Главная страница

Пояснительная записка



Скачать 132.97 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата10.02.2016
Размер132.97 Kb.
ТипПояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, примерной авторской программы по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9классов, обязаельным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели и задачи изучения:

  • овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.


Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:

3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии 68 часов геометрии, в учебный год. Из них 5 часов тематические контрольные работы и 1 час на итоговую административную контрольную работу.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстрированный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Содержание учебного курса


  1. Четырехугольники. 14 часов.

Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Знать/понимать:

- Определения: многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;

- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

- свойства этих четырехугольников;

- признаки параллелограмма;

- виды симметрии.

Уметь:

- распознавать на чертеже многоугольники и выпуклые многоугольники; параллелограммы и трапеции;

- применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

- применять свойства и признаки параллелограммов при решении задач;

- делить отрезок на n равных частей;

- строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;

- выполнять чертеж по условию задачи.

  1. Площадь. 14 часов.

Основная цель – расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.

Знать/понимать:

- представление о способе измерения площади, свойства площадей;

- формулы площадей: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;

- формулировку теоремы Пифагора и обратной ей.

Уметь:

- находить площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;

- применять формулы при решении задач;

- находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора;

- определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора.

- выполнять чертеж по условию задачи.

  1. Подобные треугольники. 19 часов.

Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Знать/понимать:

- определение подобных треугольников;

- формулировки признаков подобия треугольников;

- формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников;

- формулировку теоремы о средней линии треугольника;

- свойство медиан треугольника;

-понятие среднего пропорционального,

- свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла;

- определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника

- значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º.

Уметь:

- находить элементы треугольников, используя определение подобных треугольников;

- находить отношение площадей подобных треугольников;

- применять признаки подобия при решении задач;

- применять метод подобия при решении задач на построение;

- находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой;

- решать прямоугольные треугольники.

  1. Окружность. 17 часов.

Основная цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

Знать/понимать:

- случаи взаимного расположения прямой и окружности;

- понятие касательной, точек касания, свойство касательной;

- определение вписанного и центрального углов;

- определение серединного перпендикуляра;

- формулировку теоремы об отрезках пересекающихся хорд;

- четыре замечательные точки треугольника;

- определение вписанной и описанной окружностей.

Уметь:

- определять и изображать взаимное расположение прямой и окружности;

- окружности, вписанные в многоугольник и описанные около него;

- распознавать и изображать центральные и вписанные углы;

- находить величину центрального и вписанного углов;

- применять свойства вписанного и описанного четырехугольника при решении задач;

- выполнять чертеж по условию задачи;

- решать простейшие задачи, опираясь на изученные свойства.

  1. Повторение. Решение задач. 4 часа

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Название темы

Кол-во часов по рабочей программе

Кол-во контрольных работ

1

Четырехугольники

14

1

2

Площади фигур

14

1

3

Подобные треугольники

19

2

4

Окружность

17

1

5

Повторение. Решение задач

4

1

ИТОГО

68

6


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Содержание учебного материала

сроки изучения

Примеча

ние

1,2

Повторение







Четырехугольники

14 часов

3,4

Многоугольники







5

Параллелограмм и его свойства







6

Признаки параллелограмма







7

Трапеция







8

Решение задач. Виды трапеции







9

Параллелограмм и трапеция







10

Решение задач







11

Прямоугольник







12

Ромб и квадрат







13

Осевая и центральная симметрия







14

Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»







15,16

Анализ контрольной работы. Решение задач.







Площади фигур

14 часов

17,18

Площадь многоугольника







19-23

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции







24-26

Теорема Пифагора







27

Решение задач







28

Повторительно-обобщающий урок







29

Контрольная работа № 2 по теме «Площади фигур»







30

Анализ контрольной работы. Решение задач.







Подобные треугольники

19 часов

31,32

Определение подобных треугольников







33-37

Признаки подобия треугольников







38

Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»







39-43

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач







44-46

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника







47

Повторительно-обобщающий урок







48

Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники»







49

Анализ контрольной работы. Решение задач.







Окружность

17 часов

50-52

Касательная к окружности







53-56

Центральные и вписанные углы







57-58

Четыре замечательные точки треугольника







59-62

Вписанная и описанная окружность







63

Решение задач







64

Повторительно-обобщающий урок







65

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»







66

Анализ контрольной работы. Решение задач.







Повторение 2 часа

67

Решение задач







68

Итоговая контрольная работа







Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Учебно - методическое обеспечение


  1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений – 21-е изд.-М.: Просвещение, 2011г.

  2. Н.Ф.Гаврилова. универсальные поурочные разработки по геометрии: 8 класс. -2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2013г.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс/Сост. Н.Ф.Гаврилова. –М.: ВАКО, 2011.

  4. Тесты по геометрии: 8класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7-92. М.: Просвещение/ А.В.Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.



Список литературы


  1. Государственная программа по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2009г.

  2. Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия для 7-9класс. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008

  4. «Примерная программа основного общего образования по математике», 2-еиздание, М.: Просвещение, 2009.

  5. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по математике. //Вестник образования России, 2004 (№12).