|
Правописание приставок и предлогов Урок русского языка
3 класс
Программа «Школа России» Подготовила и провела
Кудрявцева Евгения Николаевна,
учитель начальных классов
Тема: Правописание приставок и предлогов
Цель: формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.
-Уточнить представление учащихся о приставке и предлоге, их роли в слове (для приставок), в словосочетании и в предложении (для предлогов)
УУД: Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
Ход занятия
I Организационный момент.
Учитель читает стихотворение:
Дорожите Родным, милым словом:
Многоликим - Большим языком!
Нашей жизни ОН - Первооснова -
Всем народам Планеты — знаком!
Начнём урок русского языка.
II Проверка домашнего задания (работа по карточкам)
- Начнём мы свою работу с проверки домашнего задания. В это же время Якунина Н., Фрик А. и Тоцкий Д. выполнят работу по карточкам.
Упр. 255 стр. 130
-Для какой значимой части слова нужно было выбрать из скобок букву? (для суффикса)
- Прочитайте слова. Объясните их написание.
- Разбор слова по составу. (подснежник) объясните образование этого слова. (образовано от слова снег с помощью приставки под- и суффикса –ник).
Дополнительные вопросы к д/з.:
-Что такое суффикс?
-Как узнать есть ли суффикс в слове?
- Образуй слова с суффиксом –ик, -ек.
Оценки за дом.задание.
Закрыли тетради №1. Открыли тетради № 2. Записали число, классная работа.
III Минутка чистописания
Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву … (Д)
На минутке чистописания сегодня мы будем писать букву Дд
-Запишите, продолжив закономерность :
ДД дд Дд…
Да дя До дё Ду дю Ды ди Дэ д… IV Актуализация знаний
-Прочитайте текст. Выпишите слова с приставками. Приставки выделите. 1 вариант –работает с 1,2 предложением. 2 вариант – работает с 3-4 предложением.
. Белка поспешила к гнезду. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда, поскакала с дерева на дерево.
-Доп. вопросы к комментарию.
- Что такое приставка?
-Как определить есть ли в слове приставка?
Оценки V Самоопределение к деятельности
На доске два столбика слов:
(в)бежал (в)комнату
(от)бежал (от)остановки
(за)ехал (за)линию
(у)селся (у)дерева
-Прочитайте слова. Что вы заметили ? (В одном случае глаголы с приставками, в другом существительные с предлогами.)
-Запишите эти слова в два столбика, раскрывая скобки. Проверка фронтальная с комментарием. Оценки.
-Исходя из выполненного задания какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? (Правописание приставок и предлогов)
- Продолжите предложение:
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется … (приставкой)
Самостоятельная часть речи, которая служит для связи слов в предложении называется … предлогом)
VI Работа по теме урока
Работа по учебнику упр. 257 (с.131) Работа в парах. Самостоятельно читают задание. Разобрать 1 пример. Распределить роли кто будет читать задание, а кто комментировать. Выполнить только 1 столбик.
- Прочитайте. Какие словосочетания можно составить?
-Выполните задания.
-Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.
-Назовите приставки и предлоги.
-Сравните приставки и предлоги в каждом словосочетании. Что вы заметили?
- Какую роль играет приставка в слове? (придаёт слову новое значение).
- Какую роль играет предлог? (Служит для связи слов).
VII Физминутка про суффикс.
VIII Проблема. Что мы знаем о предлоге.
- На доске 2 предложения:
Плот плыл по реке.
Плот плыл по бурной реке.
Плыла под водой.
Плыла (под чем?) под водой.
- Сравните предложения. Чем похожи и чем они отличаются?(Во втором предложении между предлогом и словом появилось слово)
- Это слово распространило наше предложение и показало, что между словом и предлогом можно поставить другое слово.
Вывод: Приставка пишется со словом слитно. Предлог пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.
Сравним наши выводы со сведениями о русском языке в учебнике. С.132
Закрепление изученного материала. Работа по учебнику упр. 259 стр.132.
- Самостоятельное выполнение. Проверка.
- Прочитайте предложения. Назовите приставки и предлоги. IX Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
X Подведение итогов урока
- Как отличить предлог от приставки?
-Какие знания предшествующих уроков нам сегодня пригодились? XI Домашнее задание стр. 132. Упр. 260, правило. Список литературы
Сборник «В помощь учителю» О.И. Дмитриева, Москва «ВАКО», 2014 г.
|
|
|