Главная страница


Правописание приставок и предлогов



НазваниеПравописание приставок и предлогов
Дата24.02.2016
Размер49.3 Kb.
ТипУрок

Урок русского языка

3 класс

Программа «Школа России»
Подготовила и провела

Кудрявцева Евгения Николаевна,

учитель начальных классов

Тема: Правописание приставок и предлогов

Цель: формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.

-Уточнить представление учащихся о приставке и предлоге, их роли в слове (для приставок), в словосочетании и в предложении (для предлогов)


УУД: Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

Ход занятия

I Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

Дорожите Родным, милым словом: 

Многоликим - Большим языком! 

Нашей жизни ОН - Первооснова - 

Всем народам Планеты — знаком! 

Начнём урок русского языка.

II Проверка домашнего задания (работа по карточкам)

- Начнём мы свою работу с проверки домашнего задания. В это же время Якунина Н., Фрик А. и Тоцкий Д. выполнят работу по карточкам.

Упр. 255 стр. 130

-Для какой значимой части слова нужно было выбрать из скобок букву? (для суффикса)

- Прочитайте слова. Объясните их написание.

- Разбор слова по составу. (подснежник) объясните образование этого слова. (образовано от слова снег с помощью приставки под- и суффикса –ник).

Дополнительные вопросы к д/з.:

-Что такое суффикс?

-Как узнать есть ли суффикс в слове?

- Образуй слова с суффиксом –ик, -ек.

Оценки за дом.задание.

Закрыли тетради №1. Открыли тетради № 2. Записали число, классная работа.

III Минутка чистописания

Дельфин, весёлый наш дельфин,

Играет в море не один,

Там два дельфина на воде,

Играя, учат букву … (Д)

На минутке чистописания сегодня мы будем писать букву Дд

-Запишите, продолжив закономерность :

ДД дд Дд…

Да дя До дё Ду дю Ды ди Дэ д…
IV Актуализация знаний

-Прочитайте текст. Выпишите слова с приставками. Приставки выделите. 1 вариант –работает с 1,2 предложением. 2 вариант – работает с 3-4 предложением.

. Белка поспешила к гнезду. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда, поскакала с дерева на дерево.

-Доп. вопросы к комментарию.

- Что такое приставка?

-Как определить есть ли в слове приставка?

Оценки
V Самоопределение к деятельности

На доске два столбика слов:

(в)бежал (в)комнату

(от)бежал (от)остановки

(за)ехал (за)линию

(у)селся  (у)дерева

-Прочитайте слова. Что вы заметили ? (В одном случае глаголы с приставками, в другом существительные с предлогами.)

-Запишите эти слова в два столбика, раскрывая скобки. Проверка фронтальная с комментарием. Оценки.

-Исходя из выполненного задания какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? (Правописание приставок и предлогов)

- Продолжите предложение:

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется … (приставкой)

Самостоятельная часть речи, которая служит для связи слов в предложении называется … предлогом)

VI Работа по теме урока

Работа по учебнику упр. 257 (с.131) Работа в парах. Самостоятельно читают задание. Разобрать 1 пример. Распределить роли кто будет читать задание, а кто комментировать. Выполнить только 1 столбик.

- Прочитайте. Какие словосочетания можно составить?

-Выполните задания.

-Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

-Назовите приставки и предлоги.

-Сравните приставки и предлоги в каждом словосочетании. Что вы заметили?

- Какую роль играет приставка в слове? (придаёт слову новое значение).

- Какую роль играет предлог? (Служит для связи слов).

VII Физминутка про суффикс.

VIII Проблема. Что мы знаем о предлоге.

- На доске 2 предложения:

Плот плыл по реке.

Плот плыл по бурной реке.

Плыла под водой.

Плыла (под чем?) под водой.

- Сравните предложения. Чем похожи и чем они отличаются?(Во втором предложении между предлогом и словом появилось слово)

- Это слово распространило наше предложение и показало, что между словом и предлогом можно поставить другое слово.

Вывод: Приставка пишется со словом слитно. Предлог пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.

Сравним наши выводы со сведениями о русском языке в учебнике. С.132

  1. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику упр. 259 стр.132.

- Самостоятельное выполнение. Проверка.

- Прочитайте предложения. Назовите приставки и предлоги.
IX Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

X Подведение итогов урока

- Как отличить предлог от приставки?

-Какие знания предшествующих уроков нам сегодня пригодились?
XI Домашнее задание стр. 132. Упр. 260, правило.
Список литературы


  1. Сборник «В помощь учителю» О.И. Дмитриева, Москва «ВАКО», 2014 г.