Главная страница

Протокол № от 2011г. «Рекомендовано к утверждению на заседании нмс»



НазваниеПротокол № от 2011г. «Рекомендовано к утверждению на заседании нмс»
страница4/5
Дата13.02.2016
Размер1.01 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5

Во второй четверти в 9 классе 15часов, из них 4 часа отведено на уроки развития речи




урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Ключевые компетенции

Подготовка

к ГИА. Повторение

Словарно-орфографическая работа

Задание на дом

ИКТ

1. (18)




Сочинение-рассуждение «Зачем нужно двоеточие?»

Развитие речи

Письм.

опрос




Тема, основная мысль, типы речи

Колорит, репродукция, иллюстрация, иней, горизонт







2. (19)




Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Комбинированный


Беседа, практикум


Совершенствовать постановку знаков препинания в ССП. Дать понятие о постановке тире между частями сложного предложения (примечание на стр. 42), познакомиться с ССП, в которых запятая не ставится

Типы односоставных предложений, однородные члены предложения

Реактивный, реакция, регата, гармонично

П. 16 упр. 71




3. (20)




Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение

Комбинированный


Практикум


Познакомиться с планом и образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора ССП, закрепить умения устанавливать средства связи простых предложений в составе сложных, различать по характеру средств связи БСП, ССП и СПП, квалифицировать знаки завершения, выделения, разделения, закрепить изученные пунктуационные правила, характеризовать смысловые отношения в ССП



Употребление разделительных, соединительных, противительных союзов в ССП

Аромат, аспидно-черный, верста

П. 17 упр. 76; контрольные вопросы с. – 47

Презентация

Power Point

4. (21)




Тест по теме «Сложносочиненные предложения»

Тест

Письменный опрос

Уметь работать с инструкцией к тесту, правильно оформлять тест, производить замену ошибочно выбранных вариантов ответа


Орфограммы в корнях, суффиксах, окончаниях. Основа предложения.










5. (22)




Понятие о сложноподчиненном предложении

Урок изучения нового материала


Беседа, практикум



Совершенствовать умение видеть структуру СПП, определять границы между главным и придаточным предложениями и на этой основе правильно ставить пунктуационные знаки

Стили речи, правописание приставок пре и при, -тся и –ться в глаголах

Дебитор, контракт

П. 18 упр. 85

Презентация

Power Point

6. (23)




Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Комбинированный


Практикум


Закрепление умения понимать строение СПП, выделять запятой придаточные предложения. Определять место придаточного предложения, средства его связи с главным

Орфограммы 3-7, словарные слова

Перспектива, кроссовки, модем, программа, видеомагнитофон, кинескоп, волхвы, баллада

П. 19 упр. 91

Презентация

Power Point

7. (24)




Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»

Развитие речи

Письменный опрос

Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения

Границы предложения. Пропуск слов в предложении




Повторить словарные слова




8. (25)




Анализ сочинений. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Урок изучения нового материала


Беседа, практикум


Научить отличать союзы от союзных слов, определять какой частью речи и каким членом предложения в придаточной части является союзное слово

Орфограммы 1-5, правописание союзов тоже - также

Прообраз, этимология, дзюдо, компонент, готический

П. 20 упр. 97




9. (26)




Роль указательных слов в

сложноподчиненном предложении

Урок изучения нового материала



Беседа, практикум


Рассказать о роли указательных слов в СПП, продолжить изучение конструктивных особенностей СПП

Не с разными частями речи

Скопидомство, стандарт

П. 21 упр. 104

Презентация

Power Point

10. (27)




Р/р Изложение упр. 106

Развитие речи

Письменный опрос

Восстановить порядок следования выделенных в четыре абзаца частей текста (3, 4, 1, 2), подробно изложить текст, соблюдая восстановленную логическую последовательность




График, эскиз, онегинская строфа








11,12.

(28,29)




ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

1.Урок изучения нового материала

2. Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков



Беседа, практикум



Формирование умений:

  1. Находить придаточные определительные в СПП, производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену, правильно употреблять в речи.

  2. Расставлять знаки препинания.

  3. Составлять схемы предложений с придаточными определительными

Орфограммы 18-21, правописание порядковых числительных



Сетевой этикет, коммуникация

П. 22 упр. 111, 114

Презентация

Power Point

13,14.

(30,31)





Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1.Урок изучения нового материала.

2. Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков



Беседа, практикум


Формирование умений:

  1. Определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства связи с главным, производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену.

  2. Правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным.

