|
Пояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.)
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности. В связи с этим следует выделить следующие цели обучения геометрии:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Место предмета в базисном учебном плане
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится 70 часа из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 5 ч для проведения контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Для вводного повторения из них отводится 2 часа, 4 часа в конце учебного года, для повторения курса геометрии 8 класса. Программа используется без корректировки.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ. Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Тематический план. №п.п
| Тема раздела
| Количество ча-сов
| В том числе
| Контрольные работы
| Самостоятельные работы
| Практические работы
| Зачеты
|
| Вводное повторение
| 3
| 1
| 1
|
|
|
| Четырехугольники
| 14
| 1
| 2
|
| 1
|
| Площадь.
| 14
| 1
| 1
|
| 1
|
| Подобные треугольники
| 19
| 2
|
|
| 1
|
| Окружность.
| 17
| 1
| 1
|
| 1
| 6
| Повторение. Решение задач.
| 4
| 1
|
|
|
|
| Итого:
| 70
| 7
| 5
|
| 4
| №
| ТЕМА
| Кол час
| Дата.
| Контрольные работы.
|
| Повторение.
| 2
| 10.09
| Входная контрольная работа.
|
| Четырехугольники
| 14
| 23.10
| Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»
|
| Площадь.
| 14
| 18.12
| Контрольная работа №2 по теме «Площадь»
|
| Подобные треугольники
| 19
| 29.01 11.03
| Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников»
Административная контрольная работа №4 по теме «Применение подобия к решению задач»
|
| Окружность.
| 17
| 13.05
| Контрольная работа №5 по теме «Окружность»
|
| Повторение. Решение задач.
| 4
| 27.05
| Итоговая контрольная работа.
|
| Итого:
| 70
|
|
| Основное содержание тем.
Вводное повторение (2 часа)
Повторение материала курса 7 класса.
Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Решение задач. (4 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Поурочное календарное планирование.
№
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Кол.
Час
| Дата
| Оборудован.
ИКТ
|
Умк.
| 1
| Повторение. Треугольники. Признаки равенства треугольников.
| 1
| 3.09
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| По записи
| 2
| Повторение. Параллельные прямые.
| 1
| 4.09
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| По записи
|
| ГЛАВА V ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ
| 14
|
|
|
|
| §1. МНОГОУГОЛЬНИКИ.
| 2
|
|
|
| 3
| Входная диагностическая контрольная работа.
| 1
| 10.09
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (39),с.98
| 4
| Многоугольник. Выпуклый многоугольник, п.39.четырехугольник, п.п. 40,41.
| 1
| 11.09
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (40-41),с.99
|
| §2. ПАРАЛЛЕЛОГРАММ И ТРАПЕЦИЯ.
| 6
|
|
|
| 5
| Параллелограмм, п.42.
| 1
| 17.09
|
|
| (42),с.101
| 6
| Свойства и признаки параллелограмма, п.43.
| 1
| 18.09
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (43),с.102
| 7
| Решение задач на свойства и признаки параллелограмма.
| 1
| 24.09
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0
| (42-43),с104
| 8
| Трапеция, п.44.
| 1
| 25.09
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (44),с.103
| 9
| Трапеция, п.44.
| 1
| 1.10
|
| Таблица
| (44),с.103
| 10
| Задачи на построение циркулем и линейкой.
| 1
| 2.10
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| С.106-107
|
| §3. ПРЯМОУГОЛЬНИК. РОМБ. КВАДРАТ.
| 6
|
|
|
| 11
| Прямоугольник, п.45. Самостоятельная работа.
| 1
| 8.10
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (45),С.108
| 12
| Ромб и квадрат, п.46.
| 1
| 9.10
|
| Таблица.
| (46),с.109
| 13
| Решение задач.
| 1
| 15.10
|
| Дидактический материал.
| (45-46),с108
| 14
| Осевая и центральная симметрии, п. 47.
| 1
| 16.10
|
| Презентация к уроку.
| (47),с.110
| 15
| Решение задач. Зачет №1
| 1
| 22.10
|
| Дидактический материал.
| (47),с110
| 16
| Контрольная работа № 1 «Четырехугольники», п.п. 39-46.
| 1
| 23.10
|
|
| (39-44)
|
| ГЛАВА VI ПЛОЩАДЬ
| 14
|
|
|
|
| §1. ПЛОЩАДЬ МНОГОУГОЛЬНИКА.
| 2
|
|
|
|
| 17
| Анализ контрольной работы.
Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата, п.п. 48, 49.
| 1
| 29.10
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (48),с117
| 18
| Площадь прямоугольника, п.50.
| 1
| 30.10
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (50),с122
|
| II четверть
|
| §2. ПЛОЩАДИ ПАРАЛЛЕЛОГ
РАММА, ТРЕУГОЛЬНИКА И ТРАПЕЦИИ. 6ч.
| 19
| Площадь параллелограмма, п.51.
| 1
| 12.11
|
| Таблица.
| (51),с124
| 20
| Площадь треугольника, п.52.
| 1
| 13.11
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (52),с.125
| 21
| Площадь треугольника, п.52.
Самостоятельная работа.
| 1
| 19.11
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (52),с.125
| 22
| Площадь трапеции, п.53.
| 1
| 20.11
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (53),с.126
| 23
| Решение задач.
| 1
| 26.11
|
| Дидактический материал.
| (51-53), С124-128
| 24
| Решение задач
| 1
| 27.11
|
| Дидактический материал.
| (51-53)
|
| §3. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА.
| 6
|
|
|
| 25
| Теорема Пифагора, п.54.
| 1
| 3.12
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (54),с.129
| 26
| Теорема, обратная теореме Пифагора, п.55.
| 1
| 4.12
|
|
| (55),с.131
| 27
| Решение задач на применение теоремы Пифагора и обратной ей теоремы.
| 1
| 10.12
|
| Таблица.
|
| 28
| Решение задач.
| 1
| 11.12
|
| Дидактический материал.
| (54-55),с129
| 29
| Решение задач. Зачет №2
| 1
| 17.12
|
| Дидактический материал.
| (54-55),с.129
| 30
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 «Площадь», п.п. 47-55.
| 1
| 18.12
|
|
| (44-55)
|
| ГЛАВА VII ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ. 19 ч.
|
| §1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДОБНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.
| 2
|
|
|
|
| 31
| Анализ контрольной работы.
Пропорциональные отрезки, п.56.
| 1
| 24.12
|
|
| (56),с.138
| 32
| Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников, п.п. 57, 58.
| 1
| 25.12
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (56-57),с.139
|
| II четверть
|
| §2. ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.
| 6
|
|
|
|
| 33
| Первый признак подобия треугольников, п.59.
| 1
| 14.01
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (59),с.142
| 34
| Первый признак подобия треугольников, п.59.
| 1
| 15.01
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (59),с.142
| 35
| Второй признак подобия треугольников, п. 60.
| 1
| 21.01
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (60),с.143
| 36
| Третий признак подобия треугольников, п.61.
| 1
| 22.01
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (61),с.143
| 37
| Решение задач. Зачет № 3.
| 1
| 28.01
|
|
| (59-61)
| 38
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 «Признаки подобия треугольников», п.п. 56-61.
| 1
| 29.01
|
|
| (59-61)
|
| §3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.
| 7
|
|
|
|
| 39
| Анализ контрольной работы.
