|
Программа «Математика вокруг нас» «Утверждено»
Заведующим МАДОУ ЦРР д/с №56
И.Е. Мартьянова
« 05 » сентября 2015г.
Авторская программа
«Математика вокруг нас»
с детьми 4-5 и 5-7 лет
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
центра развития ребенка
детского сада комбинированного вида № 56
г.о. Самара
на 2015 -2016 учебный год
Составитель:
Воспитатель Е.А.Негатина
Пояснительная записка
Программа разработана на основе основной общеобразовательной программы ДОУ .
Актуальность программы образовательного кружка «Математика вокруг нас» определена тем, что дошкольникам нужно получать положительную мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет детям ознакомиться с этой наукой, со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки дошкольной программы, расширить целостное представление о данной науке.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям дошкольников и предоставляет им возможность познавать материал, развивая учебную мотивацию.
Содержание деятельности программы представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Данная программа содействует развитию у детей математического образа мышления: развитию речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность. Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах.
Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. Педагогическое руководство состоит в создании условий реализации программы, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
В данную программу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном этапе формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Отличительными особенностями являются:
Виды организации деятельности детей , направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают
уровневую оценку в достижении планируемых результатов .
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель программы
| Задачи программы
|
Развитие математического образа мышления.
|
расширять кругозор детей в разных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики;
учить правильному применению математической терминологии;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
| Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 4-5 и 5-7 летнего возраста.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие дошкольники с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Принципы программы
| Обоснованность выбора
| Актуальность
| Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся
| Научность
| Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения
| Системность
| Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
| Практическая направленность
| Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
| Обеспечение мотивации
|
| Реалистичность
| С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 96 занятия
| Курс ориентационный
| Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
| Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 8 месяцев.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Количество занятий 63 в год.
Формы реализации образовательного процесса :
Формы организации
| практико-ориентированные НОД;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы;
семейные гостиные.
| Виды деятельности
| (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
| Методические приёмы
| эвристическая беседа;
интеллектуальная игра;
викторина;
интегрированные занятия;
практикум по решению задач повышенной
сложности;
творческая работа ( участие детей в выпуске
математической стенгазеты);
самостоятельная работа;
турниры;
решение занимательных задач;
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
формируемые
качества
| пояснение
|
Личностный результат
| Ребёнок сможет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
|
Метапредметными результатами изучения материала по программе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
| В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
строить логическую цепь рассуждений;
выдвигать гипотезы;
составлять задачи-шутки, магические квадраты;
читать графическую информацию;
находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
различать существенные и несущественные признаки.
отличать кривые и плоские поверхности;
доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
уважение к товарищам и их мнению;
понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
постановке учебных задач занятия;
оценке своих достижений;
действовать по плану.
|
Предметными результатами
изучения курса
является формирование следующих умений.
| - ребёнок сможет описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
|
Мониторинг
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и
др.
Мониторинг поводится 2 раза в год ( в начале и в конце учебного года)
Формы подведения итогов реализации программы
| - тестирование;
- практические работы;
-творческие работы ;
- контрольные задания;
- соревнования;
- рефлексия.
|
Учебный план
образовательного кружка «Математика вокруг нас»
на 2015-2016 учебный год
месяц
| содержание
| Количество в неделю
| Количество в месяц
| Количество в год
| Октябрь
|
Числа и операции
над ними
|
1
|
4
|
|
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления
|
1
|
4
|
| Ноябрь
|
Числа и операции
над ними
|
1
|
4
|
|
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления
|
1
|
4
|
| Декабрь
|
Числа и операции
над ними
|
1
|
4
|
|
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления
|
1
|
4
|
|
месяц
| содержание
| Количество в неделю
| Количество в месяц
| Количество в год
| Январь
|
Числа и операции
над ними
|
1
|
3
|
|
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления
|
1
|
4
|
| Февраль
|
Числа и операции
над ними
|
1
|
4
|
|
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления
|
1
|
4
|
| Март
|
Числа и операции
над ними
|
1
|
4
|
|
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления
|
1
|
4
|
| Апрель
|
Числа и операции
над ними
|
1
|
4
|
|
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления
|
1
|
4
|
|
месяц
| содержание
| Количество в неделю
| Количество в месяц
| Количество в год
| Май
|
Числа и операции
над ними
|
1
|
4
|
|
Геометрические фигуры и величины Пространственно-временные представления
|
1
|
4
|
| ИТОГО:
|
|
|
| 63
|
Перспективное планирование
программы « Математика вокруг нас»
содержание;
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение от ношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп)
предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше
на ... -меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как
объединении групп предметов в одно целое.
Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов
из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей.
Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Перспективное планирование
Числа и операции над ними
|
Пространственно-временные представления
|
Геометрические фигуры и величины
|
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы.
Называние, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой.
Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ..) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры).
Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
|
Примеры отношений:
на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня. - завтра - послезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий.
Последовательность дней в неделе.
Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Ориентировка в пространстве с помощью плана.
|
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, лома ной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не замкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с не которыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
|
|
|
|
|
|
| Тематический план
(первый год обучения)
для детей 4-5 лет
№
занятия
| тема
| 1-3
| Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству
| 4-5
| Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства
| 6-9
| Отношение: часть –целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)
| 10-13
| Пространственные отношения: на, над, под.
| 14
| Пространственные отношения: справа, слева
| 15-19
| Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).
| 20-22
| Пространственные отношения: между, посередине.
| 23-26
| Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много
| 27-29
| Число 1 и цифра 1.
| 30-33
| Пространственные отношения: внутри, снаружи.
| 34
| Число 2 и цифра 2. Пара
| 35-37
| Представление о точке и линии.
| 38-40
| Представление об отрезке и луче.
| 41-42
| Число 3 и цифра 3.
| 43-45
| Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.
| 46-48
| Представления о ломаной линии и многоугольнике
| 49
| Число 4 и цифра 4.
| 50-52
| Представление об углах и видах углов.
| 53-56
| Представление о числовом отрезке.
| 57-59
| Число 5 и цифра 5.
| 60
| Пространственные отношения: впереди, сзади.
| 61
| Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше
| 62
| Временные отношения: раньше, позже.
| 63
| Упражнения по выбору детей.
| Тематический план
(второй год обучения)
для детей 5-7 лет
№
занятия
| тема
| 1-3
| Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.
| 4-7
| Число 6 и цифра 6.
| 8-11
| Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки
| 12-14
| Число 7 и цифра 7.
| 15-17
| Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки
| 18-21
| Число 8 и цифра 8.
| 22-25
| Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
| 26-30
| Число 9 и цифра 9.
| 31-35
| Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка).
| 36-40
| Число 0 и цифра 0.
| 41-45
| Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
| 46-51
| Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
| 52-56
| Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание
| 57-60
| Работа с таблицами.
| 61-63
| Упражнения по выбору детей
|
|
|
|