Глава 5. Четырехугольники (14 часов, из них 1 контрольная работа)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава 6. Площадь (14 часов, из них 1 контрольная работа)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники (19 часов, из них 2 контрольных работы)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (17 часов, из них 1 контрольная работа)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение. Решение задач. (4 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
| 8 КЛАСС
| 68
|
| 68
|
| 1
| Глава V. Четырёхугольники.
| 14
|
| 14
|
| 2
| Глава VI . Площадь.
| 14
|
| 14
|
| 3
| Глава VII. Подобные треугольники.
| 19
|
| 19
|
| 4
| Глава VIII. Окружность.
| 17
|
| 17
|
| 5
| Повторение.
| 4
|
| 4
|
|
ТАБЛИЦА
тематического распределения количества часов геометрии в 8 классе
-
№
п/п
|
Разделы ,темы
| Количество часов
| Примерная или авторская программа
| Рабочая программа по классам
| 7кл.
| 8 кл.
| 9 кл.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по геометрии в 8 классе
Номер
урока
| Содержание
(разделы, темы)
| Кол- во
часов
| Дата
урока
| Домашнее
задание
|
| ГЛАВА V. Четырёхугольники
| 14
|
|
| 1
| Многоугольники.
| 1
|
| Прочитать п.39-41,решить №364, №365(б,в)
| 2
| Многоугольники.
| 1
|
| Повторить п.39-41,решить №369, №367
| 3
| Параллелограмм и трапеция.
| 1
|
| Прочитать п.42,решить №372(в), №376(в,д)
| 4
| Параллелограмм и трапеция.
| 1
|
| Прочитать п.42-43,решить №375, №377
| 5
| Параллелограмм и трапеция.
| 1
|
| Повторить п.42-43,решить №383
| 6
| Параллелограмм и трапеция.
| 1
|
| Прочитать п.44,решить №387,№389(б),№390
| 7
| Параллелограмм и трапеция.
| 1
|
| Повторить п.44,решить №392(а,б),№438
| 8
| Параллелограмм и трапеция.
| 1
|
| Повторить п.42-44,решить №393,№396,№397(а),№398
| 9
| Прямоугольник, ромб, квадрат.
| 1
|
| Прочитать п.45,решить №401(а),№403,№413(а)
| 10
| Прямоугольник, ромб, квадрат.
| 1
|
| Прочитать п.46,решить №406, №414, №415
| 11
| Прямоугольник, ромб, квадрат.
| 1
|
| Прочитать п.47,решить №421, №423
| 12
| Прямоугольник, ромб, квадрат.
| 1
|
| Повторить п.45-47,решить №410, №426
Ответить на вопросы, стр.114-115. Подготовиться к зачету.
| 13
| Решение задач. С.р.
| 1
|
| Подготовиться к контр.работе, решить №412
| 14
| Контрольная работа №1. по теме: «Четырёхугольники».
| 1
|
| Повторить п.42-47, решить №428
|
| ГЛАВА VI. Площадь.
| 14
|
|
| 1
| Площадь многоугольника.
| 1
|
| Прочитать п.48-49, решить №445, №447, №449(а,б)
| 2
| Площадь многоугольника.
| 1
|
| Прочитать п.50, решить №452(а,г), №455, №457
| 3
| Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.
| 1
|
| Прочитать п.51, решить №459(б,г), №460, №464(б)
| 4
| Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.
| 1
|
| Прочитать п.52, решить №468(а,в), №470, №472
| 5
| Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.
| 1
|
| Прочитать п.52, решить №472, №475, №479(а)
| 6
| Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.
| 1
|
| Прочитать п.53, решить №480(б), №518(а)
| 7
| Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.
| 1
|
| Повторить п.50-53, решить №462, №481
| 8
| Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции.
| 1
|
| Повторить п.50-53, решить №494, №495(б)
| 9
| Теорема Пифагора.
| 1
|
| Прочитать п.54, решить №483-№484(а,б,в)
| 10
| Теорема Пифагора.
| 1
|
| Прочитать п.54, решить №483(г),№486(в)
| 11
| Теорема Пифагора.
| 1
|
| Повторить п.54, решить №486(а), №495(а),№498
| 12
| Решение задач.
| 1
|
| Повторить п.54, решить №494, №495(б)
| 13
| Решение задач.
| 1
|
| Повторить п.54-55, №495(в)
| 14
| Контрольная работа №2 по теме:
«Площади».
| 1
|
| Повторить п.54-55, ответить на вопросы главы VI
|
| ГЛАВА VII. Подобные треугольники.
| 19
|
|
| 1
| Определение подобных треугольников.
| 1
|
| Прочитать п.56-57,выуч.опред.,№533,№534,№536
| 2
| Определение подобных треугольников.
| 1
|
| Повторить п.56-57,выуч.опред.,№542,№545
| 3
| Признаки подобия треугольников.