  3. Составлять схемы предложений с указанными придаточными

Правописание производных предлогов, правописание ъ и ь знаков

Паритет,вальвация

П. 23 упр. 120,122




15. (32)




Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Урок изучения нового материала.


Беседа, практикум


Знакомство со СПП с придаточными обстоятельственными. Обобщенное представление об этих предложениях

Словарные слова, орфограммы 17-20




П. 24, теоретическая справка на с. – 78-80

Презентация

Power Point



3 четверть (21 час, из них 6 часов отведено на уроки развития речи)



урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Ключевые компетенции

Подготовка

к ГИА. Повторение

Словарно-орфографическая работа

Задание на дом




1. (33)




Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

Урок изучения нового материала.


Беседа, практикум


Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные места, времени, отличать их от других видов придаточных.

  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

Знаки препинания при однородных и обособленных членах. Постановка тире между подлежащим и сказуемым

Куртина, режиссер, душегрейка

П. 25 упр. 128

Презентация

Power Point

2. (34)




Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия

Урок изучения нового материала.


Беседа, практикум


Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные причины, следствия, условия, отличать их от других видов придаточных.

  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

Правописание частиц не - ни

Компания, кампания, оригинальный, электрон, протон, десерт

П. 26 упр. 136

Презентация

Power Point

3. (35)




Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели

Урок изучения нового материала.



Беседа, практикум



Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные уступки, цели.

  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

Е – и в окончаниях имен существительных, причастный оборот, синонимы




П. 26 упр. 153

Презентация

Power Point

4,5. (36,37)




Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени,

сравнительными

Урок изучения нового материала.

Беседа, практикум


Формирование умений:

  1. Распознавать придаточные образа действия, меры, степени, сравнительные.

  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

Стили речи, орфограммы 28-30

Мерцает, лампада, реалии (бытовые), превратное (мнение), гравитация, антология

П. 27 упр. 163, 165

Презентация

Power Point

6. (38)




Р/р Сочинение по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина» упр. 166)

Развитие речи

Письменный опрос

Написать сочинение по данному началу, используя репродукцию картины В. П. Фельдмана «Родина»

Типы речи

Отечество, отчизна, страна, колорит

Дописать

Сочинение




7,8 (39,40)




Анализ сочинений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Урок изучения нового материала.


Беседа, практикум


Формирование умений:

  1. Распознавать СПП с несколькими придаточными.

  2. Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.

  3. Правильно ставить запятую между союзами, относящимися к разным придаточным (что и если, что и когда, так что и хотя и т.д.)

Сравнительные обороты, з – с на конце приставок

Фимиам, гавот, парафин

П. 28 упр. 172, 174

Презентация

Power

Point

9. (41)




Р/р Деловые документы.

(автобиография, заявление)

Развитие речи


Письменный опрос



Знать виды деловых документов: заявление, автобиография, уметь составлять данного рода деловые бумаги

Уметь составлять свою автобиографию




Написать свою автобиографию




10. (42)




Анализ автобиографий. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

Комбиниро

ванный


Практикум


Совершенствовать умения анализировать языковой материал и классифицировать его, осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы на основе образцов устного и письменного разборов (с. - 113, 116, 117)

Стили речи, орфограммы 32-34




П. 29,30 упр. 179




11. (43)




Р/р Изложение с включением дополнительного материала. Для изложения используем текст «Сергей Иванович Ожегов» (упр. 177)

Развитие речи


Письменный опрос


Написать подробное изложение, указывая сведения о научной деятельности и о Толковом словаре русского языка С. Ожегова

Стили речи

Лингвистические словари, филолог,







12. (44)




Анализ изложений. Повторение

Урок коррекции знаний

Беседа, практикум


Привести в систему знания учащихся СПП

Орфограммы 21-24

Кооператив, электрификация

Контрольные вопросы с. –118,

упр. 183




13. (45)




Тест по теме «Сложноподчиненные предложения

Тест

Письменный опрос

Повторение сведений о СПП

Словарные слова




















БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 + 2)




14. (46)




Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

Урок изучения нового материала.


