|
Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, примерной авторской программы по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9классов, обязаельным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Цели и задачи изучения:
овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Общая характеристика учебного предмета. Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии 68 часов геометрии, в учебный год. Из них 5 часов тематические контрольные работы и 1 час на итоговую административную контрольную работу.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстрированный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Содержание учебного курса
Четырехугольники. 14 часов.
Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Знать/понимать:
- Определения: многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- свойства этих четырехугольников;
- признаки параллелограмма;
- виды симметрии.
Уметь:
- распознавать на чертеже многоугольники и выпуклые многоугольники; параллелограммы и трапеции;
- применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- применять свойства и признаки параллелограммов при решении задач;
- делить отрезок на n равных частей;
- строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
- выполнять чертеж по условию задачи.
Площадь. 14 часов.
Основная цель – расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
Знать/понимать:
- представление о способе измерения площади, свойства площадей;
- формулы площадей: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
- формулировку теоремы Пифагора и обратной ей.
Уметь:
- находить площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
- применять формулы при решении задач;
- находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора;
- определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора.
- выполнять чертеж по условию задачи.
Подобные треугольники. 19 часов.
Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Знать/понимать:
- определение подобных треугольников;
- формулировки признаков подобия треугольников;
- формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников;
- формулировку теоремы о средней линии треугольника;
- свойство медиан треугольника;
-понятие среднего пропорционального,
- свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла;
- определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника
- значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º.
Уметь:
- находить элементы треугольников, используя определение подобных треугольников;
- находить отношение площадей подобных треугольников;
- применять признаки подобия при решении задач;
- применять метод подобия при решении задач на построение;
- находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой;
- решать прямоугольные треугольники.
Окружность. 17 часов.
Основная цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Знать/понимать:
- случаи взаимного расположения прямой и окружности;
- понятие касательной, точек касания, свойство касательной;
- определение вписанного и центрального углов;
- определение серединного перпендикуляра;
- формулировку теоремы об отрезках пересекающихся хорд;
- четыре замечательные точки треугольника;
- определение вписанной и описанной окружностей.
Уметь:
- определять и изображать взаимное расположение прямой и окружности;
- окружности, вписанные в многоугольник и описанные около него;
- распознавать и изображать центральные и вписанные углы;
- находить величину центрального и вписанного углов;
- применять свойства вписанного и описанного четырехугольника при решении задач;
- выполнять чертеж по условию задачи;
- решать простейшие задачи, опираясь на изученные свойства.
Повторение. Решение задач. 4 часа
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Название темы
| Кол-во часов по рабочей программе
| Кол-во контрольных работ
| 1
| Четырехугольники
| 14
| 1
| 2
| Площади фигур
| 14
| 1
| 3
| Подобные треугольники
| 19
| 2
| 4
| Окружность
| 17
| 1
| 5
| Повторение. Решение задач
| 4
| 1
| ИТОГО
| 68
| 6
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| Содержание учебного материала
| сроки изучения
| Примеча
ние
| 1,2
| Повторение
|
|
| Четырехугольники
14 часов
| 3,4
| Многоугольники
|
|
| 5
| Параллелограмм и его свойства
|
|
| 6
| Признаки параллелограмма
|
|
| 7
| Трапеция
|
|
| 8
| Решение задач. Виды трапеции
|
|
| 9
| Параллелограмм и трапеция
|
|
| 10
| Решение задач
|
|
| 11
| Прямоугольник
|
|
| 12
| Ромб и квадрат
|
|
| 13
| Осевая и центральная симметрия
|
|
| 14
| Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»
|
|
| 15,16
| Анализ контрольной работы. Решение задач.
|
|
| Площади фигур
14 часов
| 17,18
| Площадь многоугольника
|
|
| 19-23
| Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции
|
|
| 24-26
| Теорема Пифагора
|
|
| 27
| Решение задач
|
|
| 28
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
| 29
| Контрольная работа № 2 по теме «Площади фигур»
|
|
| 30
| Анализ контрольной работы. Решение задач.
|
|
| Подобные треугольники
19 часов
| 31,32
| Определение подобных треугольников
|
|
| 33-37
| Признаки подобия треугольников
|
|
| 38
| Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»
|
|
| 39-43
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
|
|
| 44-46
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
|
|
| 47
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
| 48
| Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники»
|
|
| 49
| Анализ контрольной работы. Решение задач.
|
|
| Окружность
17 часов
| 50-52
| Касательная к окружности
|
|
| 53-56
| Центральные и вписанные углы
|
|
| 57-58
| Четыре замечательные точки треугольника
|
|
| 59-62
| Вписанная и описанная окружность
|
|
| 63
| Решение задач
|
|
| 64
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
| 65
| Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»
|
|
| 66
| Анализ контрольной работы. Решение задач.
|
|
| Повторение 2 часа
| 67
| Решение задач
|
|
| 68
| Итоговая контрольная работа
|
|
| Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Учебно - методическое обеспечение
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений – 21-е изд.-М.: Просвещение, 2011г.
Н.Ф.Гаврилова. универсальные поурочные разработки по геометрии: 8 класс. -2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2013г.
Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс/Сост. Н.Ф.Гаврилова. –М.: ВАКО, 2011.
Тесты по геометрии: 8класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7-92. М.: Просвещение/ А.В.Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Список литературы
Государственная программа по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2009г.
Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2009.
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия для 7-9класс. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008
«Примерная программа основного общего образования по математике», 2-еиздание, М.: Просвещение, 2009.
Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по математике. //Вестник образования России, 2004 (№12).
|
|
|