| 1
|
| Прочитать п.59-60, №551(а),№552(б),№553
| 4
| Признаки подобия треугольников.
| 1
|
| Повторить п.59-60,№555,№557(а,б)
| 5
| Признаки подобия треугольников.
| 1
|
| Прочитать п.59-60, №556,№557(б)
| 6
| Признаки подобия треугольников.
| 1
|
| Прочитать п.61, №560(б)
| 7
| Признаки подобия треугольников.
| 1
|
| Повторить п.59-61,№563
| 8
| Контрольная работа №3 по теме:
«Признаки подобия треугольников».
| 1
|
| Повторить п.56-61,№604,№606, вопросы к 7 главе
| 9
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
| 1
|
| Прочитать п.62, решить №564,№566
| 10
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
| 1
|
| Прочитать п.63, решить №572(б-в),№573
| 11
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
| 1
|
| Повторить п.63, решить №575,№577
| 12
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
| 1
|
| Прочитать п.64-65, решить №580,№581
| 13
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
| 1
|
| Прочитать п.64-65, решить №585,№583
| 14
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
| 1
|
| Повторить п.62-65, решить №587
| 15
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
| 1
|
| Повторить п.62-65, решить №589
| 16
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
| 1
|
| Прочитать п.66-67, решить №591-593(б,в)
| 17
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
| 1
|
| Повторить п.66-67, решить №594-595(а)
| 18
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
| 1
|
| Повторить п.66-67, решить №596,№600
| 19
| Контрольная работа №4 по теме:
«Подобные треугольники».
| 1
|
| Повторить п.62-67, решить №602,№614
|
| ГЛАВА VIII. ОКРУЖНОСТЬ.
| 17
|
|
| 1
| Касательная к окружности.
| 1
|
| Прочитать п.68, решить №631,№633
| 2
| Касательная к окружности.
| 1
|
| Прочитать п.68-69, решить №635,№638
| 3
| Касательная к окружности.
| 1
|
| Повторить п.68-69, решить №641-643
| 4
| Центральные и вписанные углы.
| 1
|
| Прочитать п.70-71, решить №649-650(б,в)
| 5
| Центральные и вписанные углы.
| 1
|
| Прочитать п.70-71, решить №652,№653(б,в),№654
| 6
| Центральные и вписанные углы.
| 1
|
|
| 7
| Центральные и вписанные углы.
| 1
|
|
| 8
| Четыре замечательные точки треугольника.
| 1
|
|
| 9
| Четыре замечательные точки треугольника.
| 1
|
|
| 10
| Четыре замечательные точки треугольника.
| 1
|
|
| 11
| Вписанная и описанная окружности.
| 1
|
|
| 12
| Вписанная и описанная окружности.
| 1
|
|
| 13
| Вписанная и описанная окружности.
| 1
|
|
| 14
| Вписанная и описанная окружности.
| 1
|
|
| 15
| Решение задач.
| 1
|
|
| 16
| Решение задач. С.р.
| 1
|
|
| 17
| Контрольная работа №5 по теме:
«Окружность».
| 1
|
|
|
| ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
| 4
|
|
| 1
| Повторение. Четырёхугольники. Решение задач.
| 1
|
|
| 2
| Повторение. Площадь. Решение задач.
| 1
|
|
| 3
| Повторение. Подобные треугольники. Решение задач.
| 1
|
|
| 4
| Повторение. Окружность. Решение задач.
| 1
|
|
|
|
ИТОГО:
|
68 часов
|
|
| Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-методическое обеспечение: 1.Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. 2. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер Дидактические материалы. Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков Тематические тесты . 3. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина / Изучение геометрии в 7 - 9 классах. Методическое пособие для учителя.
4.Н.Ф.Гаврилова. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс – М.:ВАКО, 2012.
№
| К/р по теме:
| Дата к/р
| 1.
| Контрольная работа №1. по теме: «Четырёхугольники».
|
| 2
| Контрольная работа №2 по теме:«Площади».
|
| 3
| Контрольная работа №3 по теме:«Признаки подобия треугольников».
|
| 4
| Контрольная работа №4 по теме:«Подобные треугольники».
|
| 5
| Контрольная работа №5 по теме: «Окружность».
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
Ступень обучения (класс)- основное общее образование,7- 9 классы
Количество часов- в 9 классе- -2 часа в неделю, всего- 68 часов (34 недели)
Уровень - базовый
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов:
1 Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений (составитель :Т.А. Бурмистрова) «Геометрия,7-9классы», автор Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., издательство М:»Просвещение»,2009г.
2. Стандарт основного общего образования по математике. Сборник нормативных документов по математике. М.Дрофа, 2008.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса , повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Место предмета в базисном учебном плане
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
тематического планирования учебного материала,
базисного учебного плана.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится 68 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 4 ч для проведения контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 9 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
ИКТ
Виды и формы контроля: входной контроль, промежуточный контроль; тестирование; контрольные работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
геометрии в 9-м классе
|