Беседа, практикум


Показать особенности БСП; сопоставить их с синонимичными ССП и СПП; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

Орфограммы 35-37

Булава, булатные (копья)

П. 31,32 упр. 187

Презентация

Power

Point

15. (47)




Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Комбиниро

ванный


Беседа, практикум


Выяснить особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в БСП; совершенствовать речевые орфографические и пунктуационные навыки

Однородные члены предложения, орфограммы 11-13




П. 33 упр. 193

Презентация

Power

Point

16. (48)




Р/р Подробное изложение с дополнительным заданием (отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» упр. 192)

Развитие речи


Письменный опрос

Написать подробное изложение с дополнительным заданием, ответив на вопрос: О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья

Деталь в художественном произведении. Запятая и точка с запятой в БСП










17. (49)




Анализ подробного изложения.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Комбиниро

ванный


Беседа, практикум


Закрепить умение различать БСП с двоеточием; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях

Орфограммы 17-19, слитное и раздельное написание не - ни

Трилогия


П. 34 упр. 197

Презентация

Power

Point

18. (50)




Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Комбиниро

ванный


Беседа, практикум


Закрепить умение различать БСП с тире; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях

Орфограммы 37-39

Посредник, поработить

П. 35 упр. 200

Презентация

Power

Point

19. (51)




Р/р Сочинение-отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» (из серии «Волга – русская река»)

Развитие речи


Письменный опрос

Написать отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка»

Типы речи, стили речи, отзыв

Панорама

Закончить сочинение



20. (52)




Анализ сочинений. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение

Комбиниро

ванный


Беседа, практикум


Познакомится с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов БСП и образцами их применения; потренироваться в проведении синтаксического и пунктуационного разборов при выполнении упражнений

Словарные слова

Нравственный подвиг, рать,


П. 36, контрольные вопросы 139




21. (53)




Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Урок проверки знаний



Письменный опрос


Закрепить пройденный материал по БСП

Знаки препинания в БСП




Повторить словарные слова






4 четверть (17 часов, из них 5 часов отведено на уроки развития речи)



урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Форма урока

Ключевые компетенции

Подготовка

к ГИА. Повторение

Словарно-орфографическая работа

Задание на дом

ИКТ













СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 + 2)




1. (54)




Анализ контрольного диктанта. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

Урок изучения нового материала.


Беседа, практикум


Углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

Орфограммы 37 - 40

Идеал, идеально, идеальный

П. 37 упр. 212




2. (55)




Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Комбиниро

ванный


Беседа, практикум


Углубить представление о структуре сложных предложениях с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

Орфограммы 41 - 42

Альманах, аналогия, притязать

П. 28 упр. 217

Презентация

Power Point

3. (56)




Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

Комбиниро

ванный


Беседа, практикум


Познакомить учащихся с планами, образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи, отработать умения синтаксического и пунктуационного разборов на практике

Знаки препинания при причастном обороте

Систематически, регулярно, планомерно, силуэт, прогноз, прогнозирование

П. 39 упр. 218

Презентация

Power Point

4. (57)




Р/р Сжатое изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Развитие речи

Письменный опрос


Сжато пересказать фрагмент легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», употребив по возможности сложные предложения с различными видами связи

Знаки препинания в БСП










5. (58)




Анализ изложений. Публичная речь

Урок изучения нового материала.


Беседа, практикум


Знакомство с публичной речью, отличие понятий «публичный» и «публицистический»

Диалог

Аргумент, дикция, лектор, лекция, оратор, аудитория

П. 40 упр. 221




6. (59)




Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков


Беседа, практикум


Повторить сложные предложения с различными видами связи

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи

Профессор. Профессионал, профессиональный, диссертация, дифференциация

Контрольные вопросы с. –154 упр. 224




7. (60)




Контрольный диктант с грамматическим заданием

Урок проверки знаний


Письменный опрос


Обобщить знания о сложных предложениях с различными видами связи и знаках препинания в них

Словарные слова











ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 9 КЛАССАХ (6 + 2)

8. (61)




Фонетика и графика

Повторительно - обобщающий

Практикум

Обобщить знания по фонетике; углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии

Синтаксический разбор БСП

Аббревиатура, транскрипция

П. 41 упр. 230

Презентация

Power Point

9. (62)




Лексикология (лексика) и фразеология

Повторительно - обобщающий

Беседа, практикум

Обобщить знания по лексике и фразеологии; в совершенствовать навыки работы с разными видми лингвистических словаррей

Сведения о предложении – одной из основных единиц синтаксиса, выполняющей коммуникативную функцию

Армрестлинг, овертайм, спринтер, стайер

П. 42 упр. 234

Презентация

Power Point

10. (63)




Морфемика. Словообразование

Повторительно - обобщающий

Практикум

Обобщить знания по разделам «Морфемика», «словообразование»; совершенствовать орфографические навыки

Правописание приставок на з – с, пре – при, Безударных гласных и согласных в суффиксах разных частей речи

Домочадец, домохозяин, домовладелец, домашничать

П. 43,44 упр. 244



11.

