Главная страница


«Программа компьютерных презентаций к урокам геометрии в 8 классе»



Скачать 191.09 Kb.
Название«Программа компьютерных презентаций к урокам геометрии в 8 классе»
Дата26.02.2016
Размер191.09 Kb.
ТипЛитература


Педагогический проект
Тема:

« Программа компьютерных презентаций

к урокам геометрии в 8 классе».

Содержание
Введение

1.1 Особенности и преимущества интерактивных форм обучения.

1.2 Основные формы работы с ИКТ на уроках математики.

2. Программа компьютерных презентаций к урокам геометрии в 8 классе.

Заключение

Литература

Приложения

Введение

В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.

Настоящий педагогический проект базируется на осознании того факта, что сегодня одним из направлений модернизации системы математического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Цель проекта: активизация познавательной деятельности на уроках математики с использованием ИКТ.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике.

2. Разработать систему презентаций к урокам геометрии в 8 классе.

3.Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению математики.
1.1 Особенности и преимущества интерактивных форм обучения.

Любой человек получает и обрабатывает информацию посредством:

1 % - органов вкуса,

1,5% - органов осязания,

3,5% - органов обоняния,

11 % - органов слуха,

83 % - органов зрения.

Китайская поговорка: Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю.

-"Слухачи" - учатся, слушая, отвечая на вопросы, подавая реплики, лучше всего запоминают то, что услышали.

-"Визуальщики" - воспринимают лучше написанную информацию, картинки, графики, фильмы, слайды.

-"Прикладники" 'кинестетики – учатся, применяя увиденное и услышанное на практике, используя органы чувств.

Результаты данных исследований, конечно, применимы только к тем ситуациям, в которых они изучались. Но их весьма похожие результаты говорят о значимости аудиовизуальных средств для эффективности, как короткого, так и длительного обучения.

Кроме того, необходимо отметить, что процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:
Мы запоминаем:

10% того, что читаем,

20% того, что слышим,

30% того, что видим,

50% того, что видим и слышим,

80% того, что говорим,

90% того, что говорим и делаем.
Мы помним:


Способы подачи

материала

Через 3 часа

Через 3 дня

Через год


Лекция - рассказ


70%


10%


3%


Показ- шоу


72%


20%


13%


Лекция + Показ


85%


65 %


33%

Рассказ, показ и практика

98%

95%

75%


Приведённые здесь данные наглядно показывают преимущества интерактивных методов обучения, позволяющих использовать и применять на практике целый арсенал разнообразных средств и способов работы с материалом, учитывать личный опыт и активную позицию участников, а также особенности аудитории.

Считаю, что современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся, которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.

Большую роль в этом может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:

- использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов

учебно - воспитательного процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Конечно, существует масса технологий, которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.

Используя ИКТ в педагогической деятельности, я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:

  1. Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ". В этом документе говорится о том, что необходимо " создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование".

  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", в которой говорится следующее: " В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем". "Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего".

  3. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года". В этом документе говорится о том, что "В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных".

1.2 Основные формы работы с ИКТ на уроках математики.

Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

Широкое применение на уроках математики получили компьютерные презентации. Учитель, с помощью презентации, может сгруппировать учебный материал по своему усмотрению: в форме текста, таблицы, диаграммы, слайдов. Учитель получил еще одну возможность чередовать различные формы уроков и приемы обучения.

Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть

текстовые и визуальные материалы (рисунки, графики, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением).     

Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,  докладов, выступлений учителя или обучающихся.
Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. Лектор должен четко структурировать представляемый материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции необходимо раскрывать и развивать. Важно помнить о том, что на слайдах текст должен быть крупным: учащиеся не должны напрягаться, читая его. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд.
Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности ребят на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ). Она создается учителем именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана, поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид. Материал следует излагать исчерпывающе подробно, чтобы содержание его не вызывало вопросов. Замечательно, если на слайдах будут гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, которые ребёнок может использовать в ходе работы по теме.
   Мультимедийная  презентация -  презентация  для  целого  урока  (или  цикла  занятий) с  применением  всех  форм  вышеуказанных презентаций, т.е. использования лекционного материала, интерактивных заданий, видеофрагментов с гиперссылками на них во время демонстрации материала.

