Главная страница

Протокол № от 2012 г. «Проверено» Заместитель директора по увр



НазваниеПротокол № от 2012 г. «Проверено» Заместитель директора по увр
страница3/6
Дата27.02.2016
Размер0.8 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6
Глава 5. Четырехугольники (14 часов, из них 1 контрольная работа)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Глава 6. Площадь (14 часов, из них 1 контрольная работа)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Глава 7. Подобные треугольники (19 часов, из них 2 контрольных работы)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Глава 8. Окружность (17 часов, из них 1 контрольная работа)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Повторение. Решение задач. (4 часа)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.





8 КЛАСС

68




68




1

Глава V. Четырёхугольники.

14




14




2

Глава VI . Площадь.

14




14




3

Глава VII. Подобные треугольники.

19




19




4

Глава VIII. Окружность.

17




17




5


Повторение.


4




4






ТАБЛИЦА

тематического распределения количества часов геометрии в 8 классе




п/п



Разделы ,темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа по классам

7кл.

8 кл.

9 кл.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по геометрии в 8 классе


Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол- во

часов

Дата

урока

Домашнее

задание




ГЛАВА V. Четырёхугольники

14







1

Многоугольники.

1




Прочитать п.39-41,решить №364, №365(б,в)

2

Многоугольники.

1




Повторить п.39-41,решить №369, №367

3

Параллелограмм и трапеция.

1




Прочитать п.42,решить №372(в), №376(в,д)

4

Параллелограмм и трапеция.

1




Прочитать п.42-43,решить №375, №377

5

Параллелограмм и трапеция.

1




Повторить п.42-43,решить №383

6

Параллелограмм и трапеция.

1




Прочитать п.44,решить №387,№389(б),№390

7

Параллелограмм и трапеция.

1




Повторить п.44,решить №392(а,б),№438

8

Параллелограмм и трапеция.

1




Повторить п.42-44,решить №393,№396,№397(а),№398

9

Прямоугольник, ромб, квадрат.

1




Прочитать п.45,решить №401(а),№403,№413(а)

10

Прямоугольник, ромб, квадрат.

1




Прочитать п.46,решить №406, №414, №415

11

Прямоугольник, ромб, квадрат.

1




Прочитать п.47,решить №421, №423

12

Прямоугольник, ромб, квадрат.

1




Повторить п.45-47,решить №410, №426

Ответить на вопросы, стр.114-115. Подготовиться к зачету.

13

Решение задач. С.р.

1




Подготовиться к контр.работе, решить №412

14

Контрольная работа №1. по теме: «Четырёхугольники».

1




Повторить п.42-47, решить №428




ГЛАВА VI. Площадь.

14







1

Площадь многоугольника.

1




Прочитать п.48-49, решить №445, №447, №449(а,б)

2

Площадь многоугольника.

1




Прочитать п.50, решить №452(а,г), №455, №457

3

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

1




Прочитать п.51, решить №459(б,г), №460, №464(б)

4

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

1




Прочитать п.52, решить №468(а,в), №470, №472

5

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

1




Прочитать п.52, решить №472, №475, №479(а)

6

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

1




Прочитать п.53, решить №480(б), №518(а)

7

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

1




Повторить п.50-53, решить №462, №481

8

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.

1




Повторить п.50-53, решить №494, №495(б)

9

Теорема Пифагора.

1




Прочитать п.54, решить №483-№484(а,б,в)

10

Теорема Пифагора.

1




Прочитать п.54, решить №483(г),№486(в)

11

Теорема Пифагора.

1




Повторить п.54, решить №486(а), №495(а),№498

12

Решение задач.

1




Повторить п.54, решить №494, №495(б)

13

Решение задач.

1




Повторить п.54-55, №495(в)

14

Контрольная работа №2 по теме:

«Площади».

1




Повторить п.54-55, ответить на вопросы главы VI




ГЛАВА VII. Подобные треугольники.

19







1

Определение подобных треугольников.

1




Прочитать п.56-57,выуч.опред.,№533,№534,№536

2

Определение подобных треугольников.

1




Повторить п.56-57,выуч.опред.,№542,№545

3

Признаки подобия треугольников.

