№
урока
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Форма урока
| Ключевые компетенции
| Подготовка
к ГИА. Повторение
| Словарно-орфографическая работа
| Задание на дом
| ИКТ
| 1. (18)
|
| Сочинение-рассуждение «Зачем нужно двоеточие?»
| Развитие речи
| Письм.
опрос
|
| Тема, основная мысль, типы речи
| Колорит, репродукция, иллюстрация, иней, горизонт
|
|
| 2. (19)
|
| Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
| Комбинированный
| Беседа, практикум
| Совершенствовать постановку знаков препинания в ССП. Дать понятие о постановке тире между частями сложного предложения (примечание на стр. 42), познакомиться с ССП, в которых запятая не ставится
| Типы односоставных предложений, однородные члены предложения
| Реактивный, реакция, регата, гармонично
| П. 16 упр. 71
|
| 3. (20)
|
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение
| Комбинированный
| Практикум
| Познакомиться с планом и образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора ССП, закрепить умения устанавливать средства связи простых предложений в составе сложных, различать по характеру средств связи БСП, ССП и СПП, квалифицировать знаки завершения, выделения, разделения, закрепить изученные пунктуационные правила, характеризовать смысловые отношения в ССП
| Употребление разделительных, соединительных, противительных союзов в ССП
| Аромат, аспидно-черный, верста
| П. 17 упр. 76; контрольные вопросы с. – 47
| Презентация
Power Point
| 4. (21)
|
| Тест по теме «Сложносочиненные предложения»
| Тест
| Письменный опрос
| Уметь работать с инструкцией к тесту, правильно оформлять тест, производить замену ошибочно выбранных вариантов ответа
| Орфограммы в корнях, суффиксах, окончаниях. Основа предложения.
|
|
|
| 5. (22)
|
| Понятие о сложноподчиненном предложении
| Урок изучения нового материала
| Беседа, практикум
| Совершенствовать умение видеть структуру СПП, определять границы между главным и придаточным предложениями и на этой основе правильно ставить пунктуационные знаки
| Стили речи, правописание приставок пре и при, -тся и –ться в глаголах
| Дебитор, контракт
| П. 18 упр. 85
| Презентация
Power Point
| 6. (23)
|
| Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
| Комбинированный
| Практикум
| Закрепление умения понимать строение СПП, выделять запятой придаточные предложения. Определять место придаточного предложения, средства его связи с главным
| Орфограммы 3-7, словарные слова
| Перспектива, кроссовки, модем, программа, видеомагнитофон, кинескоп, волхвы, баллада
| П. 19 упр. 91
| Презентация
Power Point
| 7. (24)
|
| Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»
| Развитие речи
| Письменный опрос
| Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения
| Границы предложения. Пропуск слов в предложении
|
| Повторить словарные слова
|
| 8. (25)
|
| Анализ сочинений. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
| Урок изучения нового материала
| Беседа, практикум
| Научить отличать союзы от союзных слов, определять какой частью речи и каким членом предложения в придаточной части является союзное слово
| Орфограммы 1-5, правописание союзов тоже - также
| Прообраз, этимология, дзюдо, компонент, готический
| П. 20 упр. 97
|
| 9. (26)
|
| Роль указательных слов в
сложноподчиненном предложении
| Урок изучения нового материала
| Беседа, практикум
| Рассказать о роли указательных слов в СПП, продолжить изучение конструктивных особенностей СПП
| Не с разными частями речи
| Скопидомство, стандарт
| П. 21 упр. 104
| Презентация
Power Point
| 10. (27)
|
| Р/р Изложение упр. 106
| Развитие речи
| Письменный опрос
| Восстановить порядок следования выделенных в четыре абзаца частей текста (3, 4, 1, 2), подробно изложить текст, соблюдая восстановленную логическую последовательность
|
| График, эскиз, онегинская строфа
|
|
|
11,12.
(28,29)
|
| ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
| Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
| 1.Урок изучения нового материала
2. Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков
| Беседа, практикум
| Формирование умений:
Находить придаточные определительные в СПП, производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену, правильно употреблять в речи.
Расставлять знаки препинания.
Составлять схемы предложений с придаточными определительными
| Орфограммы 18-21, правописание порядковых числительных
| Сетевой этикет, коммуникация
| П. 22 упр. 111, 114
| Презентация
Power Point
| 13,14.
(30,31)
|
| Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
| 1.Урок изучения нового материала.
2. Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков
| Беседа, практикум
| Формирование умений:
Определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства связи с главным, производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену.
Правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным.
