|
Протокол № от 20 г от 20 г. № М. И. Пугачева Рабочая программа Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4»
Принято Утверждено
на педагогическом совете приказом директора
протокол №____от «___»____20___г от «___»___20____г. №____
__________М.И. Пугачева
Рабочая программа
учебного предмета «Математика»
6 класс
Учитель математики
Терентьева Татьяна Анатольевна,
вторая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе следующих документов:
федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
примерной программы основного общего образования по математике;
программы по математике для общеобразовательных учреждений 5 – 6 кл. Автор В.И. Жохов. М., «Мнемозина», 2009 г.
Авторская программа соответствует учебнику «Математика. 6 класс» для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. – М., «Мнемозина», 2010 г., входящему в федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 28 декабря 2011 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных утверждениях, реализующих программы общего образования.
Цели обучения
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического процесса.
В курсе математики 6-го класса продолжается развитие понятия числа, работа над развитием вычислительных навыков. Формируются понятия «общий делитель» и «общее кратное», необходимые для полного усвоения основного свойства дроби. Вводятся арифметические действия над положительными и отрицательными числами, что позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным. Продолжается обучение решению текстовых задач. Совершенствуются и обогащаются геометрические знания. Приобретаются навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Цель изучения курса математики в 6 классе - научиться производить действия с обыкновенными дробями, с положительными и отрицательными числами, научиться решать задачи с помощью пропорций, определять место точки в системе координат Оху.
Задачи курса: выработать вычислительные навыки, научить решать задачи с помощью уравнений. Содержание курса обучения
Делимость чисел.
Делители и кратные. Признаки делимости на 2; 3; 5; 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел с разными знаменателями. Решение текстовых задач.
Умножение и деление обыкновенных дробей.
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Отношения и пропорции.
Пропорции. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорций. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Положительные и отрицательные числа.
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Решение уравнений.
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Координаты на плоскости.
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
Делимость чисел
Учащиеся должны знать/понимать:
понятия делитель, кратное, простое число, составное число, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное;.
признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10;
алгоритм разложение числа на простые множители;
алгоритм нахождения НОД и НОК двух чисел.
Учащиеся должны уметь:
раскладывать число на множители;
находить НОК и НОД чисел.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Учащиеся должны знать/понимать:
основное свойство дроби;
правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю;
правила сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Учащиеся должны уметь:
преобразовывать дроби;
приводить дроби к наименьшему общему знаменателю;
выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, смешанных чисел.
Умножение и деление обыкновенных дробей.
Учащиеся должны знать/понимать:
правила умножения и деления дробей и смешанных чисел;
правила нахождения дроби от числа, процента от числа
правило нахождения числа по его дроби.
Учащиеся должны уметь: Отношения и пропорции
Учащиеся должны знать/понимать:
понятия отношения двух чисел, пропорция, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины, масштаб, шар, радиус шара, диаметр шара, сфера;
основное свойство пропорции;
формулы длины окружности и площади круга.
Учащиеся должны уметь:
читать и записывать пропорции;
применять основное свойство пропорции;
решать задачи с помощью пропорций;
различать прямую и обратную пропорциональности;
определять масштаб карты и находить расстояние на местности;
находить длину окружности и площадь круга.
Составлять и решать пропорции.
Положительные и отрицательные числа
Учащиеся должны знать/понимать:
понятия положительные числа, отрицательные числа, координатная прямая, координата точки, противоположные числа, целые числа, модуль числа;
Учащиеся должны уметь:
– определять координаты точек и изображать числа точками на координатной прямой;
находить число, противоположное данному;
находить модуль числа;
сравнивать числа с помощью координатной прямой и с помощью модулей;
определять новое значение величины при его увеличении и уменьшении.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Учащиеся должны знать/понимать:
значение суммы противоположных чисел;
правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Учащиеся должны уметь:
выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Учащиеся должны знать/понимать:
– правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел;
понятие рациональные числа;
свойства действий с рациональными числами.
Учащиеся должны уметь:
выполнять умножение и деление положительных и отрицательных чисел;
решать примеры и задачи на применение свойств действий с рациональными числами.
Решение уравнений
Учащиеся должны знать/понимать:
способы преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых;
понятие линейное уравнение;
правила решения уравнений.
Учащиеся должны уметь:
выполнять преобразование выражений;
решать линейные уравнения.
Координаты на плоскости
Учащиеся должны знать/понимать:
понятия перпендикулярные прямые, параллельные прямые, координатная плоскость, координаты точки на плоскости, столбчатая диаграмма.
Учащиеся должны уметь:
Место предмета
На изучение предмета отводится 3,17 часов в неделю, итого 114 часов за учебный год, из них 24 часа отведено для зачетов (количество зачетов – 9). Предусмотрены 10 контрольных работ и 1 итоговая.
Учебно-тематический план
№
п/п
| Наименование разделов
| Всего часов
| 1.
| Делимость чисел
| 12
| 2.
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 14
| 3.
| Умножение и деление обыкновенных дробей
| 13
| 4.
| Отношения и пропорция
| 13
| 5.
| Положительные и отрицательные числа
| 11
| 6.
| Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
| 12
| 7.