Контроль знаний на уроке.

В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.

Тестирование с использованием компьютера.

Учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает учащимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут.

На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.

Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовых заданий. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя. Учащиеся, заинтересованные в сдаче ЕГЭ уже в 10 классе приобретают диски с тестами, выполняют задания тестов, тренируют себя.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.

Считаю, что важно обучать учащихся работать с тестом и в диалоговом режиме с компьютером, для этого использую программу для создания тестов "Simylator", а также диски - подготовка к ЕГЭ из серии "Репетиторы Кирилла и Мефодия".

Основные преимущества уроков – презентаций

1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности  и точности при выполнении заданий. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи МИНИ – ТЕСТа,  осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок).  Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика.

2. Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок – презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом.

3. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка.
4. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы.

5. Затраты времени педагога при создании презентации значительные. Но в последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это

экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование

урока–презентации.
   Содержание задания на слайде может предлагаться в различных формах:

- прослушай фрагмент объяснения нового материала и ответь на вопросы..., 
- по рисунку на слайде опиши «…»,

- в тексте (на слайде) найди «...», сравни, как это описано в твоем учебнике,
- продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений «...» (логическая цепочка на  слайде),

- на основе рисунка на слайде и текста учебника  составь план построения графика,

- создай свой слайд, (презентацию)  по  теме «...». В этом случае учитель должен позаботиться о публичности работы ученика.

Самое действенное – включить слайд (или презентацию) ученика в урок.
В процессе обучения математике одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являются компьютерные учебники. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по математике, наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются «Планиметрия 7-9 кл.» из серии «Образовательная коллекция», «Алгебра 7-9 кл.» из серии «Виртуальный наставник», серия «Все задачи школьной математики» (сочетание традиций российского математического образования с новейшими компьютерными технологиями), диск «Математика 5-11 классы. Практикум». Данный диск использую как на уроках математики, так и на уроках алгебры и геометрии в 7, 8, 9 классах. В 2004-2005 г. вышла серия дисков «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» по всем предметам школьного курса, в том числе и по математике (5-11кл.).

Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала.

Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по математике, так как он содержит теоретическую и практические части, презентации и контрольно-проверочных тесты.

Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:

  1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.

  2. Учебный материал излагается в доступной форме.

  3. Презентации помогают лучше разобраться в большом объёме математической информации, изучить отдельные темы математики в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.

  4. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.

 Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать материалом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран.

Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету математики. На своих уроках использую диски учебно-методической поддержки по математике.

По функциональному назначению компьютерные программы условно можно разделить на четыре основных вида:

  • информационно-иллюстративные (заменяют обычные наглядные пособия и традиционные аудио-визуальные средства обучения);

  • развивающие программы (ориентированы на развитие памяти, внимания, логики, пространственного мышления учащихся);

  • обучающие программы (предполагают исследовательскую работу учащихся за компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков);

  • контролирующие программы (чаще всего программы тестирования уровня обученности учащихся. Такие программы предполагают индивидуальный опрос каждого учащегося).

Например, с диском «Шпаргалки. Математика» предлагаю поработать сильным учащимся. Программа основывается на принципе тестирования. Тесты выполняют как контролирующую, так и обучающую функцию.

В отличие от некоторых обучающих программ – электронных энциклопедий, эта программа не только учит, но и поддерживает интерактивную связь с учеником. Сначала ученику предлагается вставить пропущенные слова или термины, потом решить задачу самостоятельно, вслед за чем, ему предложен анализ работы.