Составлять схемы предложений с указанными придаточными
| Правописание производных предлогов, правописание ъ и ь знаков
| Паритет,вальвация
| П. 23 упр. 120,122
|
| 15. (32)
|
| Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
| Урок изучения нового материала.
| Беседа, практикум
| Знакомство со СПП с придаточными обстоятельственными. Обобщенное представление об этих предложениях
| Словарные слова, орфограммы 17-20
|
| П. 24, теоретическая справка на с. – 78-80
| Презентация
Power Point
|
3 четверть (21 час, из них 6 часов отведено на уроки развития речи)
№
урока
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Форма урока
| Ключевые компетенции
| Подготовка
к ГИА. Повторение
| Словарно-орфографическая работа
| Задание на дом
|
| 1. (33)
|
| Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места
| Урок изучения нового материала.
| Беседа, практикум
| Формирование умений:
Распознавать придаточные места, времени, отличать их от других видов придаточных.
Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений
| Знаки препинания при однородных и обособленных членах. Постановка тире между подлежащим и сказуемым
| Куртина, режиссер, душегрейка
| П. 25 упр. 128
| Презентация
Power Point
| 2. (34)
|
| Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия
| Урок изучения нового материала.
| Беседа, практикум
| Формирование умений:
Распознавать придаточные причины, следствия, условия, отличать их от других видов придаточных.
Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений
| Правописание частиц не - ни
| Компания, кампания, оригинальный, электрон, протон, десерт
| П. 26 упр. 136
| Презентация
Power Point
| 3. (35)
|
| Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели
| Урок изучения нового материала.
| Беседа, практикум
| Формирование умений:
Распознавать придаточные уступки, цели.
Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений
| Е – и в окончаниях имен существительных, причастный оборот, синонимы
|
| П. 26 упр. 153
| Презентация
Power Point
| 4,5. (36,37)
|
| Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени,
сравнительными
| Урок изучения нового материала.
| Беседа, практикум
| Формирование умений:
Распознавать придаточные образа действия, меры, степени, сравнительные.
Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений
| Стили речи, орфограммы 28-30
| Мерцает, лампада, реалии (бытовые), превратное (мнение), гравитация, антология
| П. 27 упр. 163, 165
| Презентация
Power Point
| 6. (38)
|
| Р/р Сочинение по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина» упр. 166)
| Развитие речи
| Письменный опрос
| Написать сочинение по данному началу, используя репродукцию картины В. П. Фельдмана «Родина»
| Типы речи
| Отечество, отчизна, страна, колорит
| Дописать
Сочинение
|
| 7,8 (39,40)
|
| Анализ сочинений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них
| Урок изучения нового материала.
| Беседа, практикум
| Формирование умений:
Распознавать СПП с несколькими придаточными.
Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.
Правильно ставить запятую между союзами, относящимися к разным придаточным (что и если, что и когда, так что и хотя и т.д.)
| Сравнительные обороты, з – с на конце приставок
| Фимиам, гавот, парафин
| П. 28 упр. 172, 174
| Презентация
Power
Point
| 9. (41)
|
| Р/р Деловые документы.
(автобиография, заявление)
| Развитие речи
| Письменный опрос
| Знать виды деловых документов: заявление, автобиография, уметь составлять данного рода деловые бумаги
| Уметь составлять свою автобиографию
|
| Написать свою автобиографию
|
| 10. (42)
|
| Анализ автобиографий. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
| Комбиниро
ванный
| Практикум
| Совершенствовать умения анализировать языковой материал и классифицировать его, осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы на основе образцов устного и письменного разборов (с. - 113, 116, 117)
| Стили речи, орфограммы 32-34
|
| П. 29,30 упр. 179
|
| 11. (43)
|
| Р/р Изложение с включением дополнительного материала. Для изложения используем текст «Сергей Иванович Ожегов» (упр. 177)
| Развитие речи
| Письменный опрос
| Написать подробное изложение, указывая сведения о научной деятельности и о Толковом словаре русского языка С. Ожегова
| Стили речи
| Лингвистические словари, филолог,
|
|
| 12. (44)
|
| Анализ изложений. Повторение
| Урок коррекции знаний
| Беседа, практикум
| Привести в систему знания учащихся СПП
| Орфограммы 21-24
| Кооператив, электрификация
| Контрольные вопросы с. –118,
упр. 183
|
| 13. (45)
|
| Тест по теме «Сложноподчиненные предложения
| Тест
| Письменный опрос
| Повторение сведений о СПП
| Словарные слова
|
|
|
|
|
|
|
| БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 + 2)
|
| 14. (46)
|
| Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях
| Урок изучения нового материала.