(64)




Морфология

Повторительно - обобщающий

Беседа, практикум

Обобщить знания по морфологии именных частей речи; совершенствовать орфографические навыки и навыки морфологического разбора

Служебные части речи. Правописание н – нн в суффиксах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени




П. 45 упр. 250, 254




12.

(65)






Синтаксис

Повторительно - обобщающий

Практикум

Закрепить знания о синтаксисе словосочетания, сложного и простого предложения

Вводные слова

Междометие

П. 46 упр. 258, 260

Презентация

Power Point

13. (66)




Р/р Изложение с элементами сочинения (упр. 259)

Развитие речи

Письменный опрос

Написать сжатое (5 – 8 предложений) выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство»

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Бутафория, искусство, кинокартина

Повторить словарные слова


14. (67)




Анализ изложений. Орфография. Пунктуация

Повторительно - обобщающий

Беседа, практикум

Систематизация сведений об орфографии и пунктуации

Правописание дефиса между частями самостоятельных слов




П. 47 упр. 276




15. (68)




Р/р Сочинение на свободную тему (упр. 279)

Развитие речи

Письменный опрос

Написать сочинение на тему «Если бы мне предложили написать, о чем я хочу»

Типы речи, стили речи












КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входной контрольный диктант

1.Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. 2.На самом деле их не так уж много. 3.Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

4.Звезды – это те же солнца. 5.Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

6.Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. 7.Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.8. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

9.И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. 10.Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. 11.Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. 12.Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. 13.По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. ( 156 слов.)

.

Текст взят из книги «Уроки русского языка в 8 классе»(итоговый контрольный диктант) Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2000. (стр. 174)

Грамматические задания.

1 вариант.

1.Из предложения 1 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.

2.Из предложений 4-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

3.Из предложения 3-5 выпишите причастие с двумя нн.

4.Замените словосочетание русская женщина, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

5.Выпишите грамматическую основу предложения 1.

6. Выпишите из предложений 6-9 предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством.(ами)

7.среди предложений 2-8 найдите предложение с вводной конструкцией

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
Грамматические задания.

2 вариант.

1.Из предложения 7 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.

2.Из предложений 9-13 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

3.Из предложения 3-5 выпишите глагол, правописание суффикса которого зависит от спряжения.

4.Замените словосочетание парчовая ткань, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

5.Выпишите грамматическую основу предложения 5.

6. выпишите из предложений 1-5 предложение(я) с обособленным(и) определениями

7.Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводной конструкцией

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

1 четверть (9 класс) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

(с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненные предложения»)

I вариант

«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочев­ников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриоти­ческие строки.

Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племе­на половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки»1 и нарушали эконо­мические связи Руси с южными и восточными землями. Их на­беги сопровождались разорением городов и уводом в плен жите­лей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состо­янии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступ­ков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднял­ся, как автор «Слова...», на высоту мудрых исторических обоб­щений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)

(По Б. Рыбакову.)
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

2 вариант

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам » ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями во-ду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, останови­лись, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной за­пахи лета, а на Байкале — точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде

ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна,

медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)
Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2008. (стр. 116)

Тесты

по теме «Сложносочиненное предложение»

I вариант

1. Какие из следующих утверждений верны?

A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочи­ненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с

по­мощью интонации и союзов или союзных слов.

B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. Союз, связывающий части сложного предложения
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...

A. подчинительным
Б. соединительным

B. разделительным
Г. противительным
3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

A. и, да (в значении и), ни ни, тоже

Б. или (иль), либо, то ~ то, не то — не то

B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

A. простое

Б. сложносочиненное

B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочинен­ное.

A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоми­нания, мутные, неясные, как сон.

B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыб­ку , строгое выражение глаз не изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было не­чего.

  1. В предложение Деревья сбросили листву, и не слыш­но птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

  2. Прочитайте предложение Выпал снег и.... Продолжи­те его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) про­стое предложение.

  3. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после сою­за и.

10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложе­ние

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11. Укажите предложение, структура которого соответ­ствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [двусоставное].

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

12. Спишите предложения, расставляя знаки препина­ния

A, Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на
лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плыву­щие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

а) [двусоставное], и [безличное];

б) [безличное], [однако ... двусоставное];

в) [безличное], и [безличное].

  1. Дополните предложение Мой рассказ слушали рав­нодушно, и потому..., указывая на следствие.


Тесты

по теме «Сложносочиненное предложение»

2 вариант

1. Какие из следующих утверждений верны?

