Главная страница


Программа «Математика вокруг нас»



Скачать 222.79 Kb.
НазваниеПрограмма «Математика вокруг нас»
Дата13.03.2016
Размер222.79 Kb.
ТипПрограмма

«Утверждено»

Заведующим МАДОУ ЦРР д/с №56

И.Е. Мартьянова

« 05 » сентября 2015г.

Авторская программа

«Математика вокруг нас»

с детьми 4-5 и 5-7 лет

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

центра развития ребенка

детского сада комбинированного вида № 56

г.о. Самара

на 2015 -2016 учебный год

Составитель:

Воспитатель Е.А.Негатина

Пояснительная записка

Программа разработана на основе основной общеобразовательной программы ДОУ .

Актуальность программы образовательного кружка «Математика вокруг нас» определена тем, что дошкольникам нужно получать положительную мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет детям ознакомиться с этой наукой, со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки дошкольной программы, расширить целостное представление о данной науке.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям дошкольников и предоставляет им возможность познавать материал, развивая  учебную мотивацию.

Содержание деятельности программы представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Данная программа содействует развитию у детей математического образа мышления: развитию речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. 

Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах.

Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д.
Педагогическое руководство состоит в создании условий реализации программы, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

В данную программу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном этапе формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

  • Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.




  • Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.



Отличительными особенностями являются:

  • Виды организации деятельности детей , направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.




  • В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Ценностные ориентации организации деятельности предполагают

уровневую оценку в достижении планируемых результатов .


  • Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.




  • В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.



Цель программы

Задачи программы


Развитие математического образа мышления.





  • расширять кругозор детей в разных областях элементарной математики;




  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
    содействовать умелому использованию символики;




  • учить правильному применению математической терминологии;




  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;




Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 4-5 и 5-7 летнего возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие дошкольники с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Принципы программы

Обоснованность выбора

Актуальность



  • Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся




Научность

  • Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения




Системность

  • Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).




Практическая направленность

  • Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.



Обеспечение мотивации




Реалистичность

  • С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 96 занятия




Курс ориентационный

  • Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.



Организация образовательного процесса

  • Программа рассчитана на 8 месяцев.

  • Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

  • Количество занятий 63 в год.

Формы реализации образовательного процесса :

Формы организации

  • практико-ориентированные НОД;

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы;

  • семейные гостиные.



Виды деятельности

  • индивидуальная

(воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная

(работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая

(разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);


Методические приёмы

  • эвристическая беседа;

  • интеллектуальная игра;

  • викторина;

  • интегрированные занятия;

  • практикум по решению задач повышенной

сложности;

  • творческая работа ( участие детей в выпуске

математической стенгазеты);

  • самостоятельная работа;

  • турниры;

  • решение занимательных задач;





ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


формируемые

качества

пояснение


Личностный результат

Ребёнок сможет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.





Метапредметными результатами изучения материала по программе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).


В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  1. решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

  2. устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

  3. строить логическую цепь рассуждений;

  4. выдвигать гипотезы;

  5. составлять задачи-шутки, магические квадраты;

  6. читать графическую информацию;

  7. находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

  8. анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

  9. различать существенные и несущественные признаки.

  10. отличать кривые и плоские поверхности;

  11. доказывать способ верного решения.


В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  1. уважение к товарищам и их мнению;

  2. понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

  3. умение слушать друг друга.


В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  1. постановке учебных задач занятия;

  2. оценке своих достижений;

  3. действовать по плану.




Предметными результатами

изучения курса

является формирование следующих умений.


- ребёнок сможет описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.



Мониторинг

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и

др.

Мониторинг поводится 2 раза в год ( в начале и в конце учебного года)



Формы подведения итогов реализации программы

  • - тестирование;

  • - практические работы;

  • -творческие работы ;

  • - контрольные задания;

  • - соревнования;

  • - рефлексия.