Диск «Математика 5-11 классы. Практикум» использую как для объяснения нового материала, так и в качестве закрепления пройденного учащимися при самостоятельной работе с компьютером. Данный диск использую как на уроках математики в 6 классе, так и на уроках алгебры и геометрии в 7, 8, 9, 10,11 классах. Электронное издание представляет собой комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, алгоритмике и теории вероятностей, предназначенный для поддержки этих курсов практическими заданиями творческого характера. В комплекс включены задания на конструирование, моделирование, математический эксперимент, рассчитанные на все уровни и профили обучения.

При изучении темы «Линейная функция» в 7 классе пользуюсь диском Л.Я. Боревского «Курс математики XXI века».

При закреплении изученного материала, для самостоятельной работы учащихся часто использую диск «Учебное электронное издание. Математика 5-11 классы».

На уроках геометрии, где необходимо построение чертежей, а также на уроках алгебры при изучении графиков функции использую «Электронное учебное пособие. «Интерактивная математика 5-9 классы». Пособие состоит из 12 виртуальных лабораторий. В каждой лаборатории есть примеры задач, которые можно решать с помощью инструментария лаборатории. Задачи распределены по классам и «привязаны» к соответствующим пунктам учебников. В ходе решения предполагается контроль за действиями учащихся, как со стороны компьютера, так и учителя, предусмотрена отправка выполненных заданий от ученика к учителю по сети, а также возможность самоконтроля с помощью компьютера.

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет

Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, дополнительное образование).

2. Программа компьютерных презентаций к урокам геометрии в 8 классе.

Подготовка презентаций.

Для подготовки презентаций в своей работе я использую программу Power Point. Программа Power Point обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления о математических понятиях.  С помощью  этой программы  создаю презентации к урокам  или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого, практикую создание презентаций самими учащимися.

За время работы с презентациями мне удалось создать поурочные пакеты презентаций в поддержку преподавания курсов: «Математика» (5 , 6 классы), «Алгебра» (7-9 классы), «Геометрия» (7-9 классы).

Программа презентаций к урокам геометрии в 8 классе.

урока

Название темы урока

Типы и название презентаций



4.

Глава Y Четырёхугольники. (11 часов)

Параллелограмм

Презентация для изучения нового материала: «Параллелограмм».

18.

21.

Глава YI. Площади. (11 часов)

Теорема Пифагора.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Интерактивная презентация: «Теорема Пифагора». Приложение 1.

Тестирование с использованием компьютера.


25.

Глава YII. Подобные треугольники. (19 часов)

Отношение площадей подобных треугольников

Мультимедийная презентация:

«Отношение площадей подобных треугольников

46.

Глава YIII. Окружность. (15 часов)

Теорема о вписанном угле.

Мультимедийная презентации: «Теорема о вписанном угле». Приложение 2.



63.

Глава IX . Векторы. (12 часов)

Вычитание векторов

Презентация видеофрагмента: «Вычитание векторов».

Ожидаемые результаты:

- повышение интереса к урокам математики;

-развитие коммуникативных, организаторских, исследовательских способностей;

- повышение качества обученности по предмету.

Результативностью своей работы по проблеме на данный период времени считаю:

1. Средний балл итоговой аттестации учащихся 5-9 классов на протяжении последних лет не снижается, а стал повышаться:

2008-2009 гг. - 3,7 балла

2010-2011 гг. - 4 балла

2. Качество знаний учащихся по предмету на протяжении последних трех лет в среднем составляет:

49% по алгебре

51% по геометрии

3. Участники предметных олимпиад, научно- практических конференций

становятся призерами и победителями мероприятий городского, окружного уровней.

Заключение.







Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к математике, в которой, наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств.
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он   отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании математики является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках математики сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Литература
1. Методические рекомендации по использованию ИКТ в цикле математических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, 2004.

2.Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М.: 2003.
3. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. – « Учитель». 2002.
4.Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002.

5. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. с. 256.

6. Информационные технологии на уроках математики. Старцева Н.А. с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.

7. Кущ Н.Г. Здоровьесбережение на уроках математики. Методическое пособие.2008г.

8. Кныщенко Л.Н. Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике.

9. Образовательная коллекция. Планиметрия 7- 9 .