A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же
было ясное, отчетливое.
Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

A. подчинительного союза
Б. союзного слова

B. сочинительного союза
Г. интонации

3. Какими союзами соединяются части сложносочинен­ного предложения, в котором одно явление противопостав­ляется другому?
A. и, да (в значении и), ни ни, тоже

Б. или (иль), либо, то — то, не то не то

B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

A. простое

Б. сложносочиненное

B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая вол­на, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ланд В предложении Днем дул легкий ветерок и перепа­дал снежок
7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепа­дал снежок опустите общий второстепенный член и запи­шите полученное предложение.

  1. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и .. Продолжите его дважды, добавив: а) одно­родное сказуемое; б) простое предложение.

9. Укажите предложение, структура которого соответст­вует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [безличное].

A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препина­ния.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я ста­рался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал раз­ноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо ка­залось прекрасным.

11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза ы.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

а) [безличное], [зато ... двусоставное];

б) [двусоставное], [также ... двусоставное];

в) [неопределенно-личное], и [двусоставное].

14. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие.


(9 класс. 2 четверть )
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

(Вариант 1)

Кусака

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
Грамматические задания.
1 вариант.
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.

1) Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.

2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусака
2 вариант.

Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.

1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу

2). Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи

Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2001. (стр. 116)
(9 класс. 3 четверть )


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

( Вариант 2)
Кусака

Кусака долго м..талась по следам уех..вших людей доб..жала до станции и – пр..мокшая грязная – в..рнулась ..братно. Здесь она пр..делала то чего н..кто однако не видел взошла на террасу и пр.п.днявшись на задние лапы поскр.бла когтями. В комн.тах было пусто и н.кто не ответ.л Кусаке.

Нач.лся частый дождь и от.всюду стал н.двигат.ся мрак осен.ей ночи. Быстро и глухо он заполн.л пустую дачу бе.шумно вып.лзал он из кустов и вместе с д.ждем лился с (не)приветливого неба. На тер.ас.е с к.торой была сн.та п.русина отчего она к..зал.сь стран.о пустой свет долго еще п.чально оз.рял сл.ды грязных ног но скоро уступил и он.

И когда уже (не)было с.мнений что н.ступила ночь собака жал.бно з.выла. Зв.нящей острой как отча.нье нотой в.рвался вой в м.нотон.ый шум дождя прорезая тьму понесся над обнаж.н.ыми полями.

И тому кто слышал его к.зал.сь что стон.т и рвется к свету сама бе.просветно..темная ночь. и х.телось в тепло к яркому огню к любящ.му сердцу
Грамматические задания.
1 вариант.
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.

1) Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.

2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке
2 вариант.

Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.

1).Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу

2),Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи

Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения»

I вариант
1. Какие из следующих утверждений верны?

A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. Союз, связывающий части сложного предложения: «Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре», является...

A. Подчинительным.
Б. Соединительным.

B. Разделительным.
Г. Противительным.

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

A. Тоже, и, да (в значении И), ни-ни.
Б. Или (иль), либо, то-то, не то.

B. Однако, а, но, да (в значении НО), зато, же.

4. Определите вид предложения: «Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели жёлтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга».

A. Простое.

Б. Сложносочиненное.

B. Сложноподчиненное.
Г. Бессоюзное.

5. Найдите среди данных предложений сложносочинённое.

A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чём не хотелось думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, не­ясные, как сон.

B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

6. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

  1. В предложение: «Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов» вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

  2. Прочитайте предложение: «Выпал снег и ...», продолжите его дважды, добавив:

а) однородное сказуемое; б) простое предложение.

9. Запишите предложение: «Надвинулась туча, и подул сильный ветер», вставив обособленный оборот после союза И.

10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение.

Приближается теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег

11. Укажите предложение (знаки препинания в них не расставлены), структура которого соответствует схеме:

[безличное], и [двусоставное].

A. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

B. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.
12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

A. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени милые моему сердцу.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам.

A. [двусоставное ], и [безличное].

Б. [безличное], и [однако... двусоставное].

B. [безличное], и [безличное].

14. Дополните предложение: «Мой рассказ слушали равнодушно, и потому...», указывая на следствие.


Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения»

II вариант

1. Какие из следующих утверждений верны?

A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.

2. Прочитайте предложение: «Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое». Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи:

A. подчинительного союза;
Б. союзного слова;

B. сочинительного союза;
Г. интонации.

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

A. Тоже, и, да (в значении И), ни-ни.
Б. Или (иль), либо, то-то, не то - не то.

B. Однако, а, но, да (в значении но), зато, же.

4. Определите вид предложения: «Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель».

A. Простое.

Б. Сложносочиненное.

B. Сложноподчиненное.
Г. Бессоюзное.

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хо­рошем расположении духа.

B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
1   2   3   4   5