1




Прочитать п.59-60, №551(а),№552(б),№553

4

Признаки подобия треугольников.

1




Повторить п.59-60,№555,№557(а,б)

5

Признаки подобия треугольников.

1




Прочитать п.59-60, №556,№557(б)

6

Признаки подобия треугольников.

1




Прочитать п.61, №560(б)

7

Признаки подобия треугольников.

1




Повторить п.59-61,№563

8

Контрольная работа №3 по теме:

«Признаки подобия треугольников».

1




Повторить п.56-61,№604,№606, вопросы к 7 главе

9

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

1




Прочитать п.62, решить №564,№566

10

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

1




Прочитать п.63, решить №572(б-в),№573

11

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

1




Повторить п.63, решить №575,№577

12

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

1




Прочитать п.64-65, решить №580,№581

13

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

1




Прочитать п.64-65, решить №585,№583

14

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

1




Повторить п.62-65, решить №587

15

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

1




Повторить п.62-65, решить №589

16

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

1




Прочитать п.66-67, решить №591-593(б,в)

17

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

1




Повторить п.66-67, решить №594-595(а)

18

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

1




Повторить п.66-67, решить №596,№600

19

Контрольная работа №4 по теме:

«Подобные треугольники».

1




Повторить п.62-67, решить №602,№614




ГЛАВА VIII. ОКРУЖНОСТЬ.

17







1

Касательная к окружности.

1




Прочитать п.68, решить №631,№633

2

Касательная к окружности.

1




Прочитать п.68-69, решить №635,№638

3

Касательная к окружности.

1




Повторить п.68-69, решить №641-643

4

Центральные и вписанные углы.

1




Прочитать п.70-71, решить №649-650(б,в)

5

Центральные и вписанные углы.

1




Прочитать п.70-71, решить №652,№653(б,в),№654

6

Центральные и вписанные углы.

1







7

Центральные и вписанные углы.

1







8

Четыре замечательные точки треугольника.

1







9

Четыре замечательные точки треугольника.

1







10

Четыре замечательные точки треугольника.

1







11

Вписанная и описанная окружности.

1







12

Вписанная и описанная окружности.

1







13

Вписанная и описанная окружности.

1







14

Вписанная и описанная окружности.

1







15

Решение задач.

1







16

Решение задач. С.р.

1







17

Контрольная работа №5 по теме:

«Окружность».

1










ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

4







1

Повторение. Четырёхугольники. Решение задач.

1







2

Повторение. Площадь. Решение задач.

1







3

Повторение. Подобные треугольники. Решение задач.

1







4

Повторение. Окружность. Решение задач.

1











ИТОГО:


68 часов







Требования к уровню подготовки обучающихся

В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Учебно-методическое обеспечение:
1.Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса.
2. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер Дидактические материалы. Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков Тематические тесты .
3. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина / Изучение геометрии в 7 - 9 классах. Методическое пособие для учителя.

4.Н.Ф.Гаврилова. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс – М.:ВАКО, 2012.




К/р по теме:

Дата к/р

1.

Контрольная работа №1. по теме: «Четырёхугольники».




2

Контрольная работа №2 по теме:«Площади».




3

Контрольная работа №3 по теме:«Признаки подобия треугольников».




4

Контрольная работа №4 по теме:«Подобные треугольники».




5

Контрольная работа №5 по теме: «Окружность».





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

Ступень обучения (класс)- основное общее образование,7- 9 классы

Количество часов- в 9 классе- -2 часа в неделю, всего- 68 часов (34 недели)

Уровень - базовый

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

1 Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений (составитель :Т.А. Бурмистрова) «Геометрия,7-9классы», автор Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., издательство М:»Просвещение»,2009г.

2.  Стандарт основного общего образования по математике. Сборник нормативных документов по математике. М.Дрофа, 2008.

Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

  • целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса , повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,

  • примерной программы по математике основного общего образования,

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

  • тематического планирования учебного материала,

  • базисного учебного плана.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится 68 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 4 ч для проведения контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 9 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. элементы проблемного обучения

  4. технологии уровневой дифференциации

  5. ИКТ

Виды и формы контроля: входной контроль, промежуточный контроль; тестирование; контрольные работы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

геометрии в 9-м классе
1   2   3   4   5   6