| Беседа, практикум
| Показать особенности БСП; сопоставить их с синонимичными ССП и СПП; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
| Орфограммы 35-37
| Булава, булатные (копья)
| П. 31,32 упр. 187
| Презентация
Power
Point
| 15. (47)
|
| Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
| Комбиниро
ванный
| Беседа, практикум
| Выяснить особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в БСП; совершенствовать речевые орфографические и пунктуационные навыки
| Однородные члены предложения, орфограммы 11-13
|
| П. 33 упр. 193
| Презентация
Power
Point
| 16. (48)
|
| Р/р Подробное изложение с дополнительным заданием (отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» упр. 192)
| Развитие речи
| Письменный опрос
| Написать подробное изложение с дополнительным заданием, ответив на вопрос: О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья
| Деталь в художественном произведении. Запятая и точка с запятой в БСП
|
|
|
| 17. (49)
|
| Анализ подробного изложения.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
| Комбиниро
ванный
| Беседа, практикум
| Закрепить умение различать БСП с двоеточием; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях
| Орфограммы 17-19, слитное и раздельное написание не - ни
| Трилогия
| П. 34 упр. 197
| Презентация
Power
Point
| 18. (50)
|
| Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
| Комбиниро
ванный
| Беседа, практикум
| Закрепить умение различать БСП с тире; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях
| Орфограммы 37-39
| Посредник, поработить
| П. 35 упр. 200
| Презентация
Power
Point
| 19. (51)
|
| Р/р Сочинение-отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» (из серии «Волга – русская река»)
| Развитие речи
| Письменный опрос
| Написать отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка»
| Типы речи, стили речи, отзыв
| Панорама
| Закончить сочинение
|
| 20. (52)
|
| Анализ сочинений. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение
| Комбиниро
ванный
| Беседа, практикум
| Познакомится с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов БСП и образцами их применения; потренироваться в проведении синтаксического и пунктуационного разборов при выполнении упражнений
| Словарные слова
| Нравственный подвиг, рать,
|
П. 36, контрольные вопросы 139
|
| 21. (53)
|
| Контрольный диктант с грамматическими заданиями
| Урок проверки знаний
| Письменный опрос
| Закрепить пройденный материал по БСП
| Знаки препинания в БСП
|
| Повторить словарные слова
|
|
4 четверть (17 часов, из них 5 часов отведено на уроки развития речи)
№
урока
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Форма урока
| Ключевые компетенции
| Подготовка
к ГИА. Повторение
| Словарно-орфографическая работа
| Задание на дом
| ИКТ
|
|
|
|
| СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 + 2)
|
| 1. (54)
|
| Анализ контрольного диктанта. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях
| Урок изучения нового материала.
| Беседа, практикум
| Углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
| Орфограммы 37 - 40
| Идеал, идеально, идеальный
| П. 37 упр. 212
|
| 2. (55)
|
| Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
| Комбиниро
ванный
| Беседа, практикум
| Углубить представление о структуре сложных предложениях с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
| Орфограммы 41 - 42
| Альманах, аналогия, притязать
| П. 28 упр. 217
| Презентация
Power Point
| 3. (56)
|
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
| Комбиниро
ванный
| Беседа, практикум
| Познакомить учащихся с планами, образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи, отработать умения синтаксического и пунктуационного разборов на практике
| Знаки препинания при причастном обороте
| Систематически, регулярно, планомерно, силуэт, прогноз, прогнозирование
| П. 39 упр. 218
| Презентация
Power Point
| 4. (57)
|
| Р/р Сжатое изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
| Развитие речи
| Письменный опрос
| Сжато пересказать фрагмент легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», употребив по возможности сложные предложения с различными видами связи
| Знаки препинания в БСП
|
|
|
| 5. (58)
|
| Анализ изложений. Публичная речь
| Урок изучения нового материала.