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| 14
| 8.
| Решение уравнений
| 13
| 9.
| Координаты на плоскости
| 12
|
| Итого:
| 114
| Календарно-тематическое планирование
№
п/п
| Раздел
| Тема
| Кол-во
часов
| Дата
| I
| Делимость
чисел (12ч)
| Делители и кратные
| 1
|
| Признаки делимости на 10, на 5, и на 2
| 1
|
| Признаки делимости на 9 и на 3
| 1
|
| Простые и составные числа
| 1
|
| Разложение на простые множители
| 1
|
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
| 1
|
| Наименьшее общее кратное
| 1
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
| Контрольная работа по теме: «Делимость чисел»
| 1
|
| Обобщающий урок по теме: «Делимость чисел»
| 1
|
| Зачет по теме: «Делимость чисел»
| 2
|
| II
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (14ч)
| Основное свойство дроби
| 1
|
| Сокращение дробей
| 1
|
| Приведение дробей к общему знаменателю
| 1
|
| Сравнение дробей с разными знаменателями
| 2
|
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 2
|
| Сложение и вычитание смешанных чисел
| 1
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
| Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
|
1
|
| Обобщающий урок по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
|
1
|
| Зачет по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
| 3
|
| III
| Умножение и деление обыкновенных дробей (13ч)
| Умножение дробей
| 1
|
| Нахождение дроби от числа
| 1
|
| Применение распределительного свойства умножения
| 1
|
| Взаимно обратные числа
| 1
|
| Деление
| 2
|
| Дробные выражения
| 1
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
| Контрольная работа по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»
|
1
|
| Обобщающий урок по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»
|
1
|
| Зачет по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»
| 3
|
| IV
| Отношения и пропорции
(13ч)
| Отношения
| 1
|
| Пропорции
| 1
|
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости
| 2
|
| Масштаб
| 1
|
| Длина окружности и площадь круга
| 1
|
| Шар
| 1
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
| Контрольная работа по теме: «Отношения и пропорции»
| 1
|
| Обобщающий урок по теме: «Отношения и пропорции»
| 1
|
| Зачет по теме: «Отношения и пропорции»
|
3
|
| V
| Положительные и отрицательные числа (11ч)
| Координаты на прямой
| 1
|
| Противоположные числа
| 2
|
| Модуль числа
| 1
|
| Сравнение чисел
| 1
|
| Изменение величин
| 1
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
| Контрольная работа по теме: «Положительные и отрицательные числа»
| 1
|
| Обобщающий урок по теме: «Положительные и отрицательные числа»
| 1
|
| Зачет по теме: «Положительные и отрицательные числа»
| 2
|
| VI
| Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12ч)
| Сложение чисел с помощью координатной прямой
| 1
|
| Сложение отрицательных чисел
| 1
|
| Сложение чисел с разными знаками
| 1
|
| Вычитание
| 2
|
| Сложение и вычитание положитель-ных и отрицательных чисел
| 1
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
| Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание положи-тельных и отрицательных чисел»
|
1
|
| Обобщающий урок по теме: «Сложение и вычитание положи-тельных и отрицательных чисел»
|
1
|
| Зачет по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
|
3
|
| VII
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
(14ч)
| Умножение
| 1
|
| Деление
| 1
|
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| 2
|
| Рациональные числа
| 1
|
| Свойства действий с рациональными числами
| 2
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 2
|
| Контрольная работа по теме: «Умно-жение и деление положительных и отрицательных чисел»
|
1
|
| Обобщающий урок по теме: «Умно-жение и деление положительных и отрицательных чисел»
|
1
|
| Зачет по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
|
3
|
| VIII
| Решение уравнений
(13ч)
| Раскрытие скобок
| 1
|
| Коэффициент
| 1
|
| Подобные слагаемые
| 2
|
| Решение уравнений
| 2
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 2
|
| Контрольная работа по теме: «Решение уравнений»
| 1
|
| Обобщающий урок по теме: «Решение уравнений»
| 1
|
| Зачет по теме: «Решение уравнений»
| 3
|
| IX
| Координаты на плоскости (12ч)
| Перпендикулярные прямые
| 1
|
| Параллельные прямые
| 1
|
| Координатная плоскость
| 1
|
| Итоговая контрольная работа
| 1
|
| Столбчатые диаграммы
| 1
|
| Графики
| 1
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| 1
|
| Контрольная работа по теме: «Координаты на плоскости»
| 1
|
| Обобщающий урок по теме: «Координаты на плоскости»
| 1
|
| Зачет по теме: «Координаты на плоскости»
| 2
|
| Заключительный урок
| 1
|
| Литература для учителя
Программа по математике для общеобразовательных учреждений 5 – 6 кл. Автор В.И. Жохов. М., «Мнемозина», 2009г.
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., «Мнемозина», 2010 г.
Поурочные разработки по математике: 6 класс. М.: ВАКО, 2011.
Жохов В.И., Преподавание математики в 5 – 6 классах. - М.Мнемозина, 2004-2007.
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. - М.Просвещение, 2007.
Жохов В. И. Математика. 6 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, А.А.Терехова. — М., 2009.
Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин.
В.И. Жохов , В.Н. Погодин. Математический тренажер 6 класс: пособие для учителей и учащихся . Мнемозина,2007
И.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. Илекса,2003
Н.Ф. Шарыгин , Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся 5-6 классов. Дрофа,2002
Литература для учащихся
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М., «Мнемозина», 2010 г.
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. - М.Просвещение, 2007.
Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин.
В.И. Жохов , В.Н. Погодин. Математический тренажер 6 класс: пособие для учителей и учащихся . Мнемозина,2007
Н.Ф. Шарыгин , Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся 5-6 классов. Дрофа,2002
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Министерство образования РФ: https://ed.gov.ru/ ; https://edu.ru
Тестирование online: 5 - 11 классы: https://kokch.kts.ru/cdo
Педагогическая Сеть «Методисты.ру» Математика в школе
Новые технологии в образовании: https://edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: https://uic.ssu.samara.ru
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: https://mega.km.ru
сайты «Энциклопедий»: https://rubricon.ru/; https://encyclopedia.ru
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: https://uztest.ru/
досье школьного учителя математики: https://mathvaz.ru/
|
|
|