд
|
КР
| 68
| Анализ контрольной работы.
Повторение темы «Четырехугольник»
| Теория, практика
| Знать: формулировки определений, свойств, признаков: параллелограмма, ромба, трапеции.
Уметь: находить элементы четырехугольников, опираясь на изученные свойства, выполнять чертеж по условию задачи; вычислять площадь четырехугольника.
|
УО
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Дата
| 1
| Многоугольники
|
| 2
| Четырехугольник
|
| 3
| Параллелограмм
|
| 4
| Признаки параллелограмма
|
| 5
| Решение задач по теме: «Параллелограмм»
|
| 6
| Трапеция
|
| 7
| Теорема Фалеса
|
| 8
| Задачи на построение
|
| 9
| Прямоугольник
|
| 10
| Ромб. Квадрат.
|
| 11
| Осевая и центральная симметрия
|
| 12
| Решение задач
|
| 13
| Решение задач
|
| 14
| Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники»
|
| 15
| Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника.
|
| 16
| Площадь прямоугольника
|
| 17
| Площадь параллелограмма
|
| 18
| Площадь параллелограмма
|
| 19
| Площадь треугольника
|
| 20
| Площадь треугольника
|
| 21
| Площадь трапеции
|
| 22
| Площадь трапеции
|
| 23
| Решение задач на тему: «Площадь»
|
| 24
| Решение задач по теме: «Площадь»
|
| 25
| Теорема Пифагора
|
| 26
| Теорема, обратная теореме Пифагора
|
| 27
| Решение задач
|
| 28
| Решение задач
|
| 29
| Решение задач
|
| 30
| Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь»
|
| 31
| Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников
|
| 32
| Отношение площадей подобных фигур
|
| 33
| Первый признак подобия треугольников
|
| 34
| Первый признак подобия треугольников
|
| 35
| Второй и третий признаки подобия треугольников
|
| 36
| Второй и третий признаки подобия треугольников
|
| 37
| Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»
|
| 38
| Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников»
|
| 39
| Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника
|
| 40
| Свойство медиан треугольника
|
| 41
| Пропорциональные отрезках
|
| 42
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
|
| 43
| Измерительные работы на местности
|
| 44
| Задачи на построение
|
| 45
| Задачи на построение методом подобия.
|
| 46
| Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника
|
| 47
| Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º, 60º
|
| 48
| Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника
|
| 49
| Решение задач
|
| 50
| Контрольная работа № 4 по теме: «Применение подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
|
| 51
| Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности
|
| 52
| Касательная к окружности
|
| 53
| Решение задач
|
| 54
| Центральный угол
|
| 55
| Теоремы о вписанном угле
|
| 56
| Теорема об отрезках пересекающихся хорд.
|
| 57
| Решение задач
|
| 58
| Свойство биссектрисы угла.
|
| 59
| Серединный перпендикуляр
|
| 60
| Теорема о точке пересечения высот треугольника.
|
| 61
| Вписанная окружность.
|
| 62
| Свойство описанного четырехугольника
|
| 63
| Описанная окружность
|
| 64
| Свойство вписанного четырехугольника
|
| 65
| Вписанная окружность
|
| 66
| Решение задач по теме «Окружность»
|
| 67
| Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»
|
| 68
| Анализ контрольной работы.
Повторение
|
| 69
| Повторение
|
| 70
| Повторение
|
|
График контрольных работ
№
| Тема контрольный работы
| Дата
| 1
| Контрольная работа №1
по теме: «Четырехугольники»
|
| 2
| Контрольная работа № 2
по теме: «Площадь»
|
| 3
| Контрольная работа №3
по теме: «Признаки подобия треугольников»
|
| 4
| Контрольная работа № 4
по теме: «Применение подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
|
| 5
| Контрольная работа №5
по теме: «Окружность»
|
| |
|
|