| Беседа, практикум
| Знакомство с публичной речью, отличие понятий «публичный» и «публицистический»
| Диалог
| Аргумент, дикция, лектор, лекция, оратор, аудитория
| П. 40 упр. 221
|
| 6. (59)
|
| Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
| Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков
| Беседа, практикум
| Повторить сложные предложения с различными видами связи
| Знаки препинания в предложениях с различными видами связи
| Профессор. Профессионал, профессиональный, диссертация, дифференциация
| Контрольные вопросы с. –154 упр. 224
|
| 7. (60)
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием
| Урок проверки знаний
| Письменный опрос
| Обобщить знания о сложных предложениях с различными видами связи и знаках препинания в них
| Словарные слова
|
|
|
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 9 КЛАССАХ (6 + 2)
| 8. (61)
|
| Фонетика и графика
| Повторительно - обобщающий
| Практикум
| Обобщить знания по фонетике; углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии
| Синтаксический разбор БСП
| Аббревиатура, транскрипция
| П. 41 упр. 230
| Презентация
Power Point
| 9. (62)
|
| Лексикология (лексика) и фразеология
| Повторительно - обобщающий
| Беседа, практикум
| Обобщить знания по лексике и фразеологии; в совершенствовать навыки работы с разными видми лингвистических словаррей
| Сведения о предложении – одной из основных единиц синтаксиса, выполняющей коммуникативную функцию
| Армрестлинг, овертайм, спринтер, стайер
| П. 42 упр. 234
| Презентация
Power Point
| 10. (63)
|
| Морфемика. Словообразование
| Повторительно - обобщающий
| Практикум
| Обобщить знания по разделам «Морфемика», «словообразование»; совершенствовать орфографические навыки
| Правописание приставок на з – с, пре – при, Безударных гласных и согласных в суффиксах разных частей речи
| Домочадец, домохозяин, домовладелец, домашничать
| П. 43,44 упр. 244
|
| 11.
(64)
|
| Морфология
| Повторительно - обобщающий
| Беседа, практикум
| Обобщить знания по морфологии именных частей речи; совершенствовать орфографические навыки и навыки морфологического разбора
| Служебные части речи. Правописание н – нн в суффиксах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени
|
| П. 45 упр. 250, 254
|
| 12.
(65)
|
| Синтаксис
| Повторительно - обобщающий
| Практикум
| Закрепить знания о синтаксисе словосочетания, сложного и простого предложения
| Вводные слова
| Междометие
| П. 46 упр. 258, 260
| Презентация
Power Point
| 13. (66)
|
| Р/р Изложение с элементами сочинения (упр. 259)
| Развитие речи
| Письменный опрос
| Написать сжатое (5 – 8 предложений) выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство»
| Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
| Бутафория, искусство, кинокартина
| Повторить словарные слова
|
| 14. (67)
|
| Анализ изложений. Орфография. Пунктуация
| Повторительно - обобщающий
| Беседа, практикум
| Систематизация сведений об орфографии и пунктуации
| Правописание дефиса между частями самостоятельных слов
|
| П. 47 упр. 276
|
| 15. (68)
|
| Р/р Сочинение на свободную тему (упр. 279)
| Развитие речи
| Письменный опрос
| Написать сочинение на тему «Если бы мне предложили написать, о чем я хочу»
| Типы речи, стили речи
|
|
|
|
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Входной контрольный диктант
1.Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. 2.На самом деле их не так уж много. 3.Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.
4.Звезды – это те же солнца. 5.Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.
6.Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. 7.Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.8. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
9.И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. 10.Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. 11.Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. 12.Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. 13.По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. ( 156 слов.)
.
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 8 классе»(итоговый контрольный диктант) Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2000. (стр. 174)
Грамматические задания.
1 вариант.
1.Из предложения 1 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.
2.Из предложений 4-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3.Из предложения 3-5 выпишите причастие с двумя нн.
4.Замените словосочетание русская женщина, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
5.Выпишите грамматическую основу предложения 1.
6. Выпишите из предложений 6-9 предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством.(ами)
7.среди предложений 2-8 найдите предложение с вводной конструкцией
8.Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Грамматические задания.
2 вариант.
1.Из предложения 7 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.
2.Из предложений 9-13 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3.Из предложения 3-5 выпишите глагол, правописание суффикса которого зависит от спряжения.
4.Замените словосочетание парчовая ткань, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
5.Выпишите грамматическую основу предложения 5.
6. выпишите из предложений 1-5 предложение(я) с обособленным(и) определениями
7.Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводной конструкцией
8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
1 четверть (9 класс) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
(с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненные предложения»)
I вариант
«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки»1 и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова...», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)
(По Б. Рыбакову.) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
2 вариант
Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.
Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам » ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями во-ду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.
Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале — точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.
Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде
ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна,
медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.
Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!
Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.) Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2008. (стр. 116)
Тесты по теме «Сложносочиненное предложение»
I вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.
Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с
помощью интонации и союзов или союзных слов.
B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
2. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...
A. подчинительным Б. соединительным
B. разделительным Г. противительным 3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
A. и, да (в значении и), ни — ни, тоже
Б. или (иль), либо, то ~ то, не то — не то
B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.