Средняя линия треугольника, п.62
| 1
| 4.02
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (62),с.146
| 40
| Решение задач.
| 1
| 5.02
|
| Дидактический материал.
| (62),с.146
| 41
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п.63.
| 1
| 11.02
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (63),с.147
| 42
| Решение задач.
| 1
| 12.02
|
|
| (62-63)
| 43
| Решение задач на построение методом подобия.
| 1
| 18.02
|
| Дидактический материал.
| (62-63)
| 44
| Решение задач на построение методом подобия.
| 1
| 19.02
|
| Дидактический материал.
| (62-63)
| 45
| Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур, п.п. 64, 65.
| 1
| 25.02
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (64-65),с.149
|
| §4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА.
| 4
|
|
|
|
| 46
| Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, п.66.
| 1
| 26.02
|
|
Таблицы.
| (66),с.156
| 47
| Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60, п.67.
| 1
| 4.03
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (67),с.158
| 48
| Решение задач.
| 1
| 5.03
|
|
| (66-67)
| 49
| Административная контрольная работа №4 «Применение подобия к решению задач», п.п. 62-67.
| 1
| 11.03
|
|
| (66-67)
|
| ГЛАВА VIII ОКРУЖНОСТЬ. 17 ч.
|
| §1. КАСАТЕЛЬНАЯ К ОКРУЖНОСТИ. 3ч.
| 50
| Анализ контрольной работы.
Взаимное расположение прямой и окружности, п.68.
| 1
| 12.03
|
| Таблица.
| (68),с.164
| 51
| Касательная к окружности, п.69.
| 1
| 18.03
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (69),с.166
| 52
| Касательная к окружности, п.69.
| 1
| 19.03
|
|
| (69),с.166
|
| IV четверть
|
| §2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ВПИСАННЫЕ УГЛЫ. 3ч.
| 53
| Градусная мера дуги окружности, п.70.
| 1
| 1.04
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (70),с.169
| 54
| Теорема о вписанном угле, п.71.
Самостоятельная работа.
| 1
| 2.04
|
| Таблица.
| (71),с.171
| 55
| Теорема о вписанном угле, п.71.
| 1
| 8.04
|
| Дидактический материал.
| (71),с.171
|
| §3. ЧЕТЫРЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ТОЧКИ ТРЕУГОЛЬНИКА.
| 3
|
|
|
|
| 56
| Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, п.72.
| 1
| 9.04
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (72),с.176
| 57
| Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, п.72.
| 1
| 15.04
|
| Дидактический материал.
| (72),с.176
| 58
| Теорема о пересечении высот треугольника, п.73.
| 1
| 16.04
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (73),с.179
|
| §4. ВПИСАННАЯ И ОПИСАННАЯ ОКРУЖНОСТИ.
| 8
|
|
|
|
| 59
| Вписанная окружность, п.74.
| 1
| 22.04
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (74),с.181
| 60
| Вписанная окружность, п.74.
| 1
| 23.04
|
| Дидактический материал.
| (74),с.181
| 61
| Описанная окружность, п.75.
| 1
| 29.04
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 8 класс»
| (75),с.183
| 62
| Описанная окружность, п.75.
| 1
| 30.04
|
| Таблица.
| (75),с183
| 63
| Решение задач. Вписанная и описанная окружности.
| 1
| 6.05
|
| Дидактик. материал.
| (68-75)
| 64
| Решение задач. Вписанная и описанная окружности. Зачет № 4
| 1
| 7.05
|
| Дидактик. материал.
| (68-75)
| 65
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 «Окружность», п.п. 68-75.
| 1
| 13.05
|
|
| (68-75)
| 66
| Анализ контрольной работы.
| 1
| 14.05
|
| Дидактик. материал.
| (68-75)
|
| ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
| 4
|
|
|
|
| 67
| Четырехугольники.
Площадь.
| 1
| 20.05
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (41-44),с.99
(51-53),с.124
| 68
| Подобные треугольники.
Окружность.
| 1
| 21.05
|
| Дидактический материал.
| (56-61),с.138
| 69
| Итоговая контрольная работа.
| 1
| 27.05
|
|
|
| 70
| Анализ контрольной работы.
Итоговое занятие.
| 1
| 28.05
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
|
|
Примерная тематика рефератов.
Геометрия в дороге: искусство мерить шагами.
Походная тригонометрия без формул и таблиц.
Геометрии звездного неба.
Практическая геометрия египтян и римлян.
Построение без циркуля.
Центр тяжести пластинки.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
|
|
|