Учебный план

образовательного кружка «Математика вокруг нас»

на 2015-2016 учебный год

месяц

содержание

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Октябрь



Числа и операции

над ними





1



4



Геометрические фигуры и величины
Пространственно-временные представления




1



4




Ноябрь



Числа и операции

над ними





1



4



Геометрические фигуры и величины
Пространственно-временные представления




1



4




Декабрь



Числа и операции

над ними





1



4



Геометрические фигуры и величины
Пространственно-временные представления




1



4






месяц

содержание

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Январь



Числа и операции

над ними





1



3



Геометрические фигуры и величины
Пространственно-временные представления




1



4




Февраль



Числа и операции

над ними





1



4



Геометрические фигуры и величины
Пространственно-временные представления




1



4




Март



Числа и операции

над ними





1



4



Геометрические фигуры и величины
Пространственно-временные представления




1



4




Апрель



Числа и операции

над ними





1



4



Геометрические фигуры и величины
Пространственно-временные представления




1



4






месяц

содержание

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Май



Числа и операции

над ними





1



4



Геометрические фигуры и величины
Пространственно-временные представления




1



4




ИТОГО:










63


Перспективное планирование

программы « Математика вокруг нас»

содержание;

      • Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

      • Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

      • Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение от ношений равенства и неравенства.

      • Установление равночисленности двух совокупностей (групп)

      • предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше

на ... -меньше на ...).

      • Формирование общих представлений о сложении как

объединении групп предметов в одно целое.

Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов

из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

      • Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

      • Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

      • Составление закономерностей.

      • Поиск нарушения закономерности.

      • Работа с таблицами. Знакомство с символами.


Перспективное планирование




Числа и операции над ними


Пространственно-временные представления



Геометрические фигуры и величины



Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы.

Называние, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой.

Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ..) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры).

Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.



Примеры отношений:

на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня. - завтра - послезавтра, вдоль, через и др.

Установление последовательности событий.

Последовательность дней в неделе.

Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Ориентировка в пространстве с помощью плана.



Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, лома ной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не замкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с не которыми общепринятыми единицами измерения различных величин.




















Тематический план

(первый год обучения)

для детей 4-5 лет



занятия

тема

1-3

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству

4-5

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

6-9

Отношение: часть –целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

10-13

Пространственные отношения: на, над, под.

14

Пространственные отношения: справа, слева

15-19

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

20-22

Пространственные отношения: между, посередине.

23-26

Взаимосвязь между целым   и частью. Представление: один – много

27-29

Число 1 и цифра 1.

30-33

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

34

Число 2 и цифра 2. Пара

35-37

Представление о точке и линии.

38-40

Представление об отрезке и луче.

41-42

Число 3 и цифра 3.

43-45

Представление о замкнутой   и незамкнутой  линиях.

46-48

Представления о ломаной   линии и многоугольнике

49

Число 4 и цифра 4.

50-52

Представление об углах и видах углов.

53-56

Представление о числовом отрезке.

57-59

Число 5 и цифра 5.

60

Пространственные отношения: впереди, сзади.

61

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше

62

Временные отношения: раньше, позже.

63

Упражнения по выбору детей.

Тематический план

(второй год обучения)

для детей 5-7 лет



занятия

тема

1-3

Выявление   математических   представлений   детей. Работа с программным материалом  1-го года обучения.

4-7

Число 6 и цифра 6.

8-11

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки

12-14

Число 7 и цифра 7.

15-17

Пространственные   отношения:   тяжелее,   легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки

18-21

Число 8 и цифра 8.

22-25

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

26-30

Число 9 и цифра 9.

31-35

Представления о площади.  Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины   мерки   (большая   клетка   -   маленькая клетка).

36-40

Число 0 и цифра 0.

41-45

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

46-51

Знакомство   с  пространственными   фигурами   - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

52-56

Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание

57-60

Работа с таблицами.

61-63

Упражнения по выбору детей