A. простое
Б. сложносочиненное
B. сложноподчиненное Г. бессоюзное
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку , строгое выражение глаз не изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
Прочитайте предложение Выпал снег и.... Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.
10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение
Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [двусоставное].
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания
A, Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
а) [двусоставное], и [безличное];
б) [безличное], [однако ... двусоставное];
в) [безличное], и [безличное].
Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому..., указывая на следствие.
Тесты по теме «Сложносочиненное предложение»
2 вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными. 2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...
A. подчинительного союза Б. союзного слова
B. сочинительного союза Г. интонации
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому? A. и, да (в значении и), ни — ни, тоже
Б. или (иль), либо, то — то, не то — не то
B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же
4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
A. простое
Б. сложносочиненное
B. сложноподчиненное Г. бессоюзное
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ланд В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок 7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и .. Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [безличное].
A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.
B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.
10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
В. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза ы.
К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.
Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
а) [безличное], [зато ... двусоставное];
б) [двусоставное], [также ... двусоставное];
в) [неопределенно-личное], и [двусоставное].
14. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие.
(9 класс. 2 четверть ) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
(Вариант 1)
Кусака
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу Грамматические задания. 1 вариант. Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1) Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.
2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусака 2 вариант.
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
2). Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2001. (стр. 116) (9 класс. 3 четверть )
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
( Вариант 2) Кусака
Кусака долго м..талась по следам уех..вших людей доб..жала до станции и – пр..мокшая грязная – в..рнулась ..братно. Здесь она пр..делала то чего н..кто однако не видел взошла на террасу и пр.п.днявшись на задние лапы поскр.бла когтями. В комн.тах было пусто и н.кто не ответ.л Кусаке.
Нач.лся частый дождь и от.всюду стал н.двигат.ся мрак осен.ей ночи. Быстро и глухо он заполн.л пустую дачу бе.шумно вып.лзал он из кустов и вместе с д.ждем лился с (не)приветливого неба. На тер.ас.е с к.торой была сн.та п.русина отчего она к..зал.сь стран.о пустой свет долго еще п.чально оз.рял сл.ды грязных ног но скоро уступил и он.
И когда уже (не)было с.мнений что н.ступила ночь собака жал.бно з.выла. Зв.нящей острой как отча.нье нотой в.рвался вой в м.нотон.ый шум дождя прорезая тьму понесся над обнаж.н.ыми полями.
И тому кто слышал его к.зал.сь что стон.т и рвется к свету сама бе.просветно..темная ночь. и х.телось в тепло к яркому огню к любящ.му сердцу Грамматические задания. 1 вариант. Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1) Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.
2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке 2 вариант.
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1).Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
2),Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи
Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения»
I вариант 1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочинёнными, сложноподчинёнными.
Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.
B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
2. Союз, связывающий части сложного предложения: «Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре», является...
A. Подчинительным. Б. Соединительным.
B. Разделительным. Г. Противительным.
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
A. Тоже, и, да (в значении И), ни-ни. Б. Или (иль), либо, то-то, не то.
B. Однако, а, но, да (в значении НО), зато, же.
4. Определите вид предложения: «Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели жёлтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга».
A. Простое.
Б. Сложносочиненное.
B. Сложноподчиненное. Г. Бессоюзное.
5. Найдите среди данных предложений сложносочинённое.
A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чём не хотелось думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
6. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
В предложение: «Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов» вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
Прочитайте предложение: «Выпал снег и ...», продолжите его дважды, добавив:
а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
9. Запишите предложение: «Надвинулась туча, и подул сильный ветер», вставив обособленный оборот после союза И.
10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение.
Приближается теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег
11. Укажите предложение (знаки препинания в них не расставлены), структура которого соответствует схеме:
[безличное], и [двусоставное].
A. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды. Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
B. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы. 12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
A. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.
B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.
Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени милые моему сердцу.
13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам.
A. [двусоставное ], и [безличное].
Б. [безличное], и [однако... двусоставное].
B. [безличное], и [безличное].
14. Дополните предложение: «Мой рассказ слушали равнодушно, и потому...», указывая на следствие.
Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения»
II вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?
A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.
Б. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
2. Прочитайте предложение: «Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое». Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи:
A. подчинительного союза; Б. союзного слова;
B. сочинительного союза; Г. интонации.
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
A. Тоже, и, да (в значении И), ни-ни. Б. Или (иль), либо, то-то, не то - не то.
B. Однако, а, но, да (в значении но), зато, же.
4. Определите вид предложения: «Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель».
A. Простое.
Б. Сложносочиненное.
B. Сложноподчиненное. Г. Бессоюзное.
5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
|